logo
Контрольно-ревизионная работа финансовых органов

1.1 История создания контрольно-ревизионных органов в России

Датой создания государственного финансового контроля в России принято считать 1656 год, когда в царствование Алексея Михайловича в целях повышения эффективности финансового управления под кураторством царской Думы был учрежден Счетный приказ, или Приказ счетных дел.

В 1720 году император Петр I учредил специальный контрольный орган по управлению финансами - Ревизион-коллегию.

В следующем столетии император Александр I Высочайшим Манифестом от 25 июля 1810 года учреждает Главное управление ревизии государственных счетов во главе с Государственным контролером. Первым Государственным контролером в истории России стал барон Балтазар Кампенгаузен.

В 1892 году был принят первый в истории России закон о государственном контроле, который имел решающее значение для укрепления государственного финансового контроля в государстве. В этом законе были закреплены те изменения в организации, формах, методах и деятельности государственного финансового контроля, которые произошли на протяжении почти двух с половиной столетий его развития.

В законе указывалось, что, составляя отдельную часть государственного управления, Государственный контроль наблюдает за законностью и правильностью распорядительных и исполнительных действий по приходу, расходу и хранению капиталов, находящихся в заведовании отчетных перед ним учреждений, а равно составляет соображения о выгодности или невыгодности хозяйственных операций, независимо от законности их производства; рассматривает финансовые сметы и представления об ассигновании сверхсметных кредитов министерств и главных управлений, ревизует отчетность по оборотам денежных и материальных капиталов, находящихся в заведовании отчетных установлений; производит, по особым положениям, фактическую проверку денежных и материальных капиталов, сооружений, построек и других операций, а также некоторых предметов, подлежащих оплате налогами и иными сборами, и эксплуатации казенных и подчиненных его надзору частных железных дорог; наблюдает за правильностью разассигнования и передвижения по кассам и сметным подразделениям назначенных по финансовым сметам или дополнительно открытых кредитов, а также за правильностью и целесообразностью сметной классификации всех отчетных перед ним капиталов; изыскивает меры к усовершенствованию правил и форм счетоводства и отчетности, а также устанавливает, по соглашению с подлежащими ведомствами, необходимые в этом деле порядки, не требующие законодательного разрешения.

Согласно закону, во главе Государственного контроля стоял Государственный контролер, пользовавшийся всеми правами и властью министра и являющийся с 1905 г. членом Совета министров. Государственному контролеру подчинялись все центральные и местные учреждения контроля. Государственный контролер утверждал ревизионные инструкции, подбирал кандидатов для замещения высших должностей в Государственном контроле, назначал и увольнял руководящий ревизорский и контролерский состав ведомства.

Государственный контролер осуществлял надзор за деятельностью всех контрольных учреждений. При этом служащие Государственного контроля могли привлекаться к ответственности только с санкции Государственного контролера. Кроме этого, с согласия Государственного контролера и Министра финансов другими министрами и главноуправляющими допускались изменения действующих правил о поступлении государственных доходов и о производстве расходов, не касающихся коренных начал и общих положений, а также издание инструкций, положений и форм, касающихся счетоводства и отчетности.

Центральными ревизионными учреждениями являлись: департамент гражданской отчетности; департамент военной и морской отчетности; департамент железнодорожной отчетности; департамент кредитной отчетности.

Возглавляли департаменты генерал-контролеры.

Кроме того, в состав Государственного контроля входили товарищ Государственного контролера, Совет государственного контроля, Канцелярия Государственного контроля и состоящий при ней Архив центральных учреждений Государственного контроля, Центральная бухгалтерия, Комиссия для проверки денежной и материальной отчетности установлений Государственного контроля, Комиссия для проверки годовых отчетов частных железных дорог, контрольные палаты и местные контрольные части на казенных и частных железных дорогах.

Местными учреждениями Государственного контроля являлись контрольные палаты и специальные местные учреждения Государственного контроля.

Контрольные палаты производили ревизию отчетности местных учреждений. Они ревизовали по бухгалтерским книгам и подлинным документам денежные обороты губернских и уездных казначейств и управлений, распоряжающихся кредитами и получением государственных доходов. Контрольные палаты во всех своих действиях подчинялись государственному контролеру и перед ним отчитывались.

Обязанности между центральными ревизионными учреждениями и местными учреждениями Государственного контроля распределялись так, что первые проверяли, как правило, операции, производимые центральными, вторые - операции, производимые местными исполнительными и распорядительными органами.

В области ревизии отчетности все рассмотренные выше центральные и местные учреждения являлись первой инстанцией, над которой стояла вторая, высшая в составе Государственного контроля инстанция, - Совет Государственного контроля.

На рубеже XIX-XX веков происходили поиски наиболее эффективных форм финансового контроля применительно к условиям России и с учетом начинавшегося было разделения власти на законодательную и исполнительную. Однако Первая Мировая война и последовавшая за ней революция остановили этот процесс.

В советский период власть многократно модернизировала государственный финансовый контроль, который по определению оставался атрибутом централизованной экономики и однопартийной системы.

По решению Правительства в составе Наркомфина 23 октября 1923 года было создано Финансово-контрольное управление с органами на местах для проведения документальных ревизий на предприятиях и организациях. В последующем оно было преобразовано в Финансово-бюджетное управление, а затем в ныне действующее Контрольно-ревизионное управление. Следует отметить, что хотя КРУ являлось подразделением Наркомфина СССР, положение о нем было утверждено специальным решением союзного правительства. Этим самым подчеркивался, с одной стороны, межведомственный характер этого контрольного органа, а с другой - важность государственного финансового контроля.

За прошедшие годы контрольно-ревизионные финансовые органы зарекомендовали себя как необходимый инструмент обеспечения законности расходования и сохранности государственных средств, проявили высокую устойчивость на различных этапах развития экономики страны.

В августе 1998 года постановлением Правительства РФ утверждено новое положение о контрольно-ревизионных управлениях в субъекте Российской Федерации, которое позволило в условиях развития новых экономических отношений создать эффективно функционирующую государственную систему финансового контроля в РФ. Новым положением контрольно-ревизионным органам, предоставлены более широкие полномочия по контролю за использованием государственных средств, функции по контролю за аудиторской деятельностью на территории РФ.