logo
Анализ и пути совершенствования деятельности предприятия

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в стране социальные и экономические изменения оказали существенное влияние на состояние отечественной культуры, в том числе ее институциональной (ведомственной) сферы.

Государство сегодня не несет ответственности за приобщение широкой общественности к отечественным и мировым культурным ценностям. Хотя общеизвестно, что только непосредственная приобщенность к явлениям культуры позволяет людям лучше ориентироваться в сложном и динамичном современном мире, контролировать свою жизненную среду, реализовать свои интересы и запросы. В то же время такая приобщенность выполняет компенсаторную функцию, снимая социально-психологическое напряжение.

При этом необходимо принимать во внимание, что современная кризисная ситуация в России обусловлена ее включенностью в глобальные процессы модернизации, с одной стороны, и недостаточной степенью развитости модернизационных предпосылок - с другой. Характерная для России вторичная модернизация, как известно из мирового опыта, реализуется не спонтанно, но с помощью целенаправленных изменений, осуществляемых политическими средствами.

Культуру с точки зрения государственной политики целесообразно понимать как социально значимый опыт, воплощенный в искусственных объектах (вещи, идеи и образы, технологии, регулирующие образования, оценочные критерии) и представленных в символической форме. Отношение к той части культуры, которая являет собой наследие, должно характеризоваться критериями отношения к государственной собственности. В то же время под культурой понимаются не просто традиционные формы прошлого социального опыта нации, но и нововведения, появляющиеся в ответ на общественные изменения.

Следует учитывать, что деятельность, связанную с сохранением и изменением культурных объектов в сфере культуры как подведомственной отрасли, отличает так называемый отложенный результат. Развитие учреждений культуры, инновации в области искусства влияют на динамику социальных и экономических параметров общества, но влияние это опосредовано и сказывается в долгосрочной перспективе.

Соответственно необходимы разработка и реализация рациональной культурной политики, которая была бы ориентирована на развитие имеющихся и создание недостающих предпосылок для модернизации страны. В то же время целенаправленное изменение культурных объектов и процессов возможно только при осознании постоянно воспроизводящегося напряжения в отношениях между культурными инновациями и консерватизмом культурных ценностей и стереотипов прошлого. Отсюда следует необходимость сбалансированности консервативного и новаторского начала при построении культурной политики, включающей в себя модернизационную ориентацию.

Описание важнейших тенденций с указанием критических точек, требующих принятия принципиальных решений о дальнейших действиях

Отечественное законодательство в сфере культуры сегодня не отвечает решению социально значимых проблем, требующих правового регулирования. Это относится к разделению полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами управления в сфере культуры; к государственному регулированию культурных процессов; к государственной собственности в сфере культуры; к финансированию отрасли; к отношениям социального партнерства в сфере культуры.

Утвердившаяся в качестве инструмента финансовой политики дискриминация культуры и продолжение практики остаточного подхода к финансированию культурной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях не позволяет эффективно использовать бюджетные средства и является, по существу, абсолютно бесперспективной политикой "тушения пожара".

Таким образом, сложившаяся ситуация сферы культуры в России сегодня оставляет желать лучшего. Такая обстановка оказывает огромное влияние на функционирование различных учреждений культуры в современных рыночных российских условиях.

Многие театры, дворцы культуры, музеи по всей стране оказались в очень сложной ситуации, когда при мизерном объеме финансирования и низкой рентабельности деятельности, они вынуждены выживать. Конечно, если речь идет об обычном производственном или торговом предприятии, то лучшим вариантом в ситуации нерентабельности является только ликвидация. Однако что касается учреждений сферы культуры, то здесь такой закон не работает. Несмотря на низкое финансирование, такие учреждения обязаны функционировать, так как именно они благодаря своей деятельности позволяют повышать наш культурный уровень в современных тенденциях низкой культуры. Здесь руководство вынуждено разрабатывать различные мероприятия и направления для привлечения зрительских интересов, дополнительных материальных поддержек со стороны государства и спонсоров. А это уже нелегкая задача, которая строится, прежде всего, на анализа финансового состояния учреждения культуры. Таким образом, мы приходим к выводу, что анализ финансового состояния учреждения культуры является тем необходимым и отправным пунктом, который обеспечивает повышение рентабельности и эффективности функционирования такого учреждения.

В связи с актуальностью целью дипломной работы выступает анализ и исследование путей совершенствования деятельности предприятия на примере Алтайского краевого театра драмы в городе Барнауле.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. рассмотреть задачи в области культуры и искусства

2. рассмотреть показатели оценки искусства

3. рассмотреть основные направления анализа ситуации в сфере искусства

4. привести краткую организационно- экономическую характеристику Алтайского краевого театра драмы

5. провести анализ основных показателей деятельности театра

6. провести анализ рынка театральных услуг города Барнаула

7. разработать предложения по формированию зрительского интереса театра

8. рассмотреть направления по государственной поддержке театра

В качестве предмета исследования в рамках дипломной работы выступает финансовый анализ театра.

В качестве объекта исследования в дипломной работе выступает Алтайский краевой театр драмы.

Периодом исследования в работе выступает 2002- 2004 годы.

В работе были использованы нормативные документы функционирования театра, а также его Устав, бухгалтерские балансы и отчеты и прибылях и убытках за соответствующие периоды.

В качестве методов исследования в работе использовались методы финансового анализа.

Дипломная работа представлена третями главами. Первая глава посвящена написанию теоретических основ сущности и оценки театральной деятельности. Вторая глава носит аналитический характер и посвящена исследования финансового состояния Алтайского краевого театра драмы. Третья глава носит рекомендательный характер и посвящена разработке предложений по совершенствованию деятельности театра.