1.1 Основные виды расходов и доходов государственного бюджета
государственный бюджет финансирование
В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение: государственный бюджет это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти [10, С.1]. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
Государственный бюджет выполняет следующие функции [7, С.32]:
- фискальную, которая заключается в аккумуляции и централизации денежных средств, предназначенных для общенациональных нужд;
- регулирующую, суть которой состоит в том, что изменение доходов и расходов государства позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы и темп инфляции, то есть стабилизировать экономику;
- социальную, которая позволяет осуществлять социальную защиту населения и выравнивание уровня жизни;
- контрольную, благодаря которой движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать.
Государственные бюджеты сроком на один год разрабатываются Министерствами финансов и утверждаются парламентами, т. е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за исполнение бюджета. В государственном бюджете устанавливаются доходы и расходы государства, а также прогнозируемый уровень инфляции и ВВП. Никакие другие документы - программы, заявления, обещания - так не раскрывают действительных намерений правительства, как это способен сделать государственный бюджет.
Структура доходов и расходов бюджета принципиально одинакова во всех странах со смешанной экономикой.
Структура доходов госбюджета представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Структура доходов госбюджета
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ [9, С.1].
Доходы государственного бюджета как экономическая категория выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет. По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти.
Доходы государственного бюджета формируются за счет [9, С.1]:
1. налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;
2. неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
3. доходов целевых бюджетных фондов.
Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов - 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.
Важнейшая задача исполнения бюджета-обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
Структура расходов госбюджета представлена на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Структура расходов госбюджета
В расходах государственного бюджета можно выделить несколько блоков [9, С.1]:
1) Расходы на национальную оборона и содержание государственного аппарата. Сюда входят расходы на национальную оборону и вооружение, функционирование органов власти и международную деятельность, суды и правоохранительную деятельность, обслуживание государственного долга;
2) Расходы на социальное развитие, которые включают в себя расходы на образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, социальную политику;
3) Расходы на поддержку отраслей реального сектора экономики, таких как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и т. д.;
4) Финансовая помощь нижестоящим бюджетам.
При сбалансированном бюджете доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
- Введение
- 1. Государственный бюджет и его структура
- 1.1 Основные виды расходов и доходов государственного бюджета
- 1.2 Концепции государственного бюджета
- 1.3 Способы финансирования дефицита государственного бюджета
- 1.4 Государственный долг, его виды и последствия
- 2. Государственный бюджет России в 2013-2015 гг.
- 2.1 Основные виды расходов государственного бюджета
- 2.2 Поступление доходов государственного бюджета
- Заключение
- 2. Государственный бюджет как инструмент
- Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования экономики.
- Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
- 4. Бюджет как инструмент государственного регулирования.
- 4 Бюджет как инструмент государственного регулирования.
- 56.Государственный бюджет – важнейший инструмент регулирования экономики.
- 4. Бюджет как инструмент государственного регулирования.
- 4. Бюджет как инструмент государственного регулирования.
- 3.4. Бюджет как инструмент государственного регулирования.
- Способы регулирования государственного бюджета