logo
Автоматизированные информационные технологии в налоговой службе

1.2 Понятие АИТ

Автоматизированная информационная технология (АИТ) - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, поиск, обработку, хранение, распространение и отображение информации на базе применения развитого программного обеспечения (ПО), средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности

В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый комплекс, носящий название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникаций, являющихся основой создания самых разнообразных сетевых вариантов АИТ: локальных, многоуровневых, распределенных, глобальных вычислительных сетей, электронной почты, цифровых сетей интегрального обслуживания.

В последнее время появились многоуровневые и распределенные системы организационного управления объектами (банками, налоговой службой и т.д.). Для них используются распределенные системы обработки данных с использованием каналов связи для обмена информацией между базами данных различных уровней.

При переходе к рынку возрастает потребность в анализе информации с целью принятия обоснованных решений. Эта задача в рамках АИТ решается включением в нее систем поддержки принятия решений (экспертной системы), базирующихся на использовании баз знаний. Под базой знаний понимается сложная, детально моделируемая структура информационных совокупностей, описывающих все особенности предметной области, включая факты, правила (знания условий для принятия решений) и метазнания (правила использования знаний).

Выделяются пять основных тенденций развития АИТ:

Первая связана с превращением информационного продукта в гибрид между результатом расчетно-аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой пользователю продукта.

АИС будет использовать все в большей мере мультимедийные технологии.

Прогнозируется исчезновение промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю (например, непосредственное взаимодействие автора и читателей через систему телеконференций).

Отмечается тенденция к глобализации ИТ в результате использования INTERNET.

В качестве последней характерной черты развития АИТ рассматривается конвергенция, заключающаяся в стирании различий между материальным и информационным производством, взаимопроникновением различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.

Внедрение ИТ меняет технологию управления, однако и развитие последней предъявляет все новые требования к ИТ. Они все более превращаются из расчетного инструмента в средства накопления опыта управленческих работников, анализа, оценки и выработки эффективных решений.

АИТ для конечного пользователя выглядит как автоматизированное рабочее место (АРМ).

АРМ - это совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.

АРМ обеспечивает обработку информации, а экономист выполняет часть ручных операций, а также операций, требующих творческого подхода. Наиболее простой функцией АРМ является информационно-справочное обслуживание.[1, 4, 9]