logo
Актуальные проблемы развития механизма исчисления и уплаты НДС в России и пути их решения

Проблемы, связанные с администрированием исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость

Существующий механизм исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость наряду с достоинствами, присущими косвенным налогам, имеет значительные недостатки. Прежде всего - это сложность администрирования, которые требуют значительных контролирующих мероприятий. Усугубляется это использованием налогоплательщиками незаконного механизма уклонения от уплаты налога с применением фирм-однодневок. И хотя налоговое законодательство не связывает право на применение налоговых вычетов по НДС с исполнением своих налоговых обязательств контрагентами налогоплательщика, фактически в настоящее время все налоговые риски возложены на проверяемое лицо. Первоначально налоговые органы применяли терминологию недостаточной осмотрительности при выборе поставщика. Затем в связи с выходом Постановления Пленума ВАС РФ №53 от 12.10.2006 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" введено понятия необоснованной налоговой выгоды, которое позволило отказывать в применении налоговых вычетов при совокупности установленных факторов.

Тем самым обязанность администрирования уплаты налога поставщиками фактически была переложена на налогоплательщика. При этом никакого механизма контроля контрагентов предоставлено не было. Тот факт, что контрагент является действующим лицом, состоит на учете в налоговом органе, имеет расчетный счет, зачастую сдает налоговую отчетность, по мнению налоговых органов (поддержанному судами) не могут служить достаточным основанием для признания налоговых вычетов. Таким образом, нарушается основополагающий принцип применения ответственности за правонарушения - наказание несет не виновная сторона, а тот, кто может быть проверен.

Безусловно, повальное применение незаконной минимизации налогов, а в случае применения налоговой ставки 0 процентов можно даже вести речь о незаконном обогащении, нарушает интересы государства в части формирования доходной части бюджета, а также ухудшает положение добросовестных налогоплательщиков в конкурентной борьбе. Для сохранения баланса интересов необходимо изменение в той или иной мере механизма исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.