Бюджетная система Республики Беларусь

курсовая работа

3.1 Доходы государственного бюджета и роль налогов в их формировании. Анализ доходов государственного бюджета

В республиканском бюджете выделяется доходная и расходная часть. Бюджетные доходы понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти денежные средства внебюджетных фондов и прочие ресурсы.

Доходы бюджета - экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), учреждениями, организациями и гражданами в процессе формирования фондов денежных средств. Они необходимы для выполнения целей и задач государства.
Форма проявления этих экономических отношений - различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественное воплощение - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд, государственное устройство страны, методы хозяйствования, а также экономические и социальные задачи, решаемые обществом, влияют на состав бюджетных доходов, форму мобилизации денежных средств в бюджет [21,с.258].

Основным материальным источником формирования доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Основными методами, используемыми государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно, определяется экономической ситуацией в стране, степенью противоречий (политических, социальных), состоянием финансов.
Налоги - главный метод перераспределения национального дохода. Их доля составляет более 90% общей доходной части государственного бюджета [22,с.275].

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов.

К доходам бюджета относят государственные займы, к которым государство прибегает в случае бюджетного дефицита. Погашение займов и выплата по ним процентов осуществляются за счет дополнительных налоговых платежей либо выпускаемых займов.

Третий метод самый непопулярный: к нему прибегают при чрезвычайных обстоятельствах, применяя эмиссию бумажных денег. Начинается инфляция, которая может привести к тяжелым социально-экономическим последствиям.

Также к источникам формирования доходов бюджета относят поступления: от внешнеэкономической деятельности, от эксплуатации государственной собственности, от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг, от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги (проценты и дивиденды).

Прошедший финансовый год стал годом серьезных испытаний для всей финансовой системы государственного управления. Валютный кризис глубоко вмешался в стандартный бюджетный процесс и денежно-кредитную сферу, что потребовало принятия сложных, нередко непопулярных решений.

Тем самым было продемонстрировано стремление власти к принятию системных экономических решений, которые способствовали бы стабилизации ситуации. Одной из сильных сторон стабилизационной программы было сбалансированное исполнение бюджета.

Учитывая, что консолидированный бюджет наиболее полно отражает результаты функционирования бюджетной системы республики, представляется целесообразным анализ структуры и качества исполнения расходов бюджета провести на его основе.

По итогам 2011 года доходы консолидированного бюджета составили 85,6 трлн. рублей, увеличились по сравнению с 2010 годом на 75,6% (в реальном выражении - на 14,6%). Отношение доходов консолидированного бюджета к валовому внутреннему продукту (далее ВВП), составило 31,2% (в 2010 году - 29,7% ) [9].

Дополнительные доходы привлечены за счет:

увеличения ставки экспортных пошлин на калийные удобрения;

роста акцизов на алкогольные напитки и табачные изделия;

изъятия сверхдоходов предприятий монополистов.

В третьем квартале прошлого года, когда в период выхода на единый обменный курс осознанно сдерживались расходы бюджета, обязательства бюджета по финансированию первоочередных расходов возросли, а инфляционно - девальвационные последствия еще не в полной мере отразились на доходах бюджета, его наполняемости. В таких бюджетных «ножницах» финансовые органы верно определяли приоритеты финансирования, что позволило сконцентрировать ресурсы на первоочередных обязательствах и стало залогом успешного исполнения бюджета.

Рассмотрим консолидированный бюджет Республики Беларусь. В качестве исследуемой базы выбран период 2010-2011 гг.

Доходы и расходы консолидированного бюджета в 2011 году в номинальном выражении представлены на рисунке 3.1.1.

Рисунок 3.1.1 - Доходы и расходы консолидированного бюджета в 2011 году в номинальном выражении

В наиболее общем виде консолидированный бюджет республики за указанные периоды представлен в таблице 3.1.1[9]

Таблица 3.1.1 - Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. руб.

Доходы консолидированного бюджета

млрд. рублей

Наименование статей

доходов бюджета

2010 год

уд. вес,

2011 год

уд. вес,

%%

%%

ДОХОДЫ - всего

48 754,2

100,0

85 608,3

100,0

налоговые доходы

44 874,9

92,0

73 445,9

85,8

из них:

налоги на доходы и прибыль

11 822,5

24,2

18 563,6

21,7

в том числе:

подоходный налог с физических лиц

5 380,8

11,0

9 316,4

10,9

налог на прибыль

5 580,4

11,4

8 688,9

10,1

налоги на собственность

1 850,1

3,8

2 549,2

3,0

налоги на товары (работы, услуги)

22 980,8

47,1

34 754,6

40,6

в том числе:

налог на добавленную стоимость

16 226,4

33,3

26 498,5

31,0

акцизы

4 350,2

8,9

5 599,5

6,5

налоговые доходы от

внешнеэкономической деятельности

5 776,2

11,8

15 146,9

17,7

неналоговые доходы

3 769,6

7,7

12 000,5

14,0

безвозмездные поступления

109,7

0,2

161,9

0,2

Основная доля консолидированного бюджета (около 90%) формировалась за счет поступлений. За 2011 год в бюджет поступило 73445,9 млрд. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 63,7% (в реальном выражении - на 6,9%).

Неналоговые доходы за 2011 год сложились в сумме 12000 млрд. рублей и по сравнению с 2010 годом увеличились на 218,3% (в реальном выражении - на 107,8%).

Структура налоговых доходов приведена в диаграмме (Приложение А). Формирование налоговых доходов за 2011 год на 92,3% обеспеченно поступлениями налога на добавленную стоимость (36,1%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (20,6%), налога на прибыль (11,8%), акцизов (7,6%), налогов на собственность (3,5%). Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2010 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (+7,7п.п.), подоходного налога (+0,7п.п.) Данные о налоговых доходах консолидированного бюджета за 2010-2011 г.г. представлены на рисунке 3.1.2

Рисунок 3.1.2 - «Налоговые доходы консолидированного бюджета»

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в 2011 году составили: по налогу на добавленную стоимость 26,5 трлн. руб. (прирост поступлений к 2010 году 53,3%, в реальном выражении - 0,1%); по налоговым доходам внешнеэкономической деятельности - 15,1 трлн. руб. (прирост 162,2%, в реальном выражении - 71,1%); по налогу на прибыль 8,7 трлн. рублей (прирост 55,7%, в реальном выражении - 1,6%), по подоходному налогу 9,3 трлн. руб. (прирост 73,1%, в реальном выражении -13,0%); по акцизам 5,6 трлн. руб. (прирост 28,7%, в реальном выражении снижение на

16,0%); по налогам на собственность 2,5 трлн. рублей (прирост 37,8%, в реальном выражении снижение на 10,1%).

С точки зрения характеристики консолидированного бюджета по доле участия в ней республиканского и местных бюджетов, его структура в 2010-2011 гг. выглядит следующим образом (таблица 3.1.2):

Таблица 3.1.2 - Структура консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. руб.

Бюджетный уровень

Доходы

Расходы

2010 год

2011 год

2010 год

2011 год

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ - всего, млрд.руб.

в том числе:

48 772,8

85608,4

52980,8

79428,2

республиканский бюджет

30 288,2

54190,1

34282,1

51950,5

местные бюджеты

27 976,4

48400,1

28367,8

43943,4

Для большей наглядности и четкости при проведении анализа ниже приведены диаграммы, показывающие распределение долей республиканского и местных бюджетов в консолидированном бюджете Республики Беларусь.[9]

На рисунке 3.1.3 отображена структура консолидированного бюджета по доходам.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Рисунок 3.1.3 - Структура консолидированного бюджета Республики Беларусь по доходам

Как видно из вышеприведенных данных, в структуре консолидированного бюджета преобладают доходы республиканского бюджета. Их доля в структуре бюджета составляет 63,4% , 36,6% - доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений)

Делись добром ;)