logo
Актуальные проблемы налогового администрирования

2.2 Анализ деятельности ИФНС РФ №18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга по организации налогового администрирования

Налоговое администрирование в ИФНС РФ №18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга осуществляется по следующим этапам:

Этап 1. Регистрация и учет налогоплательщиков по месту нахождения, месту нахождения их обособленных подразделений, месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по другим основаниям, предусмотренным НК РФ. Важнейшей характеристикой данного этапа выступают действующие особенности постановки на учет, установленные именно для крупнейших налогоплательщиков. Однако требует уточнения необходимая для применения на данном этапе концепция налогового потенциала как инструмента управления налоговыми отношениями, а также формирования паспорта налогоплательщика.

Этап 2. Расчет и анализ среднеотраслевой налоговой нагрузки для выявления налоговых рисков по конкретным налогоплательщикам. Этот этап позволяет решить две задачи: самостоятельно оценить факторы, влияющие на объем налоговых платежей и, при необходимости, добровольно уточнить налоговые обязательства, а также определить налоговым органам стратегию и тактику налоговой проверки, выбрать метод и глубину налоговой проверки.

Этап 3. Камеральный налоговый контроль, формой которого выступает непрерывный мониторинг поступления налоговых деклараций, налоговых начислений и поступлений, что позволяет оперативно реагировать налоговым органам на несоответствия, которые могут являться следствием совершения налогового правонарушения.

Этап 4. Формирование досье налогоплательщика. Данный этап представляет собой информационную работу, основанную на единстве принципов ведения досье, систематизации и упорядочивании как новой дополнительной информации, так и полученной на предыдущих этапах.

Этап 5. Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщика представляет собой автоматизированный процесс анализа первичной информации о налогоплательщике и отбора налогоплательщиков для проведения мероприятий налогового контроля.

Этап 6. Планирование выездной налоговой проверки. На данном этапе разрабатывается стратегия и тактика выездной налоговой проверки на основе выводов, полученных на этапе проведения предпроверочного анализа, определяется перечень организаций, которые следует проверить одновременно с налогоплательщиком.

Этап 7. Проведение комплексной выездной налоговой проверки налогоплательщика.

Этап 8. Составление, обсуждение и принятие контролирующим органом (лицом) акта проверки, принятие решения по ней и ознакомление с ними заинтересованных органов и лиц.

Этап 9. Анализ результатов проверки с целью оценки полноты и эффективности предложений, сформированных на этапе предпроверочного анализа, позволяет вносить изменения в порядок проверки и совершенствовать его проведение, а также снизить коррупционную составляющую деятельности сотрудников, проводящих выездную налоговую проверку, и оценить изменение налоговой нагрузки налогоплательщика после уплаты налогов. На данном этапе разрабатываются рекомендации по дальнейшему мониторингу деятельности налогоплательщика и сбору информации о нем.

Этап 10. Реализация принятого по материалам проверки решения.

Этап 11. Рассмотрение возможных жалоб на принятое налоговым органом (должностным лицом) решение, как в досудебном порядке, так и судами.

Этап 12. Контроль за фактическим исполнением решений.

Этап 13. Разработка рекомендаций по предмету и направлениям будущих предупредительных контрольно-аналитических мероприятий в отношении налогоплательщика. Совершенствование методики предпроверочного анализа для типологической совокупности налогоплательщиков.

Основным моментом, влияющим на успешность налогового администрирования, его оперативность, достоверность получаемых данных, является способ предоставления отчетности в ИФНС РФ №18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга.

Анализ статистики способов представления отчетности в ИФНС РФ №18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга свидетельствует о трехкратном увеличении количества документов, представляемых в налоговые органы на магнитном носителе за 2009-2011 годы при практически неизменном количестве документов, представляемых в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Негативным является тот факт, что количество документов, представляемых на бумажном носителе, влечет значительную нагрузку на налоговых инспекторов по ручному вводу отчетности.

Так, из 0,45 млн. поступивших бумажных документов в среднем более 1,5 тыс. документов ежедневно должны быть введены в информационную базу за 249 рабочих дней.

Анализ двух существующих на сегодняшний день способов сдачи отчетности по ТКС, а именно: через специализированных операторов связи и без использования их услуг (по схеме "ГНИВЦ Прием-Регион"), позволил сделать вывод о существенном влиянии системы электронного документооборота на результативность проведения камеральных налоговых проверок и на последующие аналитические мероприятия.

Критерием эффективности электронного способа сдачи отчетности является его оперативность, заключающаяся в автоматической регистрации отчетности и внесении ее показателей в лицевые счета, что способствует более быстрому выявлению недоимщиков и налогоплательщиков, не представивших отчетность; в том, что камеральная проверка приобретает черты текущего контроля и способствует предотвращению правонарушений конкретными налогоплательщиками.

Автоматизировать обработку деклараций невозможно без создания в налоговой службе полноценной системы сдачи налоговой отчетности в электронном виде. Большинство развитых государств законодательно устанавливают требование сдачи налоговых деклараций в электронной форме.

В настоящее время в соответствии НК РФ с 01.01.2007 г. обязанность представления отчетности в электронном виде вменяется налогоплательщикам со среднесписочной численностью свыше 100 человек. Так, на территории ИФНС РФ №18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга в настоящее время основная часть отчетности поступает на магнитном носителе (72%), а по телекоммуникационным каналам связи - 21% (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Способы сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности за 2011 г. в ИФНС РФ №18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга

Данные анализа позволяют утверждать, что внедрение технологии сдачи налоговой отчетности в электронном виде косвенно влияет на финансовые показатели работы налоговых органов. Это объясняется улучшением налоговой дисциплины из-за роста качества предоставляемых налогоплательщикам услуг.

В качестве общей оценки социальной эффективности организации налогового администрирования в ИФНС РФ №18 по Калининскому району г.Санкт-Петербурга применим индекс удовлетворенности налогоплательщиков - характеризующий насколько услуги, предоставляемые налоговыми органами, соответствуют требованиям или пожеланиям налогоплательщиков.

Критериями удовлетворенности налогоплательщиков явились следующие факторы: оценка скорости обслуживания налогоплательщиков, профессионализм налоговых инспекторов, а также их корректность и внимательность.

Значения перечисленных критериев были получены в ходе проведенного анкетирования налогоплательщиков, стоящих на налоговом учете в ИФНС РФ №18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга.

Степень важности данных показателей определялась на основе анализа ответов анкетируемых на поставленные вопросы. В расчет индекса удовлетворенности налогоплательщика дополнительно к уже существующим критериям нами был введен показатель доли налогоплательщиков, представляющих налоговую отчетность через операторов телекоммуникационной связи (ТКС), рост которого приведет к снижению значимости критериев скорости, компетентности и вежливости обслуживания, так как вырастет доля бесконтактного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Однако, по нашему мнению, полностью устранить контакт налогоплательщика с налоговым инспектором в ближайшее время не представляется возможным.

Индекс удовлетворенности налогоплательщика, измеряемый рекомендуемым способом, может принимать значение от 0 до 5 баллов. Значение данного индекса, полученное нами в результате анкетирования налогоплательщиков, составило 3,95 балла.

Можно предположить, что в случае роста индекса удовлетворенности налогоплательщиков работой инспекции следует ожидать роста налоговых поступлений на контролируемой данной инспекцией территории.

Таблица 2.2

Собираемость налоговых платежей в ИФНС РФ №18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга в 2006-2011 гг., млрд. руб.

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Налоговые поступления

140,2

164,6

210,8

240,9

190,6

233,2

Задолженность по налоговым платежам

22,9

23,0

17,4

16,9

21,2

21,3

Недоимка по налоговым платежам

7,5

7,4

6,9

6,8

9,8

9,5

Коэффициент исполнения налоговых обязательств, %

94,7

95,5

96,7

97,2

94,8

95,9

Коэффициент собираемости налоговых платежей, %

83,7

86,1

91,7

92,9

88,8

90,8

Из таблицы 2.2 видно, что за период 2006-2009 гг. данные коэффициенты имели тенденцию к повышению. Высокий уровень собираемости налогов необходимо связывать с тем, что в составе фактических налоговых поступлений за отчетный финансовый год отражаются поступления от погашения задолженности прошлых лет. Нами установлено, что уменьшение коэффициентов собираемости в 2009-2011 гг. связано с увеличением задолженности по налогам и сборам за рассматриваемый период, предпосылками которого являются проблемы функционирования каждого отдельного механизма налогового администрирования. Задолженность является важным нереализованным фискальным резервом бюджета, при анализе которого можно реально отразить налоговый потенциал при прогнозировании бюджета региона. Проведенный анализ свидетельствует о том, что до 2010 года прослеживалась положительная тенденция уменьшения удельного веса задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации. Расчеты показывают, что на 1 января 2010 г. общая задолженность без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций составила 16,9 млрд. руб., по сравнению с 2006 г. она снизилась на 25,9%. Это свидетельствует о повышении эффективности используемых методов налогового администрирования в ИФНС РФ №18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга. Существенное увеличение задолженности в 2011 г. до 21,3 млрд. руб. является прямым следствием кризисных явлений в экономике, связанным со снижением ликвидности и платежеспособности организаций. Также, рост задолженности может говорить о неудовлетворительной налоговой политике государства.

Результаты итогов административного разрешения налоговых споров показали, что процедура обязательного досудебного порядка урегулирования налоговых споров действительно способствовала сокращению количество судебных споров по искам налогоплательщиков и уменьшению количества решений судов, принятых в пользу налогоплательщиков. Соответственно, возросло количество оспариваемых требований в возражениях по актам. Однако суммы требований, удовлетворенных налоговыми органами ниже, чем при рассмотрении иска в Арбитражных судах РФ. В то же время, доля удовлетворенных дел по искам налогоплательщиков об оспаривании ненормативных актов налоговых органов, рассмотренных Арбитражными судами РФ по-прежнему велика и составила в 2009 г. 67% из числа рассмотренных.