logo
Контроль налоговых служб за исчислением и уплатой налогов с физических лиц

1.1 Экономическая сущность налогов и их классификация

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги- основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия производство, его динамику и структуру.

Налоги существуют издавна. Вот, что пишет по этому поводу Райзберг Б.А. «налоги известны с древних времен. Так уж устроена жизнь, что, часть своего дохода приходится отдавать другим. Такая повинность, обязанность налагалась и налагается до сих пор на тех, кто что-то получает, что-то имеет» [1, с.187].

Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог- понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Процесс взимания налогов осуществляется государством и, более того, является его функцией.

Определение понятия «налог» тесно связано с категорией «государство». Так, К. Маркс называл налоги: «материнской грудью, кормящей государство» [2 , с.82], Ф. Энгельс вообще считает, что: «налоги являются одним из трех признаков государства» [3, с.101], а государственный деятель и ученый США Б. Франклин заявлял: «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Знакомство с налоговой системой достаточно для того, чтобы судить о том, на какой ступени развития находится государство. Если же в структуре налогов преобладают прямые налоги, то это свидетельствует о высокоразвитой экономике.

На каждом этапе развития общества понятие «налог» все более уточняется, дополняется новыми характеристиками. Данный процесс осуществляется одновременно с развитием теоретических воззрений на государство, на основные цели его функционирования, формы существования и методы управления обществом. Налоги выступают экономическим звеном, и в силу этого во всех экономических теориях прошлого и настоящего времени авторы обязательно рассматривают проблемы налогообложения, стремятся определить место налогов в экономической системе, их назначение и варианты построения систем взимания. И все они сталкиваются с принципиальным вопросом о происхождении налогов, причинах и условиях их возникновения.

Начальные формы налогообложения следует искать в жертвоприношениях храмам, поскольку последним на заре развития человечества выполнялись важнейшие функции в организации общественной жизни. Отсюда требования к определенным жертвам в пользу храма, которые постепенно стали носить более или менее систематический характер, вследствие чего «приношение» постепенно превратилось в «выплату» или «сбор».

В средневековом обществе налоги все еще не могут быть отнесены к основным источникам доходов государства, для процесса их взимания характерны высокая степень добровольности и близость к понятию «жертва». Отличительной чертой взимавшихся в те времена налогов была самостоятельность оценки возможностей налогоплательщика по внесению необходимой суммы в казну государства.

Уже на ранних этапах развития экономической мысли налог рассматривался как без эквивалентный платеж, то есть лица, уплатившие его, не получали в замен ни благ, ни особых прав.

По мере развития и усложнения общественных отношений государство расширяет участие в жизни граждан, его расходы возрастают, а потому оно вынуждено изыскивать пути получения дополнительных доходов. Налоги (в старину их называли «подати»), наряду с военной добычей и пошлинами, являются, пожалуй, самым древним способом добывания государством себе денег. Известный дореволюционный финансист П.П. Гензель по этому поводу отмечает, что «уже в древнем мире были прекрасно известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания» [4 , с.10]. Ведение постоянных войн, содержание армии, как в военное, так и в мирное время и многие другие требующие соответствующего финансирования расходы привели к тому, что налоги постепенно становятся основным источником государственных доходов.

В период с 1945 года до середины 1970-х годов в капиталистическом мире произошли события, которые вывели мировую экономику и все ее проблемы на принципиально новый уровень. Научно- технический прогресс, глобализация экономики, соединение одновременно циклического, структурного, экологического, энергетического кризисов - все это привело к переосмыслению методов государственного воздействия на экономику. Формируется экономическая теория предложения, представителей которой выступают за самостоятельную, независимую, денежную, бюджетную политику, обосновывая потенциал налогового регулирования экономики. Основным направлением реформы государственного регулирования экономики считается радикальная реформа системы налогообложения в сторону значительного улучшения в предельных налоговых ставок.

Особую актуальность приобретает разрешение вопросов о том, каким должен быть уровень налоговых изъятий, чтобы воздействие на экономические процессы в обществе осуществлялось с максимально возможным положительным эффектом. Как определить оптимальный уровень налогообложения, не приводящий к не желательным последствиям? Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, формируется зависимость между величиной налоговой ставки и объемом поступлений налогов в бюджет, известная в экономической науке, как «эффект Лаффера» [5 ,с.165]. Данная зависимость занимает важное место теории экономики предложения. Кроме того, выведение этой взаимосвязи отражает дальнейший ход научной мысли в части теоретического определения понятия «налог».

Одновременно с развитием теории экономики о предложении в послевоенный период в странах с развитыми рыночными структурами сформировалась новая наука - экономика общественного сектора, представляющую иную, чем прежде, систему взглядов на роли государства и налогов в экономике. Налоги рассматриваются не как способ мобилизации средств для содержания неких надэкономических структур, а, скорее, в качестве формы, которую приобретают на производство разнообразных общественных благ, предоставляемым государством своим гражданам.

В понимании сущности налогов важное значение имеют два аспекта. Во- первых, налог - это объективная категория, ее внутренняя сущность (с объективной стороны); во- вторых, существует конкретная видимая правовая форма правления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны). Оба эти аспекта тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют на практике органичное единство, но в то же время их необходимо различать между собой. Правильное понимание объективной стороны особенно важно при выработке налоговых концепций.

Налоги, как объективная категория, являются исходным и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогообложения. Объективная сторона налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995года объявила обязанность уплачивать законно установленные налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет уже долгом и обязанностью каждого (ст.35).

По своей сути налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством. Весьма интересное определение налога, причем «финансово-правовое», предложил казахстанский ученый Е.Порохов. По его мнению, «налоги- это односторонне устанавливаемые высшими органами государственной власти (как правило, Парламентом) через издание законов, обязательные, безвозмездные и безвозвратные денежные платежи, которые постоянно взимаются в лице его уполномоченных органов с физических и юридических лиц, обращаются в доход государства (в государственную собственность) путем зачисления их в государственный (республиканский и местный) бюджет и обеспечиваются силой государственного принуждения» [6 , с.6]. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, которые складываются у государства с физическими и юридическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизация денежных средств в распоряжении государства. Объективная сторона налогообложения проявляется на практике в течение всего периода существования налогов, при каждом единичном акте их уплаты. Она не зависит ни от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находятся государства, не от того, какое конкретное государство взимает налоги, ни от каких- либо факторов.

Субъективная сторона налогообложения, конкретные их виды, уровень ставок, система льгот, предопределяются именно внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально- экономического развития страны, тип государственного устройства. Таким образом, субъективная, видимая сторона налогов проявляется в процессе их реального использования.

В современной экономической литературе имеется множество трактовок понятий и сущности налогов. Наиболее простое определение приведено Л.А. Дробозиной: «налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц» [7 , с.23] . Эта формулировка определяет понятие налога, но не отражает специфику налоговых отношений, сущности налога как экономической категории.

Более полное определение приведено А.И. Худяковым, по его мнению: «налог - это установленный государством в лице уполномоченного органа в одностороннем порядке и в надлежащей правовой форме обязательный денежный или натуральный платеж в доход государства, производимый в определенных размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер» [8 , с.18].

Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность раскрыть их глубинную сущность, внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм налогов на производственные отношения в обществе.

Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу. Это означает, они представляют реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством.

Налоги имеют и юридическое содержание. Как отметила Т.Ф. Юткина: «налог - это экономическая и философская категория, и одновременно конкретная форма правовых взаимоотношений, закрепляемых в законодательном порядке при наполнении доходами казны государства (бюджета) [9, с.22]. С точки зрения юристов, налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, которые с одной стороны является государство, а с другой - субъект обложения (физическое или юридическое лицо).

Таким образом, подведя итоги, можно сказать, что существование налогов экономически оправдано существованием государства. Налогообложение граждан - это также экономическая база содержания государства, его развития.