logo
Государственный бюджет. Проблема бюджетного дефицита

1. Госбюджет - Сущность и роль в перераспределении национального дохода

1.1 Понятие и функции государственного бюджета

Бюджет (от старонормандского bougette -- кошель, сумка) -- схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год [20]. Бюджет -- это важнейшая концепция, как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.

Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При этом государственный бюджет интегрирует все социально - экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны.

Понятие бюджет определяется различными авторами по-разному. Бюджет определяется как экономическая категория, то есть совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств или муниципального (местного) фонда денежных средств [10, с. 45].

Седов В.в. понятие «бюджет» трактует двояким образом:

Во-первых, как совокупность денежных средств, которыми располагает экономический субъект.

Во-вторых, как соотношение доходов или как баланс денежных средств, характеризующих их поступления и расходы в течение определенного периода (обычно года) [22, с. 56].

Оба эти определения применимы к понятию «государственный бюджет».

Прежде всего государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, необходимых государству для выполнения своих экономических, социальных и политических функций. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций [13, с. 114].

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, а бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (Ст. 6).

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

Государственный бюджет - это план государственных доходов и расходов на год. Бюджет государства - центральное звено финансовой системы страны. В РФ этот план готовится Министерством финансов, после чего утверждается Государственной думой.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

Роль бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна на разных периодах истории. При этом достаточно четко выделяются два этапа.

В эпоху классического капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно, что в ведущих странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18% национального дохода [7, с. 289].

Во второй половине XX в. бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Через бюджет западных государств ныне перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.

Очевидно, что денежные средства государству должны откуда-то поступать и на что-то расходоваться. При этом государству в отличие от других субъектов должны быть хорошо известны источники поступлений средств и адреса расходов. Вот почему формирование госбюджета связано с составлением ежегодной сметы доходов и расходов государства. Такая смета воплощается в финансовом плане, в котором с учетом текущего состояния экономики и ее перспектив, а также стоящих перед ним задач, определяется объем поступлений в государственную казну, их источник и основные направления использования бюджетных средств. Так что госбюджет предстает как основной финансовый план государства.

Вначале этот план существует в виде проекта, который составляется министерством финансов и выносится на обсуждение высшего законодательного органа (такого, как Дума в России). В него вносятся поправки, которые согласовываются, затем бюджет утверждается и становится законом. Тем самым государственный бюджет предстает как законодательно утвержденный основной финансовый план государства.

После того как госбюджет принят, начинается его исполнение. С одной стороны, обеспечивается поступление денежных средств в централизованный фонд государства. Это называется исполнением статей доходов госбюджета. С другой стороны, средства централизованного фонда направляются по разным назначениям. То есть происходит исполнение статей расходов госбюджета.

Следует отметить, что финансовые планы доходов и расходов составляются на разных уровнях государственной власти: местном (муниципальном), областном, республиканском, федеральном. Совокупность доходов и расходов на всех уровнях государственной власти образует консолидированный бюджет, или бюджетную систему государства.

Тем самым действует принцип единства и самостоятельности бюджетов. Единство предполагает учет единых правил, форм и требований при формировании и использовании средств бюджета. Самостоятельность предполагает наличие собственных источников и собственных адресных расходов. Нередко в бюджете выделяются ассигнования на текущие (обязательные) расходы и на развитие, от которых можно отказаться, если нет средств.

Путем изменения уровня расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов). В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру [7, с. 293].

Эти два вида государственных мер не могут дать надлежащего эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере. Когда экспансивная политика не сопровождается уменьшением объема денежной эмиссии и кредита, то это усиливает инфляцию. В свою очередь, если рестриктивная политика сочетается с жесткими ограничениями объема денежных средств, то это может вызвать экономический кризис.

Бюджет обладает следующими функциями:

Ш образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

Ш использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

Ш контрольная.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы. Основными источниками доходов бюджета, поступающих в распоряжение органов государственной власти, являются различного вида налоги (налог на прибыль, подоходный налог и др.), займы, пошлины, сборы, доходы от эмиссии бумажных денег.

В странах с развитой рыночной экономикой поступления от налогообложения составляют до 90% всех доходов бюджета государства. Если этих поступлений недостаточно для покрытия расходов, то правительство прибегает к государственным займам. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция принадлежит расходам бюджета государством на конкретные цели. Важной статьей расходов бюджета государства являются государственные закупки товаров и услуг: строительство дорог и учреждений, средства связи, оплата услуг врачей, педагогов, покупка оружия для национальной обороны. Значительную долю в расходах правительства составляют трансфертные платежи, посредством которых перераспределяются налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий и пр. К расходной статье бюджета государства относится выплата процентов по государственному долгу.

Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, экономических регионов, учреждений непроизводственной сферы, отдельных хозяйствующих субъектов. Структура бюджетных расходов непостоянна, например, изменение соотношения между расходами на обеспечение безопасности, правоохранительную деятельность и социально-культурные мероприятия свидетельствует о тенденции спада производства.

Итак, принятый государственный бюджет является законом. Однако реальная жизнь редко укладывается в рамки бюджета. Например, не удалось собрать налоги в ожидаемом размере, потому что в государстве наступил экономический спад и многие фирмы не получили никакой прибыли, а физические лица получили меньше доходов, в результате чего в бюджет поступило меньше подоходного налога.

Структура бюджетных расходов и доходов, в которых проявляется сущность любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане.

Последняя функция бюджета - контрольная, обеспечивающая возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство).

Через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Через бюджет перераспределяется 30-40% национального дохода.

Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для более быстрого развития наукоемких производств, научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного стабилизатора. Такое назначение бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности расходов.

В 2007 году в РФ был впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 -- 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет (Приложение 1).

3 марта 2008 года был принят Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета (Приложение 1).

24 ноября 2008 года был принят Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года (Приложение 1).

В связи с финансовым кризисом предполагалось значительно уменьшить доходную часть бюджета 2009 года, сохранив расходы на том же уровне.

Общими параметрами бюджета на 2010 год называют суммарные цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, -- параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов (Приложение 2).

1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их структура

Каждый бюджет, вне зависимости от его уровня в бюджетной системе, состоит из доходов и расходов. Первичным источником доходов бюджетов является национальный доход общества, а расходы бюджетов, находясь в тесной взаимосвязи с доходами, определяются задачами, стоящими перед государством и муниципальными образованиями (местным самоуправлением).

Доходы бюджетов классифицируют по разным признакам:

- по социально-экономическому признаку;

- по условиям зачисления доходов в соответствующие бюджета;

- по юридическим формам доходов [10, с. 115].

По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйствующих субъектов, вне зависимости от формы собственности, на основе которой они осуществляют хозяйственную (в том числе предпринимательскую) деятельность, и доходы от граждан.

По условиям зачисления доходов в соответствующие бюджета доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие.

По юридическим формам доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые.

Новое бюджетное законодательство детально регламентирует доходы и расхода бюджетов. Многие положения, выработанные наукой финансового права, получили в Бюджетном Кодексе РФ законодательное закрепление.

БК РФ устанавливает не только общие положения о формировании доходов бюджетов, вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, но и регламентирует доходы отдельных видов бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Содержание составляющих бюджет категорий не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой.

Уравнять доходы и расходы бюджета оказывается чрезвычайно трудно. Часто возникает превышение расходов над доходами, т.е. дефицит бюджета. Если же доходы больше расходов, разность между ними называется профицитом.

Правительство может иметь дефицит бюджета в течение многих лет. Постоянно прибегая к подобным займам, правительство накапливает свой долг перед населением. Накопившиеся за несколько лет дефициты бюджета образуют государственный долг.

Подавляющая часть всех доходов бюджета западных государств образуется за счет налогов (90% поступлений на центральном и 70% - на местном уровне). Через налоговый механизм в бюджет направляется от 30% валового национального продукта в США и Японии, до 40-50% - в Германии, Франции, Швеции.

Структура доходов государственного бюджета.

1. Налоговые доходы

в том числе: налог на прибыль предприятий и организаций;

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

лицензионный сбор за право производства, розлива и хранение алкогольной продукции;

платежи за пользование природными ресурсами;

ввозные таможенные пошлины;

подоходный налог с физических лиц;

специальный налог с предприятий, учреждений, организаций;

другие налоги, сборы и пошлины.

2. Неналоговые доходы

в том числе: доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;

доходы, поступающие от внешнеэкономической деятельности;

другие неналоговые доходы.

3. Доходы целевых бюджетных фондов.

Структура доходов бюджета определяется не только на стадии его формирования, также она зависит от фактического поступления доходов - налогов.

Прямые налоги на личные доходы граждан и на прибыль компаний обладают высоким коэффициентом эластичности, то есть зависимости между поступлениями от них в бюджет и колебаниями величины валового национального продукта. Этим обусловлена их роль как рычага централизованного воздействия на экономику.

В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку) и предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на покупателей.

К косвенным налогам относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины, доля поступлений от которых в большинстве стран незначительна.

Отличительная особенность косвенных налогов - регрессивность, повышение их уровня в общей сумме дохода по мере уменьшения самого дохода. У малоимущих слоев населения эти налоги составляют более существенную долю дохода, чем у состоятельных граждан.

Второй составной частью бюджета являются расходы. Эта часть обеспечивает потребности правительства в финансовых ресурсах.

Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших - финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др.

Из федерального бюджета Российской Федерации финансируются следующие виды обязательных расходов:

Ш содержание органов государственной власти РФ;

Ш осуществление экономической деятельности РФ;

Ш оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство;

Ш обустройство государственной границы;

Ш финансирование фундаментальной науки;

Ш образование государственных материальных и финансовых резервов;

Ш регулирование финансового потенциала субъектов РФ;

Ш погашение и обслуживание государственного долга РФ;

Ш другие расходы, предусматриваемые в бюджете на соответствующий год.

За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году -- лишь четверть в общей массе поступлений) [30]. Министр финансов Алексей Кудрин, выступая на ежегодном собрании Международного финансового института, сообщил, что федеральный бюджет РФ в 2008 г на 50% обеспечен нефтегазовыми доходами, в том числе связанными с высокими ценами на нефть, а доходы консолидированного бюджета более чем на 30% связаны с доходами от нефти и газа. Как отметил российский министр, сегодня общий размер национальных фондов составляет более $180 млрд [31].

Расходы бюджета подразделяются на собственно расходы и на предоставление ссуд. Ссуды в свою очередь могут быть: внутренние (ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей) и внешние (государственные кредиты).

Структура расходов бюджета.

4. Государственное управление.

5. Международная деятельность;

6. Национальная оборона.

7. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства.

8. Федеральная судебная система.

9. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

10. Промышленность, энергетика, строительство.

11. Сельское хозяйство и рыболовство.

12. Охрана окружающей среды и природных ресурсов.

13. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика.

14. Развитие рыночной инфраструктуры.

15. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

16. Образование.

17. Культура и искусство.

18. Средства массовой информации.

19. Здравоохранение и физическая культура.

20. Социальная политика.

21. Обслуживание государственного долга.

22. Пополнение государственных запасов и резервов.

23. Мобилизационная подготовка экономики.

24. Прочие расходы.

25. Расходы целевых бюджетных фондов.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

В высокоразвитых странах через бюджет финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал. Обновлению технической базы производства способствуют возросшие государственные затраты на фундаментальные научные работы, прикладные исследования и разработки. Значительные суммы расходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации предпринимателям, которые участвуют в выполнении государственных программ экономического развития. Существенно увеличились объемы инвестиций в "человеческий капитал" (образование, повышение квалификации и переквалификацию рабочей силы).

В расходах госбюджета РФ за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга) [32].

государственный бюджет дефицит