2.1 Анализ динамики и структуры государственного долга Кемеровской области
На 01.04.2015 г. Кемеровская область занимает 47 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по состоянию государственного долга в размере 53 714 017,7 тыс. руб. С учетом того, что в состав России входят 85 субъектов, данная позиция определяет практически центральное положение в общей структуре задолженности по сравнению с наиболее высоким показателем у Москвы, составившим 159 717 900 тыс. руб., и нулевыми показателями Сахалинской области и Ненецкого автономного округа (рисунок 2). Среди остальных субъектов, входящих в состав Сибирского Федерального округа, Кемеровская область является второй по величине государственного долга территорией, уступая лишь Красноярскому краю, чей долг составил 77 240 100 тыс. руб.
Рис. 2. Сравнительная характеристика объема государственного долга Кемеровской области с размерами задолженности прочих субъектов Российской Федерации на 01.04.2015 г., тыс. руб.
Такой высокий объем государственного долга Кемеровской области может быть объяснен рядом крупных бюджетных расходов, среди которых экономические аналитики выделяют затраты на образование и реализацию молодежной политики (28 700 000 тыс. руб.), социальную поддержку населения (17 700 000 тыс. руб.) и предоставление украинским беженцам рабочих мест и жилья на первичном и вторичном рынках (30 000 000 тыс. руб.).
Таблица 2
Анализ структуры государственного долга Кемеровской области за период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г., тыс. руб.
Обязатель-ства |
На 01.01.2012 |
На 01.02.2012 |
На 01.03.2012 |
На 01.04.2012 |
На 01.05.2012 |
На 01.06.2012 |
На 01.07.2012 |
На 01.08.2012 |
На 01.09.2012 |
На 01.10.2012 |
На 01.11.2012 |
На 01.12.2012 |
На 01.01.2013 |
|
Кредиты, предостав-ленные кредитны-ми органи-зациями, иностранными банками и меж-дународ-ными финанс-овыми организа-циями |
9 586 014,75 |
9 786 014,75 |
10 356 014,75 |
10 756 014,75 |
11 250 344,75 |
11 466 485,75 |
11 778 485,75 |
12 000 122 ,75 |
12 585 122,75 |
12 985 122,75 |
13 693 122,75 |
14 011 122,75 |
14 511 122,75 |
|
Удель-ный вес в общей сумме долга, % |
44,86 |
44,95 |
45,66 |
46,43 |
47,14 |
47,12 |
47,61 |
47,60 |
48,76 |
49,21 |
50,33 |
50,50 |
51,73 |
|
Бюджет-ные креди-ты от дру-гих бюджетов бюджет-ной сист-емы РФ |
9 404 755,00 |
9 604 755,00 |
9 944 755,00 |
10 031 385,23 |
10 234 385,23 |
10 489 385,23 |
10 583 569,48 |
10 833 569,48 |
10 845 569,48 |
11 023 254,37 |
11 137 254,37 |
11 357 254,37 |
11 542 254,37 |
|
Удель-ный вес в общей сумме долга, % |
44,01 |
44,12 |
43,85 |
43,30 |
42,89 |
43,11 |
42,78 |
42,97 |
42,02 |
41,78 |
40,93 |
40,93 |
41,14 |
|
Государст-венные гарантии субъекта РФ |
2 378 534,33 |
2 378 534,33 |
2 378 534,33 |
2 378 534,33 |
2 378 534,33 |
2 378 534,33 |
2 378 534,33 |
2 378 534,33 |
2 378 534,33 |
2 378 534,33 |
2 378 534,33 |
2 378 534,33 |
2 000 000,00 |
|
Удель-ный вес в общей сумме долга, % |
11,13 |
10,93 |
10,49 |
10,27 |
9,97 |
9,77 |
9,61 |
9,43 |
9,22 |
9,01 |
8,74 |
8,57 |
7,13 |
|
Итого |
21 369 304,08 |
21 769 304,08 |
22 679 304,08 |
23 165 934,31 |
23 863 264,31 |
24 334 405,31 |
24 740 589,56 |
25 212 226,56 |
25 809 226,56 |
26 386 911,45 |
27 208 911,45 |
27 746 911,45 |
28 053 377,12 |
В таблицах 2-3 представлен анализ структуры и динамики государственного долга за период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г. Очевидно, что долговые обязательства области в 2012 г. складывались по двум направлениям: в качестве заключения договоров государственного заимствования (кредиты, полученные от кредитных и международных финансовых организаций; бюджетные кредиты, заимствованные из других бюджетов бюджетной системы РФ) и в виде предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц (государственные гарантии субъекта РФ). Наибольший удельный вес в общем объеме обязательств ежемесячно занимают кредиты, предоставленные кредитными организациями и иностранными банками, а наименьший вес - государственные гарантии Кемеровской области. Следует отметить, что в структуре государственного долга данного субъекта за 2012 г. отсутствуют такие виды обязательств, как государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, а также договоры и соглашения о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет [2].
Таблица 3
Анализ динамики государственного долга Кемеровской области за период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г., тыс. руб.
Обязательства |
01.02/ 01.01 |
01.03/ 01.02 |
01.04/ 01.03 |
01.05/ 01.04 |
01.06/ 01.05 |
01.07/ 01.06 |
01.08/ 01.07 |
01.09/ 01.08 |
01.10/ 01.09 |
01.11/ 01.10 |
01.12/ 01.11 |
01.01/ 01.12 |
||
Кредиты, предостав-ленные кредитны-ми органи-зациями, иностранными банка-ми и меж-дународными финанс-овыми организа-циями |
Абсолютное отклонение (±) |
200 000 |
570 000 |
400 000 |
494 330 |
216 141 |
312 000 |
221 637 |
585 000 |
400 000 |
708 000 |
318 000 |
500 000 |
|
Темпы роста, % |
102, 09 |
105, 82 |
103, 86 |
104, 60 |
101, 92 |
102, 72 |
101, 88 |
104, 87 |
103, 18 |
105, 45 |
102, 32 |
103, 57 |
||
Удельный вес в общей сумме долга, % |
0,09 |
0,71 |
0,77 |
0,71 |
- 0,02 |
0,49 |
- 0,01 |
1,16 |
0,45 |
1,12 |
0,17 |
1,23 |
||
Бюджет-ные креди-ты от дру-гих бюдж-етов бюдж-етной сист-емы РФ |
Абсолютное отклонение (±) |
200 000 |
340 000 |
86 630, 23 |
203 000 |
255 000 |
94 184, 25 |
250 000 |
12 000 |
189 684, 89 |
114 000 |
220 000 |
185 000 |
|
Темпы роста, % |
102, 13 |
103, 54 |
100, 87 |
102, 02 |
102, 49 |
100, 90 |
102, 36 |
100, 11 |
101, 64 |
101, 03 |
101, 98 |
101, 63 |
||
Удельный вес в общей сумме долга, % |
0,11 |
- 0,27 |
- 0,55 |
- 0,41 |
0,22 |
- 0,33 |
0,19 |
- 0,95 |
- 0,24 |
- 0,85 |
0,00 |
0,21 |
||
Государст-венные гарантии субъекта РФ |
Абсолютное отклонение (±) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- 378 534,33 |
|
Темпы роста, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
84,09 |
||
Удельный вес в общей сумме долга, % |
- 0,2 |
- 0,44 |
- 0,22 |
- 0,3 |
- 0,2 |
- 0,16 |
- 0,18 |
- 0,21 |
- 0,21 |
- 0,27 |
- 0,17 |
- 1,44 |
||
того |
Абсолютное отклонение (±) |
400 000 |
910 000 |
486 630, 23 |
697 330 |
471 141 |
406 184, 25 |
471 637 |
597 000 |
589 684,89 |
822 000 |
538 000 |
306 465,67 |
|
Темпы роста, % |
304, 22 |
309, 36 |
304, 73 |
306, 62 |
304, 41 |
303, 62 |
304, 24 |
304, 98 |
304, 82 |
306, 48 |
304, 3 |
289, 29 |
Согласно изложенным в таблице 3 данным видно, что с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г. объем кредитов, предоставленных кредитными организациями, иностранными банками и международными финансовыми организациями регулярно увеличивался неравномерными долями.
Таким образом, с помощью базисной схемы расчета относительных показателей динамики государственного долга были выявлены наибольшие и наименьшие приросты по объему выданных банками кредитов Кемеровской области. Максимальное отклонение наблюдалось в периоды с 01.10.2012 г. по 01.11.2012 г. (708 000 тыс. руб. или 105,45%), 01.08.2012 г. по 01.09.2012 г. (585 000 тыс. руб. или 104,87%), 01.02.2012 г. по 01.03.2012 г. (570 000 тыс. руб. или 105,82%), а минимальное отклонение - в периоды с 01.01.2012 г. по 01.02.2012 г. (200 000 тыс. руб. или 102,09%), 01.05.2012 г. по 01.06.2012 г. (216 141 тыс. руб. или 101,92%), 01.07.2012 г. по 01.08.2012 г. (221 637 тыс. руб. или 101,88%). Столь неравномерное увеличение объема государственного долга Кемеровской области, осуществлявшееся на протяжении 2012 г., могло происходить из-за определенных направлений статей расходов бюджета данного субъекта (высокие затраты на социальную политику и поддержку населения, проведение политических мероприятий и здравоохранение).
На рисунке 3 представлена динамика кредитов, полученных Кемеровской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
Рис. 3. Динамика кредитов, выданных кредитными организациями, коммерческими банками и международными финансовыми организациями в период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г.
Общая сумма бюджетных кредитов и ссуд, заимствованных из других бюджетов Российской Федерации, также была подвержена скачкообразному изменению и в период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г. трансформировалась в сторону увеличения (рисунок 4).
Так, максимальное отклонение наблюдалось в периоды с 01.02.2012 г. по 01.03.2012 г. (340 000 тыс. руб. или 103,54%), 01.05.2012 г. по 01.06.2012 г. (255 000 тыс. руб. или 102,49%), 01.07.2013 г. по 01.08.2012 г. (250 000 тыс. руб. или 105,82%), а минимальное отклонение - в периоды с 01.08.2012 г. по 01.09.2012 г. (12 000 тыс. руб. или 100,11%), 01.03.2012 г. по 01.04.2012 г. (86 630,23 тыс. руб. или 100,87%), 01.06.2012 г. по 01.07.2012 г. (94 184,25 тыс. руб. или 100,90%). Такие резкие колебания в стороны увеличения и снижения по направлению бюджетных кредитов, выданных Кемеровской области, могли быть вызваны, как объективными факторами (отсутствием необходимости области в заемных средствах), так и дефицитом в других бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Рис. 4. Динамика бюджетных кредитов, полученных от других бюджетов бюджетной системы РФ в период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г.
Относительно предоставления государственных гарантий Кемеровской области динамики не наблюдается. С 01.01.2012 г. по 01.12.2012 г. сумма по данному обязательству составляла 2 378 534,33 тыс. руб. и оставалась неизменной вплоть до 01.01.2013 г., когда была погашена на 378 534,33 тыс. руб. и стала равной 2 000 000 тыс. руб.
Таким образом, общая сумма всех обязательств в период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г. изменялась нарастающими темпами. Из приведенных значений и рисунка 5 видно, что наибольший прирост общего объема задолженности приходится на 01.03.2012 г. - 910 000 тыс. руб., а наименьший - на 01.01.2013 г. - 306 465,67 тыс. руб.
Рис. 5. Прирост государственного долга Кемеровской области в период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г., тыс. руб.
Таблица 4
Анализ структуры государственного долга Кемеровской области за период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г., тыс. руб.
Обязатель-ства |
На 01.01.2013 |
На 01.02.2013 |
На 01.03.2013 |
На 01.04.2013 |
На 01.05.2013 |
На 01.06.2013 |
На 01.07.2013 |
На 01.08.2013 |
На 01.09.2013 |
На 01.10.2013 |
На 01.11.2013 |
На 01.12.2013 |
На 01.01.2014 |
|
Кредиты, предостав-ленные кредитны-ми органи-зациями, иностранными банка-ми и меж-дународными финанс-овыми организа-циями |
14 511 122,75 |
15 458 122 ,75 |
16 213 122,75 |
17 738 917,75 |
19 150 498,75 |
20 619 498 ,75 |
21 396 498,75 |
22 196 623,75 |
23 549 623,75 |
23 767 606,7 |
24 050 606,7 |
25 354 606,7 |
25 824 606,7 |
|
Удельный вес в об-щей сумме долга, % |
51,73 |
52,68 |
53,72 |
55,85 |
57,18 |
58,64 |
58,80 |
62,80 |
63,94 |
63,67 |
63,56 |
64,18 |
62,19 |
|
Бюджет-ные креди-ты от дру-гих бюдж-етов бюдж-етной сист-емы РФ |
11 542 254,37 |
11 884 254,37 |
11 968 254,37 |
12 023 254,37 |
12 340 450,3 |
12 540 450,3 |
12 985 450,3 |
13 145 980,7 |
13 280 980,7 |
13 563 980,7 |
13 790 808 |
14 153 808 |
14 698 808 |
|
Удельный вес в об-щей сумме долга, % |
41,14 |
40,50 |
39,65 |
37,85 |
36,85 |
35,67 |
35,70 |
37,20 |
36,06 |
36,33 |
36,44 |
35,82 |
35,40 |
|
Государст-венные гарантии субъекта РФ |
2 000 000, 00 |
2 000 000, 00 |
2 000 000, 00 |
2 000 000, 00 |
2 000 000, 00 |
2 000 000, 00 |
2 000 000, 00 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Удельный вес в об-щей сумме долга, % |
7,13 |
6,82 |
6,63 |
6,30 |
5,97 |
5,69 |
5,50 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Государст-венные ценные бумаги |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 000 000 |
|
Удельный вес в об-щей сумме долга, % |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2,41 |
|
Итого |
28 053 377,12 |
29 342 377,12 |
30 181 377,12 |
31 762 172,12 |
33 490 949,05 |
35 160 399,05 |
36 381 949,05 |
35 342 604,45 |
36 830 604,45 |
37 331 587,4 |
37 841 414,7 |
39 508 414,7 |
41 523 414,7 |
В таблицах 4-5 представлен анализ структуры и динамики государственного долга за период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г. Структура долговых обязательств Кемеровской области в 2013 г. была трансформирована, но, как и в 2012 г. складывалась, исходя из двух направлений: в качестве заключения договоров государственного заимствования (кредиты, полученные от кредитных и международных финансовых организаций; бюджетные кредиты, заимствованные из других бюджетов бюджетной системы РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг) и в виде предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц (государственные гарантии субъекта РФ). Наибольший удельный вес в общем объеме обязательств ежемесячно занимают кредиты, предоставленные кредитными организациями и иностранными банками, а наименьший вес - государственные ценные бумаги Кемеровской области. Следует отметить, что в структуре государственного долга данного субъекта за 2013 г. отсутствует такой вид обязательств, как договоры и соглашения о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Таблица 5
Анализ динамики государственного долга Кемеровской области за период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г., тыс. руб.
Обязательства |
01.02/ 01.01 |
01.03/ 01.02 |
01.04/ 01.03 |
01.05/ 01.04 |
01.06/ 01.05 |
01.07/ 01.06 |
01.08/ 01.07 |
01.09/ 01.08 |
01.10/ 01.09 |
01.11/ 01.10 |
01.12/ 01.11 |
01.01/ 01.12 |
||
Кредиты, предостав-ленные кредитны-ми органи-зациями, иностранными банка-ми и меж-дународными финанс-овыми организа-циями |
Абсолютное отклонение (±) |
947 000 |
755 000 |
1 525 795 |
1 411 581 |
1 469 000 |
777 000 |
800 125 |
1 353 000 |
217 982,95 |
283 000 |
1 304 000 |
470 000 |
|
Темпы роста, % |
106, 53 |
104, 88 |
109, 41 |
107, 96 |
107, 67 |
103, 77 |
103, 74 |
106, 10 |
100, 93 |
101, 19 |
105, 42 |
101, 85 |
||
Удельный вес в общей сумме долга, % |
0,95 |
1,04 |
2,13 |
1,33 |
1,46 |
0,16 |
4,00 |
1,14 |
- 0,27 |
- 0,11 |
0,62 |
- 1,99 |
||
Бюджет-ные креди-ты от дру-гих бюдж-етов бюд-жетной си-стемы РФ |
Абсолютное отклонение (±) |
342 000 |
84 000 |
55 000 |
317 195, 93 |
200 000 |
445 000 |
160 530,4 |
135 000 |
280 000 |
226 827,3 |
363 000 |
545 000 |
|
Темпы роста, % |
102, 96 |
100, 71 |
100, 46 |
102, 64 |
101, 62 |
103, 55 |
101, 24 |
101, 03 |
102, 13 |
101, 67 |
102, 63 |
103, 85 |
||
Удельный вес в общей сумме долга, % |
- 0,64 |
- 0,85 |
- 1,8 |
- 1,00 |
- 1,18 |
- 0,03 |
1,50 |
- 1,14 |
0,27 |
0,11 |
- 0,62 |
- 0,42 |
||
Государст-венные гарантии субъекта РФ |
Абсолютное отклонение (±) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- 2 000 000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Темпы роста, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
||
Удельный вес в общей сумме долга, % |
- 0,31 |
- 0,19 |
- 0,33 |
- 0,33 |
- 0,28 |
- 0,19 |
- 5,50 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Государст-венные ценные бумаги |
Абсолютное отклонение (±) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 000 000 |
|
Темпы роста, % |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
Удельный вес в общей сумме долга, % |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2,41 |
||
Итого |
Абсолютное отклонение (±) |
1 289 000 |
839 000 |
1 580 795 |
1 728 776,9 |
1 669 000 |
1 222 000 |
- 1 039 344,6 |
1 488 000 |
497 982, 95 |
509 827,3 |
1 667 000 |
2 015 000 |
|
Темпы роста, % |
309, 49 |
305, 59 |
309, 87 |
310, 6 |
309, 29 |
307, 32 |
204, 98 |
207, 13 |
203, 06 |
202, 86 |
208, 05 |
205, 7 |
Согласно представленным в таблице 5 данным можно отметить, что с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г. объем кредитов, предоставленных кредитными организациями, иностранными банками и международными финансовыми организациями Кемеровской области, регулярно увеличивался неравномерными долями.
Так, максимальное отклонение наблюдалось в периоды с 01.03.2013 г. по 01.04.2013 г. (1 525 795 тыс. руб. или 109,41%), 01.05.2013 г. по 01.06.2013 г. (1 469 000 тыс. руб. или 107,67%), 01.04.2013 г. по 01.05.2013 г. (1 411 581 тыс. руб. или 107,96%), а минимальное отклонение - в периоды с 01.09.2013 г. по 01.10.2013 г. (217 982,95 тыс. руб. или 100,93%), 01.10.2013 г. по 01.11.2013 г. (283 000 тыс. руб. или 101,19%), 01.12.2013 г. по 01.01.2014 г. (470 000 тыс. руб. или 101,85%).
Как и на протяжении 2012 г. такое неравномерное увеличение объема государственного долга Кемеровской области могло происходить из-за определенных направлений статей расходов бюджета данного субъекта, включая высокий уровень затрат на социальную политику, а также расходы на здравоохранение.
Рис. 6. Динамика кредитов, выданных кредитными организациями, коммерческими банками и международными финансовыми организациями в период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г.
На рисунке 6 представлена динамика кредитов, полученных Кемеровской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций в течение 2013 г.
Рис. 7. Динамика бюджетных кредитов, полученных от других бюджетов бюджетной системы РФ в период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г.
Общая сумма бюджетных кредитов и ссуд, заимствованных из других бюджетов Российской Федерации, также подвержена скачкообразному изменению и в период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г. трансформировалась в сторону увеличения (рисунок 7).
Так, максимальное отклонение наблюдалось в периоды с 01.12.2013 г. по 01.01.2014 г. (545 000 тыс. руб. или 103,85%), 01.06.2013 г. по 01.07.2013 г. (445 000 тыс. руб. или 103,55%), а минимальное отклонение - в периоды с 01.03.2013 г. по 01.04.2013 г. (55 000 тыс. руб. или 100,46%), 01.02.2013 г. по 01.03.2013 г. (84 000 тыс. руб. или 100,71%), 01.08.2013 г. по 01.09.2013 г. (135 000 тыс. руб. или 101,03%).
Относительно предоставления государственных гарантий Кемеровской области в 2013 г. динамика наблюдалась во второй половине года, когда с 01.07.2013 г. по 01.08.2013 г. сократилась на 2 000 000 тыс. руб. и стала равна 0 (рисунок 8). Такое уменьшение явилось следствием введения моратория на предоставление гарантий Кемеровской области до 01.01.2017 г. с целью предотвращения увеличения объема государственной задолженности. Тем не менее, с 01.01.2014 г. одной из основных форм долговых обязательств области стали государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг.
Рис. 8. Динамика государственных гарантий Кемеровской области в период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г.
Таким образом, общая сумма всех обязательств в период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г. изменялась нарастающими темпами со снижением объема государственного долга области к 01.08.2013 г. Из приведенных значений и рисунка 9 видно, что наибольший прирост общего объема задолженности приходится на 01.01.2014 г. - 2 015 000 тыс. руб., а наименьший - на 01.08.2013 г. - - 1 039 344,6 тыс. руб.
Рис. 9. Прирост государственного долга Кемеровской области в период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г., тыс. руб.
Таблица 6
Анализ структуры государственного долга Кемеровской области за период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г., тыс. руб.
Обязатель-ства |
На 01.01.2014 |
На 01.02.2014 |
На 01.03.2014 |
На 01.04.2014 |
На 01.05.2014 |
На 01.06.2014 |
На 01.07.2014 |
На 01.08.2014 |
На 01.09.2014 |
На 01.10.2014 |
На 01.11.2014 |
На 01.12.2014 |
На 01.01.2015 |
|
Кредиты, предостав-ленные кредитны-ми органи-зациями, иностранными банка-ми и меж-дународными финанс-овыми организа-циями |
25 824 606,7 |
25 783 606 ,7 |
26 104 606,7 |
26 237 606,7 |
26 547 606,7 |
26 937 606,7 |
27 237 606,7 |
27 640 606,7 |
28 041 606,7 |
28 517 606,7 |
28 730 606,7 |
28 907 545,7 |
29 107 545,7 |
|
Удельный вес в об-щей сумме долга, % |
62,19 |
61,22 |
60,86 |
60,41 |
60,41 |
60,10 |
59,95 |
60,56 |
62,68 |
62,38 |
59,45 |
58,26 |
57,28 |
|
Бюджет-ные креди-ты от дру-гих бюдж-етов бюдж-етной сист-емы РФ |
14 698 808 |
15 329 808 |
15 791 808 |
16 198 808 |
16 400 808 |
16 880 808 |
17 198 808 |
17 000 808 |
15 698 808 |
16 198 808 |
18 598 808 |
19 706 472 |
20 706 472 |
|
Удельный вес в об-щей сумме долга, % |
35,40 |
36,40 |
36,81 |
37,29 |
37,32 |
37,66 |
37,85 |
37,25 |
35,09 |
35,43 |
38,48 |
39,72 |
40,75 |
|
Государст-венные це-нные бумаги |
1 000 000 |
1 000 000 |
1 000 000 |
1 000 000 |
1 000 000 |
1 000 000 |
1 000 000 |
1 000 000 |
1 000 000 |
1 000 000 |
1 000 000 |
1 000 000 |
1 000 000 |
|
Удельный вес в об-щей сумме долга, % |
2,41 |
2,38 |
2,33 |
2,30 |
2,27 |
2,24 |
2,20 |
2,19 |
2,23 |
2,19 |
2,07 |
2,02 |
1,97 |
|
Итого |
41 523 414,7 |
42 113 414,7 |
42 896 414,7 |
43 436 414,7 |
43 948 414,7 |
44 818 414,7 |
45 436 414,7 |
45 641 414,7 |
44 740 414,7 |
45 716 414,7 |
48 329 414,7 |
49 614 017,7 |
50 814 017,7 |
В таблицах 6-7 представлен анализ структуры и динамики государственного долга за период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. Очевидно, что долговые обязательства области за 2014 г. складывались только по одному направлению - в качестве заключения договоров государственного заимствования. Каждый месяц наибольший удельный вес в общем объеме обязательств занимают кредиты, предоставленные кредитными организациями и иностранными банками, а наименьший вес - государственные ценные бумаги Кемеровской области.
Таблица 7
Анализ динамики государственного долга Кемеровской области за период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г., тыс. руб.
Обязательства |
01.02/ 01.01 |
01.03/ 01.02 |
01.04/ 01.03 |
01.05/ 01.04 |
01.06/ 01.05 |
01.07/ 01.06 |
01.08/ 01.07 |
01.09/ 01.08 |
01.10/ 01.09 |
01.11/ 01.10 |
01.12/ 01.11 |
01.01/ 01.12 |
||
Кредиты, предостав-ленные кредитны-ми органи-зациями, иностранными банка-ми и меж-дународными финанс-овыми организа-циями |
Абсолютное отклонение (±) |
- 41 000 |
321 000 |
133 000 |
310 000 |
390 000 |
300 000 |
403 000 |
401 000 |
476 000 |
213 000 |
176 939 |
200 000 |
|
Темпы роста, % |
99,84 |
101, 24 |
100, 51 |
101, 18 |
101, 47 |
101, 11 |
101, 48 |
101, 45 |
101, 70 |
100, 75 |
100, 62 |
100, 69 |
||
Удельный вес в общей сумме долга, % |
- 0,97 |
- 0,36 |
- 0,45 |
0,00 |
- 0,31 |
- 0,15 |
0,61 |
2,12 |
- 0,30 |
- 2,93 |
- 1,19 |
- 0,98 |
||
Бюджет-ные креди-ты от дру-гих бюдж-етов бюдж-етной сист-емы РФ |
Абсолютное отклонение (±) |
631 000 |
462 000 |
407 000 |
202 000 |
480 000 |
318 000 |
- 198 000 |
- 1 302 000 |
500 000 |
2 400 000 |
1 107 664 |
1 000 000 |
|
Темпы роста, % |
104, 29 |
103, 01 |
102, 58 |
101, 25 |
102, 93 |
101, 88 |
98, 85 |
92, 34 |
103, 18 |
114, 82 |
105, 96 |
105, 07 |
||
Удельный вес в общей сумме долга, % |
1,00 |
0,41 |
0,48 |
0,03 |
0,34 |
0,19 |
- 0,60 |
- 2,16 |
0,34 |
3,05 |
1,24 |
1,03 |
||
Государст-венные ценные бумаги |
Абсолютное отклонение (±) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Темпы роста, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||
Удельный вес в общей сумме долга, % |
- 0,03 |
- 0,05 |
- 0,03 |
- 0,03 |
- 0,03 |
- 0,04 |
- 0,01 |
0,04 |
- 0,04 |
- 0,12 |
- 0,05 |
- 0,05 |
||
Итого |
Абсолютное отклонение (±) |
590 000 |
783 000 |
540 000 |
512 000 |
870 000 |
618 000 |
205 000 |
597 000 |
- 901 000 |
2 613 000 |
1 284 603 |
1 200 000 |
|
Темпы роста, % |
304, 13 |
304, 25 |
303, 09 |
306, 62 |
302, 43 |
302, 99 |
300, 33 |
293, 79 |
304, 88 |
315, 57 |
306, 58 |
305, 76 |
Согласно представленным в таблице 7 данным видно, что с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. объем кредитов, выданных кредитными организациями, иностранными банками и международными финансовыми организациями изменялся, как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.
Так, максимальное отклонение наблюдалось в периоды с 01.09.2014 г. по 01.10.2014 г. (476 000 тыс. руб. или 101,7%), 01.07.2014 г. по 01.08.2014 г. (403 000 тыс. руб. или 101,48%), 01.08.2014 г. по 01.09.2014 г. (401 000 тыс. руб. или 101,45%), а минимальное отклонение - с 01.01.2012 г. по 01.02.2012 г. (- 41 000 тыс. руб. или 99,84%). Изменение объема государственного долга Кемеровской области в 2014 г. было вызвано определенными направлениями статей расходов бюджета, среди которых выделяются высокие затраты на социальную политику и поддержку украинских беженцев.
Рис. 10. Динамика кредитов, выданных кредитными организациями, коммерческими банками и международными финансовыми организациями в период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г.
На рисунке 10 представлена динамика кредитов, полученных Кемеровской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций в 2014 г.
Общая сумма бюджетных кредитов и ссуд, заимствованных из других бюджетов Российской Федерации, также была подвержена скачкообразному изменению и в период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. трансформировалась в стороны увеличения и снижения (рисунок 11).
Рис. 11. Динамика бюджетных кредитов, полученных от других бюджетов бюджетной системы РФ в период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г.
Максимальное отклонение объема бюджетных кредитов наблюдалось в период с 01.10.2014 г. по 01.11.2014 г. (2 400 000 тыс. руб. или 114,82%), а минимальное - в период с 01.08.2014 г. по 01.09.2014 г. (- 1 302 000 тыс. руб. или 92,34%). Столь резкие колебания в стороны увеличения и снижения могут объясняться дефицитом и резким профицитом к 01.11.2014 г. в других бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Относительно государственных займов Кемеровской области, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг, динамики не наблюдалось. С 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. сумма по данному обязательству составляла 1 000 000 тыс. руб. и оставалась неизменной.
Таким образом, общая сумма всех обязательств в период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. изменялась нарастающими темпами со снижением объема государственного долга области к 01.09.2014 г. Из приведенных значений и рисунка 12 видно, что наибольший прирост общего объема задолженности приходится на 01.11.2014 г. - 2 613 000 тыс. руб., а наименьший - на 01.10.2014 г. - - 901 000 тыс. руб.
Рис. 12. Прирост государственного долга Кемеровской области в период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г., тыс. руб.
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СУБЪЕКТА РФ
- Понятие, формы и структура государственного долга субъекта РФ
- Управление государственным долгом субъекта РФ
- Нормативно-правовая база государственного долга Кемеровской области
- Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
- 2.1 Анализ динамики и структуры государственного долга Кемеровской области
- Тенденции в системе обслуживания государственного долга Кемеровской области
- Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
- Тема 3. Конституционно - правовой статус Кемеровской области
- Тема 13. Организация исполнительных органов государственной власти Кемеровской области
- Тема 7. Проведение референдумов в Кемеровской области
- Классификация государственных долгов рф и субъектов рф
- Тема 4. Устав Кемеровской области
- 13. Роль и функции законодательной власти субъекта Федерации в государственном управлении (на примере Кемеровской области).
- Классификация государственных долгов рф и субъектов рф
- Классификация государственных долгов рф и субъектов рф
- 37.Государственный долг рф.