1. Природа и сущность налогов, их классификация
Налоги возникли вместе с зарождением государственности. Введению налогов предшествовали другие виды поступлений в казну: дань с побежденных, контрибуции, домены, регалии, пошлины. Все эти формы аккумуляции денежных средств бюджетом создали предпосылки для введения налогов, перехода на более высокий уровень развития экономики, систем контроля и правосознания.
Экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса [4, c.46].
Валовой внутренний продукт на стадии производства - это стоимость произведенной за год продукции (товаров, услуг) за вычетом промежуточного потребления (стоимости материальных затрат).
В этом случае исходим из того, что государство выражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности и вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую и другие. Взаимодействие объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов осуществляется посредством финансово-бюджетного и ценового механизмов.
Финансово-бюджетный механизм призван формировать и использовать финансы государства - бюджетные и внебюджетные фонды. Этот механизм направлен на эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важнейшим инструментом финансово-бюджетного механизма являются налоги.
Итак, всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплату труда работников, прибыль предприятия и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды).
Распределение ВВП распадается на две стадии: вначале образуются первичные денежные доходы; затем денежные доходы участников общественного производства распределяются в пользу государства: трудящиеся платят подоходный налог в бюджет и производственные отчисления в пенсионный фонд, предприятия - налоги на прибыль и другие налоговые платежи и сборы.
В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".
Данное определение предусматривает следующие моменты:
прерогативу законодательной власти утверждать налоги;
налог является индивидуально безвозмездным;
односторонний характер установлений налога;
уплата налога как обязанность налогоплательщика не порождает встречной обязанности государства;
налог взыскивается на условиях безвозвратности;
цель взимания налога - обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.
В сфере налогообложения существуют два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:
· налог - любое изъятие средств с целью формирования доходов государственного бюджета;
· налог - одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям [6, c.103].
Выбор одного из указанных способов зависит от особенностей национального законодательства. В России юридическим критерием отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права.
Классификация налогов может быть проведена по разным основаниям. Ниже представлены некоторые возможные варианты классификации налоговых платежей с конкретными примерами налогов.
1. По способу взимания различают:
прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:
реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);
косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:
косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (например, акцизы);
косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);
налог налоговая система российская
фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).
2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:
· федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (например, налог на прибыль организации);
· региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);
· местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог).
3. По целевой направленности введения налогов:
· абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);
· целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:
· налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение);
· налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
· смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).
Таким образом, главная черта налогов - односторонний характер их установления. Налоги взимаются в целях покрытия общественных потребностей, которые стоят отдельно от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика.
- Роль и место Налогового кодекса в системе налогового законодательства рф.
- 2.1 Роль налогов в рыночных отношениях
- 12.Место налогов в структуре доходов бюджета рф. Налоговая нагрузка на экономику. Роль различных налогов в формировании доходов бюджета рф
- Роль налогов
- 3. Механизм государства. Роль и место в нем налоговых органов.
- 12. Налоговые агенты: их роль и место в налоговых отношениях.
- 10.2. Место и роль налогов в системе доходов государства.
- 19. Налоговые агенты: их роль и место в налоговых отношениях.
- 5.1.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе
- 6 Роль и место налогов в государственном регулировании экономики