Инвестиции как важнейший фактор устойчивого развития предприятия

контрольная работа

3. Инвестиционная стратегия и инвестиционная деятельность предприятия

Инвестиционная деятельность предприятия -- это объективный процесс, имеющий свою логику, развивающийся в соответствии с присущими ему закономерностями и играющий важную роль в хозяйственной деятельности предприятия, поскольку по своей экономической природе инвестиции представляют собой отказ от текущего потребления ради получения доходов в будущем. Поэтому инвестиционный процесс начинается с определения инвестиционной стратегии предприятия, выбор которой зависит от:

Приложение 1.(рис. 1.)

- стадии жизненного цикла предприятия;

- стратегии развития в целом;

-состояния внешнего и внутреннего рынков инвестиционных ресурсов;

-инвестиционной привлекательности предприятия как объекта вложения средств.

И если на первый взгляд может показаться, что осуществление инвестиций является делом самого предприятия, руководство которого может самостоятельно принимать решения относительно инвестирования, то в этом случае необходимо, прежде всего, научиться оценивать последствия таких решений, поскольку неосуществление инвестиций -- это тоже своего рода стратегия. Под инвестиционной стратегией понимается комплекс долгосрочных целей и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Инвестиционная стратегия предприятия должна быть ориентирована на долгосрочные цели и реализовываться, в процессе текущей хозяйственной деятельности посредством отбора соответствующих инвестиционных проектов и программ. Формирование инвестиционной стратегии предприятия представляет собой сложный творческий процесс, который основывается на прогнозировании отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности и конъюнктуры инвестиционного рынка, как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов. Эта стратегия всегда формируется в рамках общей стратегии экономического развития, согласовывается с ней по целям, этапам, срокам реализации.

Пример такой взаимосвязи, и согласования на протяжении периода приведен в приложение 2 (табл. 1).

В качестве долгосрочных конкретизированных целей предприятия на разных этапах могут быть: достижение определенных нормы и массы прибыли, рост масштабов путем увеличения торгового оборота и доли контролируемого рынка, производство новой продукции, замена изношенного и устаревшего оборудования для снижения издержек производства, защита окружающей среды и др. Избранной или в ряде случаев вынужденной стратегией может быть и неосуществление инвестиций. Но такая ситуация будет скорее напоминать неуправляемую лодку, сносимую течением вниз. Принятие предприятием решений относительно инвестиционной деятельности опирается на проблему выбора альтернативных вариантов развития в конкурентной среде, присущей той или иной отрасли под воздействием различного рода экономических, правовых и прочих факторов. Схематично экономические последствия выбора инвестиционной стратегии представлены в приложение 3 (рис. 2).

При инвестиционной бездеятельности с течением времени доходность вложенных средств снижается вследствие морального и физического старения производственного аппарата, ухудшения организации производства и т. п., что в конечном итоге ставит под сомнение, будущее такого предприятия.

Пассивное инвестирование, предполагающее поддержание неизменного уровня развития предприятия, приводит к отставанию от среднеотраслевого уровня и будет иметь в более долгосрочном периоде те же последствия.

Активная инвестиционная стратегия, обеспечивающая рост доходности до среднеотраслевого уровня вложений, предполагает отбор и реализацию различного рода инновационных проектов, активное поведение на рынке.

Эффективная, или опережающая, стратегия связана уже с инновациями, реализующими принципиально новые технологические решения, различающиеся и значительной степенью риска таких вложений.

Формирование инвестиционной стратегии предприятия осуществляется в поле пересечения взаимных интересов, как самого предприятия, так и его потенциального стратегического инвестора. А инвестиция представляет собой особый товар, имеющий обращение на рынке. Поэтому возможность ее получения в том или ином виде часто зависит от понимания и учета взаимных интересов партнеров, от умения видеть объект инвестирования с позиций стратегического инвестора и оценивать его инвестиционную привлекательность.

Делись добром ;)