Бюджетная система Российской Федерации

курсовая работа

2.2 Анализ основных показателей бюджета Челябинской области

А) Подберем цифровой материал о доходах/расходах бюджета субъекта федерации за последние 2-3 года, включая текущий, используя данные ст.1 закона субъекта федерации «О бюджете субъекта федерации на соответствующий год…» и заполним таблицу 3.

Таблица 3 Показатели бюджета Челябинской области

2009

2010

2011

Изменения к 2009, %

2010

2011

Доходы, млн. руб.

73365, 8

82804,0

79070,2

12,9

7,8

Расходы, млн. руб.

81638,7

83339,8

83918,2

2,1

2,8

+ / - , млн. руб.

-8272,9

- 535,8

-4848

93,5

41,4

Рассчитаем изменения показателей к 2009 году по формуле

Тn = (уn - yo) / yo*100%, (1)

где уn-- уровень сравниваемого периода; yo -- уровень базисного периода.

Доходы: Т2010 = (82 804,0- 73 365, 8)/ 73 365, 8*100% = 12,9%

Т2011=(79070,2 - 73 365, 8)/ 73 365, 8*100% = 7,8%

Расходы: Т2010 = (83 339,8- 81 638,7)/ 81 638,7*100% = 2,1;

Т2011=(83918,2 - 81 638,7)/ 81 638,7*100% = 2,8%

+ / - : Т2010 = ( - 535,8+ 8 272,9))/( -8 272,9)*100% = 93,5 %

Т2011=( -4 848 + 8 272,9))/( -8 272,9)*100% = 41,4 %

Б) Проанализируем полученные данные. Дефицит бюджета в 2009 году составил 8 272,9 млн. руб. Дефицит бюджета Челябинской области в 2010 г составил 535 млн. руб против 8,2 млрд. руб в 2009 г и 10,8 млрд. руб. Доходы областного бюджета в 2010 г увеличились на 12,9 % до 82,804 млрд. руб., в том числе собственные доходы области, полученные за счёт налоговых и неналоговых поступлений, выросли на 57% до 59 млрд. 195,3 млн. руб. В связи со стабилизацией собственной доходной базы, объем поступлений из федерального бюджета уменьшился на 17% до 23 млрд. 806,3 млн. руб. Большая часть федеральных трансфертов направлена на реализацию целевых программ, в том числе 5 млрд. 111,7 млн. руб. - на социальные выплаты, 4 млрд. 207,8 млн. руб - на содействие занятости населения, 2 млрд. 141,2 млн. руб. - на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья, более 1,5 млрд. руб. - на поддержку сельского хозяйства, 1 млрд. 68,8 млн. руб. - на ремонт дорог, 1159,5 млн. руб. - на реализацию мероприятий в области здравоохранения, 519,8 млн. руб. - на проекты в сфере образования. Для финансирования неотложных расходов региону из федерального бюджета были предоставлены кредиты на 1310,7 млн. руб., эти средства направлены на поддержку пострадавших от засухи сельхозтоваропроизводителей и развитие дорожного хозяйства. Расходы областного бюджета в 2010 г. выросли на 2,1% до 83 339,8 млн. руб., из которых 44 млрд. 917,5 млн. руб. были перечислены муниципалитетам. В частности, расходы на финансирование дорожной отрасли увеличились до 7 млрд. 661,2 млн. руб., областных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, спорта и реализацию областных мероприятий - на 15% до 16706,5 млн. руб.; на обязательное медицинское страхование неработающего населения - на 3% до 5267 млн. руб.; сельского хозяйства - на 78% до 4484,6 млн. руб.; обеспечение занятости населения - на 11%до 3 984 млн руб; обеспечение национальной безопасности и правоохранительную деятельность - на 20% до 3217,1 млн. руб.

Формирование проекта областного бюджета на 2011 год осуществлялось с учетом положений Бюджетного послания Президента России и Программы повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р. Доходы областного бюджета в 2011 году запланированы в сумме 79070,2 млн. рублей с приростом к первоначальному плану 2010 года на 27%. Расходы бюджета рассчитаны в сумме 83918,2 млн. рублей, или на 16% больше первоначального объема на текущий год. Дефицит бюджета планируется в сумме 4848 млн. рублей и уменьшится по отношению к уровню 2009г. на 41,4%. Превышение расходов над доходами планируется покрыть частично за счет остатков бюджетных средств на 1 января 2011 года, частично за счет привлечения кредитов. В основу расчетов доходной базы областного бюджета приняты показатели умеренного варианта прогноза социально-экономического развития Челябинской области на 2011 год, которые предусматривают рост к уровню текущего года:

· валового регионального продукта - на 4,3%;

· прибыли прибыльных предприятий - на 8,6%;

· фонда оплаты труда - на 8,2%;

· среднегодовой стоимости имущества - на 10%.

На 82% доходы областного бюджета на 2011 год будут сформированы за счет собственных (налоговых и неналоговых) поступлений.

Основными доходными источниками будут: налог на прибыль организаций - 36% в объеме собственных доходов, налог на доходы физических лиц - 32%, налог на имущество организаций - 14%, акцизы - 13%.

В целях повышения результативности бюджетной системы в 2011 году будет обеспечена реализация 32 областных целевых программ, утвержденных Правительством Челябинской области, с объемом финансирования 6,8 млрд. рублей.

В)

Рисунок 3 - Бюджет Челябинской области

г) Ответы на вопросы.

1) назовите стадии и основных участников бюджетного процесса на региональном уровне:

Бюджетная система области представляет собой совокупность областного бюджета и местных бюджетов, основанную на экономических отношениях и юридических нормах.

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

1) составление проектов бюджетов;

2) рассмотрение бюджетов;

3) утверждение бюджетов;

4) исполнение бюджетов, а также составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составление бюджета производится на основе концепции социально-экономического развития Российской Федерации, налогового и бюджетного законодательства, законов области, утвержденных областной Думой, целевых программ, постановлений областной Думы, прогнозных, ценовых и объемных показателей деятельности юридических и физических лиц, прогноза социально-экономического развития области, районов и городов области.

Областной бюджет утверждается в форме закона Челябинской области. Утверждение и исполнение областного бюджета осуществляется органами государственной власти области. Самостоятельность обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.

К ведению исполнительных органов государственной власти (администрации области) относятся составление проекта соответствующего бюджета, исполнение этого бюджета и контроль за исполнением выделенных бюджетных ассигнований. К ведению областной Думы относятся рассмотрение проекта соответствующего бюджета, утверждение этого бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета об его исполнении. Вмешательство иных органов и организаций в процесс составления проекта, утверждения и исполнения бюджета не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Таким образом, работу по составлению проекта областного бюджета и бюджета области осуществляет администрация области. Комитеты областной Думы рассматривают проект закона «Об областном бюджете» и готовят свои заключения с замечаниями и предложениями. Областная Дума при принятии закона вправе внести в него изменения при условии согласования их с администрацией области. Принятый закон «Об областном бюджете» является основанием для выделения ассигнований из областного бюджета. Администрация области организует исполнение областного бюджета, обеспечивает поступление доходов и осуществляет контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им из областного бюджета ассигнований. Контроль за исполнением областного бюджета осуществляется контрольной комиссией областной Думы путем проверки текущей бюджетной отчетности и в процессе рассмотрения годового отчета об исполнении областного бюджета. Информация об исполнении областного бюджета представляется областным финансовым управлением, ежемесячно нарастающим итогом с начала года. Контрольная комиссия представляет материалы проверок в комитет по бюджету, финансово-экономическому и налоговому законодательству областной Думы.

2) каким документом регламентируется бюджетный процесс Челябинской области

Бюджетный процесс регламентируется Законом Челябинской области от 27 октября 2005 г. N 418-ЗО «О бюджетном процессе в Челябинской области»

3) назовите орган власти, осуществляющий контроль за расходованием средств регионального бюджета

Администрация области организует исполнение областного бюджета, обеспечивает поступление доходов и осуществляет контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им из областного бюджета ассигнований.

Контроль за исполнением областного бюджета осуществляется Контрольно-счетной палатой Челябинской области. Контрольно-счетная палата осуществляет:

1) предварительный, текущий и последующий финансовый контроль на основании годового и текущего плана работы за использованием средств областного бюджета, средств Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования, результативностью и эффективностью использования средств местных бюджетов, а также за использованием имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области и муниципальной собственности тех муниципальных образований, местные бюджеты которых получают средства областного бюджета, путем проведения ревизий и проверок.

2) применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней при проведении контрольных мероприятий и экспертноаналитических работ.

4) Перечислите основные источники финансирования дефицита регионального бюджета

Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные ссуды от других уровней бюджетной системы и кредиты, полученные от кредитных организаций;

По российскому законодательству бюджетный дефицит может финансироваться только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше пяти процентов от объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. При этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущие расходы. Источники финансирования дефицита региональных бюджетов могут использоваться только на покрытие инвестиционных расходов, эти средства нельзя направлять на обслуживание и погашение долга субъектов РФ.

Делись добром ;)