Государственный бюджет: проблема баланса доходов и расходов
2.2 Проблемы баланса доходов и расходов государственного бюджета России
В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:
ѕ сбалансированность бюджета;
ѕ совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса;
ѕ укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств;
ѕ разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджета и распределения бюджетных средств.
Основной проблемой на современном этапе стал вопрос эффективности использования бюджетного потенциала.
Данные проблемы можно обобщить в группы - теоретические, методологические, методические, реализации и контроля.
Реформирование бюджетной системы требует осмысления накопленного опыта, выявления и изучения эволюционных процессов, обобщения разработанных принципов, методов и методик их реализации в практику бюджетной системы и бюджетного процесса.
Сбалансированность бюджета, может быть достигнута за счет эффективности сбора налогов со всех налогоплательщиков, сокращения расходов, расширения эмиссионных и неэмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита, повышения доли неналоговых видов доходов, сокращения внешних и внутренних заимствований.
В настоящее время существует множество проблем функционирования макроэкономических показателей. Одной из основных проблем является проблема сбалансированности государственных бюджетов. На сегодняшний день безупречное исполнение бюджетов является абсолютным покрытием затрат доходами и формирование остатка средств (преувеличение доходов над затратами). Сформировавшийся остаток Правительство РФ сможет применять при:
- непредсказуемых ситуациях;
- для преждевременных выплат задолженности;
- переместить его в доход бюджета надлежащего года.
Образующийся вследствие превышения затрат над доходами бюджетный дефицит покрывается государственными займами. При всём этом государственные займы реализуются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у международных кредитных организаций и получения кредитов у банков (данная форма финансирования бюджетного дефицита нередко применяется местными властями).
Сбалансированный бюджет выражает основу здравого функционирования органов управления государства, а также его административно-территориальных учреждений. Однако при несбалансированности незначительной части бюджетов может повергнуть:
- к приостановке финансирования бюджетных формирований;
- к провалу сроков выполнения государственных и муниципальных заказов;
- к зарождению вопроса неплатежей в общенародном хозяйстве.
Безупречным вариантом был бы всецело бездефицитный бюджет, в котором сумма затрат целиком соответствует объёму доходов. Тем не менее, в обстоятельствах действительной экономики этого достигнуть очень трудно и даже неосуществимо. Так как составление бюджета с дефицитом неотвратимо, то для снабжения сбалансированности приходится приковывать источники финансирования недостатка бюджета.
Для того чтобы определить направленность государственной политики в 2016 году, можно представить вышеприведенные экономические показатели размера затрат в долях от общей суммы расходной части бюджета.
Распределение расходов бюджетных средств в 2016 году выглядит следующим образом: 27,7% -- социальная политика; 19,2% -- оборона; 15,9 - национальная экономика; 12,7% -- правоохранительная система; 7,2% -- общегосударственные вопросы; 4,2% -- межбюджетные трансферты; 4,1% -- обслуживание государственного долга; 3,6% -- образование; 3,0% -- здравоохранение; 0,6% -- культура; 0,5% -- СМИ; 0,5% -- ЖКХ; 0,4% -- физкультура и спорт; 0,4% -- охрана окружающей среды.
Утвержденный на 2016 год бюджет показывает, что уровень расходов в стране значительно превысит уровень полученных доходов. Несмотря на снижение уровня социальной поддержки населения и высвобождения денег по всем возможным статьям расходов, законодателям удалось приблизиться к дефициту бюджета в размере 2 360,2 млрд. рублей, что составляет 3,0% от размера ВВП.