logo
Актуальные проблемы развития механизма исчисления и уплаты НДС в России и пути их решения

Роль налога на добавленную стоимость в Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее существенных источников пополнения бюджета. Связано это с его сущностью, как косвенного налога - налоговая база возникает независимо от финансового результата деятельности, в связи с чем всегда имеются суммы к уплате.

Данные о структуре доходов консолидированного бюджета за 2011-2013 годы по данным ФНС РФ:

Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011-2012 гг.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2012 году поступило 1 886,1 млрд. рублей, или на 7,6% больше, чем в 2011 году.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2012 году поступило 102,7 млрд. рублей, или на 12,1% больше, чем в 2011 году.

Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012-2013 гг.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2013 году поступило 1 868,2 млрд. рублей, или на 1,0% меньше, чем в 2012 году.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2013 году поступило 108,9 млрд. рублей, или на 6,0% больше, чем в 2012 году

И хотя имеется незначительное снижение доли налога, его удельный вес является существенным. Если посмотреть данные за 4 месяца 2014 года, то налог на добавленную стоимость показывает наибольший темп роста.

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-апрель 2013-2014 гг.

виды налогов

январь-апрель, млрд. руб.

2013

2014

темп, %

НДПИ

843,8

983,2

116,5

Налог на прибыль

790,2

899,0

113,8

НДФЛ

725,6

775,2

106,8

НДС

636,7

771,3

121,1

Имущественные налоги

301,2

321,3

106,7

Акцизы

288,7

315,0

109,1

В докладе о результатах и основных направлениях деятельности на 2014-2017 годы Федеральная налоговая служба Российской Федерации отмечает, что из общей суммы доначисленных платежей по результатам выездных и камеральных налоговых проверок основные доначисления произведены по налогу на добавленную стоимость - 141,3 млрд. рублей (42%), налогу на прибыль организаций - 93,4 млрд. рублей (28%), акцизам - 43,5 млрд. рублей (13%), налогу на доходы физических лиц - 34,1 млрд. рублей (10%), имущественным налогам - 13,0 млрд. рублей (4%).

Как видно, доначисления по налогу на добавленную стоимость значительно опережают все остальные налоги, тем самым увеличивая роль НДС в формировании бюджета, поскольку, как правило, доначисления сопровождаются штрафными санкциями, исчисляемыми от размера неуплаченных налогов.

В РФ налог на добавленную стоимость выполняет преимущественно фискальную функцию. Стимулирующая функция в виде ставки 0 процентов для экспортируемых товаров, которая должна была стимулировать прежде всего производства с высокой добавленной стоимостью, оказалась не реализована в силу низкой конкурентоспособности отечественных товаров на мировых рынках.

В конце 2012 года состоялось совещание Правительства Российской Федерации под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева, на котором обсуждалась замена налога на добавленную стоимость налогом с продаж. Министерство финансов выступает против отмены НДС в основном по тем же причинам, которые исторически и привели к появлению налога на добавленную стоимость вместо налога с оборота. По результатам совещания изменение налогообложения было признано нецелесообразным. Налог на добавленную стоимость остается в налоговой системе Российской Федерации, что делает задачу по изучению и улучшению механизма его исчисления и уплаты еще актуальнее.