Актуальные проблемы налогового администрирования
1.2 Принципы и функции налогового администрирования
Для реализации максимального налогового потенциала страны уполномоченные органы налогового администрирования должны не только строго контролировать исполнение законодательства о налогах и сборах, но и эффективно выполнять функции налогового администрирования.
Налоговое администрирование как организационно-управленческая система реализации налоговых отношений включает в себя совокупность функций, форм и методов, использование которых призвано в полной мере обеспечивать поступления в бюджетную систему России.
Следует отметить, что в экономической литературе нет единства в понимании состава и содержания функций налогового администрирования.
Отдельные авторы приводят различные комбинации его функций, которые недостаточно переработаны для выражения сущностных основ налогового администрирования.
налоговый администрирование законодательство контролирующий
Таблица 1.1
Основные функции и формы налогового администрирования
Функции налогового администрирования |
Содержание и формы налогового администрирования |
|
Прогнозирование |
- оценка налогового потенциала экономики; - краткосрочное прогнозирование налоговых поступлений |
|
Учет |
- учет и государственная регистрация налогоплательщиков; - прием и обработка отчетности; - учет поступлений налогов и начисленных сумм; - мониторинг налоговой задолженности и её погашение налогоплательщиками |
|
Контроль |
- контроль за своевременным поступлением налоговых платежей; - налоговые проверки; - реализация материалов налоговой проверки; - налоговый аудит |
|
Регулирование |
- изменение срока уплаты налогов (отсрочка или рассрочка, предоставление инвестиционного налогового кредита); - реструктуризация задолженности |
|
Принуждение |
- санкции за налоговые правонарушения (налоговая; административная) |
Налоговому администрированию как экономической категории присущи функции, в которых проявляются его сущность и внутреннее содержание. По нашему мнению, сущность налогового администрирования как формы управления проявляется через следующие функции: прогнозирование, учет, контроль, регулирование, принуждение (табл. 1.1).
Многие ученые-экономисты выделяют функцию планирования как самостоятельную, с чем мы не согласны, так как органы налогового администрирования выполняли ее до потери ими министерского статуса (до 2005 г.). А предложенная Пайзулаевым И.Р. функция принуждения является неотъемлемым атрибутом института администрирования, где существуют четко выраженные отношения власти и подчинения. Кроме этого, он дополнительно выделил функцию учета, реализующуюся в работе уполномоченного органа по регистрации и учету налогоплательщиков; приеме и обработке отчетности, учету налоговых поступлений и мониторингу задолженности налогоплательщиков.
Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий и факторов, поэтому они отличаются друг от друга. Потребность в выработке правил взимания налогов появилась с возникновением последних, и содержание этих правил определяется тем, какие принципы государство закладывает в формирование национальной налоговой системы.
Под принципами налогового администрирования следует понимать основополагающие требования к построению рациональной системы налогового администрирования, реализация которых позволит обеспечить необходимую эффективность и результативность регулирующих и контрольных мероприятий и, следовательно, наиболее полное поступление налоговых платежей в бюджетную систему. До сих пор ни в экономической литературе, ни в российском законодательстве не закреплены принципы налогового администрирования.
Большинство ученых делят принципы на общегосударственные и специальные, закрепляющие особенности организации и деятельности конкретного государственного органа управления. Применительно к налоговой системе России в исследовании предлагается выделить также две группы принципов построения системы налогового администрирования.
Во-первых, общегосударственные принципы (всеобщность, законность, объективность, гласность, прозрачность, подконтрольность и подчиненность высшим органам государственной власти), так как формирование и функционирование системы налогового администрирования соответствуют общим принципам регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе организации деятельности исполнительной власти.
Во-вторых, это специальные принципы, свойственные налоговому администрированию, заложенные в отдельных функциях управления. К их числу, по нашему мнению, следует отнести:
- некоррупционность;
- единообразие и централизация;
- нейтральность и независимость;
- результативность и эффективность.