Косвенное налогообложение

курсовая работа

1.2 Экономическая природа косвенных налогов и их место и роль в налоговой системе РФ

косвенный налог бюджет экономический

Налоговая система как важнейшая часть финансовой и экономической системы государства представляет собой совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Обозначенные структурные элементы налоговой системы можно рассматривать обособленно и во взаимосвязи друг с другом, что позволяет более полно и глубоко раскрыть их содержание и роль в социально-экономическом развитии страны. [8]

Таможенная пошлина является наиболее ранней формой косвенного налогообложения, возникновение которой связано с необходимостью получения права торговли определенным товаром на определенной территории.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговая база для исчисления таможенных платежей в зависимости от установленных ставок - таможенная стоимость товаров и (или) их количество [4]. Система определения таможенной стоимости основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и законодательно закреплена Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»[5]. Таможенная стоимость ввозимых товаров исчисляется самим заявителем на основе одного из следующих методов:

· по цене сделки с ввозимыми товарами;

· по цене сделки с идентичными товарами;

· по цене сделки с однородными товарами;

· вычитания стоимости;

· сложения стоимости;

· резервному.

Таможенные пошлины при экспорте используются для поддержания рационального соотношения ввоза и вывоза, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечения условий для интеграции национальной экономики в мировую. [2]

Применение таможенных пошлин при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, а с другой - регулированием ввоза продукции, не имеющей аналогов или производящейся в недостаточном количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Вместе с тем таможенные пошлины, как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений в бюджет.[6] Их высокий показатель характерен для развивающихся государств. В индустриальных странах доля поступлений от взимания таможенных пошлин незначительна, и составляет около 1%.

Одним из неотъемлемых элементов налоговых систем стран мира является индивидуальный акциз, обладающий высоким фискальным и регулирующим потенциалом. Основными отличиями акцизов от прочих налогов на потребление являются их специфическая сфера применения - потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг). [11] Акциз включается в цену товара и изымается в бюджет у производителя продукции.

В отличие от достаточно молодого по историческим меркам НДС определение периода возникновения такой формы косвенного налогообложения как акциза затруднительно, однако известно, что уже в Древнем Египте существовали фискальные монополии - прообразы акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Ограниченный круг подакцизных товаров дает возможность предположить, что раньше акцизы носили характер пошлины. Таким образом, «неоднозначность происхождения акциза позволяет говорить о многогранной природе данного экономического явления. При этом следует отметить, что природа акциза различна в зависимости от товара - объекта обложения». [4]

Налог на добавленную стоимость является налогом на потребление. При этом, несмотря на предполагаемое переложение налогового бремени на потребителя, последний не облагается налогом напрямую. Вместо этого налогоплательщиками являются производители товаров и услуг. При этом каждый налогоплательщик обязан перечислить в бюджет сумму налога, равную произведению налоговой ставки на стоимость товара, добавленную налогоплательщиком в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности. [10] Для достижения такого порядка обязательства по налогу на добавленную стоимость возникают при осуществлении каждой налогооблагаемой операции, под которой обычно понимают реализацию товаров и услуг. При смене собственника товара или при реализации услуги налогоплательщик начисляет НДС, а суммы уплаченного налога принимаются к возмещению или относятся на уменьшение налоговых обязательств. В полной мере налог на товар или услугу уплачивается после того, как этот товар покидает круг зарегистрированных плательщиков НДС, т.е. происходит его конечная или розничная реализация. Исходя из этого, можно сделать вывод, что «НДС представляет собой модифицированный налог с оборота, рационализированный таким образом, чтобы снять тот кумулятивный эффект, которым изначально обладал классический налог с оборота. Этот налог взимается на всех стадиях производства и распределения и является универсальным косвенным налогом на потребление». [10]

Можно выделить общие черты, присущие всем косвенным налогам:

1) это налоги на потребление, имеющие регрессивный характер;

2) налог прямо не связан с доходом или имуществом налогоплательщика;

3) сумма налога включается в цену товара, носит скрытый характер для потребителя, оплачивающего товар и налог;

4) с их помощью можно регулировать потребление как в целом, так и отдельных товаров. [2]

В качестве недостатков всех рассмотренных косвенных налогов можно выделить, во-первых, обратную пропорциональность платежеспособности потребителей (регрессивный характер), приводящую к нарушению принципа справедливости налогообложения, во-вторых, повышенные затраты при администрировании, в-третьих, вмешательство косвенных налогов в механизм рыночного ценообразования, способствующее росту темпов инфляции. [12] Несмотря на минусы косвенных налогов, необходимость существования косвенного обложения демонстрирует многовековая история существования косвенных налогов.

Из приложения 1 видно, что косвенные налоги по данным ФНС России за 2012 занимают около 50% консолидированного бюджета РФ. Они реализуют свою фискальную и регулирующую функцию в зависимости от вида налога. Поэтому каждый косвенный налог, подчиняясь общим тенденциям развития косвенного налогообложения, имеет присущие только ему проблемы исчисления, уплаты и администрирования.

Делись добром ;)