logo
Оценка финансового состояния РУП "МАЗ"

2.1 Организационно-экономическая характеристика РУП «МАЗ»

Республиканское Унитарное предприятие «Минский автомобильный завод» (РУП «МАЗ») является одним из крупнейших предприятий автомобильной отрасли Республики Беларусь и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.

Завод является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, входит в качестве головного предприятия в состав Производственного объединения "БелавтоМАЗ", в составе которого находятся также РУП «БААЗ» (г. Барановичи), РУП «ОЗАА» (г. Осиповичи), РУА «КЗТШ» (г. Жодино), РУП «Литмаш» (г. Минск), ПРУП «ДЭМЗ» (г. Дзержинск), РУП «СтройМАЗтрест» (г. Минск).

Предприятие является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица, имеет обособленное имущество, действует на хозяйственном расчете, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в национальной и иностранной валютах, печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Республики Беларусь, штампы, товарные знаки, фирменные бланк и иные реквизиты.

История завода начинается с 9 августа 1944 года, когда Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве автосборочного завода в городе Минске. В октябре 1947 года на заводе были собраны первые пять МАЗов. С 1948 года было организовано серийное производство автомобилей. Завод стал одним из ведущих производителей большегрузных дизельных автомобилей с ежегодным выпуском 25 тысяч машин. В ноябре 1958 года на МАЗе собраны первые образцы автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503, которые пришли на смену автомобилям семейства МАЗ-200. Сентябрь 1970 года был началом производства модернизированных автомобилей МАЗ-500А, а в марте 1976 года с галвного конвейера сошли первый самосвал МАЗ-5549 из нового семейства автомобилей МАЗ-5335. В 1981 году на главном конвейере собран первый седельный тягач МАЗ-5432 нового семейства автомобилей и автопоездов МАЗ-6422.

Начиная с 1993 года, заводом освоен выпуск автобусов для городских и междугородних перевозок по лицензии немецкой фирмы «NEOPLAN».

С 1995 года осуществляется выпуск городских, пригородных и междугородних автобусов. Минский автомобильный завод достиг серийного производства 12 моделей автобусов и более 30 модификаций на их базе, среди которых специальные автобусы, предназначенные для эксплуатации в особых условиях: в северных районах - со специальной системой отопления и теплоизоляцией салона, двойным полом, уменьшенной площадью остекления, а в южных районах - с усиленной системой вентиляции и увеличенными сдвижными форточками и пр.

С 2004 года выпускается малогабаритный автобус МАЗ 256 на 28 посадочных мест с кузовом из стеклопластика, причем впервые в практике производства автобусов пластиковые детали для него окрашены в массе.

В 2001 году МАЗ освоил производство троллейбусов. В качестве одного из главных преимуществ троллейбусов МАЗ специалисты выделяют то, что по основному числу узлов и агрегатов, а также по конструкции кузова, машина унифицирована с автобусами МАЗ, что обеспечивает удобство и универсальность обслуживания.

В настоящее время МАЗ - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники. Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4х2, 4х4, 6х4, 6х6, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей.

Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали, заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям. На основную выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия, что характеризует ее достаточно высокий технический уровень и качество.

Научно-исследовательский сектор завода объединяет 4 конструкторско-технологических подразделения, экспериментальный цех, ряд центральных заводских лабораторий.

На заводе работают 6 257 руководителей и специалистов, 52,4% из которых имеют высшее образование. Работают 1 доктор наук и 12 кандидатов наук, которые непосредственно участвуют в проведении исследований, самостоятельно решают ряд научно-технических проблем.

Завод тесно сотрудничает и с большой наукой. Специалисты завода поддерживают связи с 50 научными организациями РБ и странами СНГ. Наибольший объем научных исследований на хоздоговорной основе выполняется и институтами Академии наук Беларуси и Белорусским национальным техническим университетом.

Всего МАЗ выпускает более 300 модификаций автомобилей. Завод в массовом производстве освоил 6 поколений тяжелых грузовиков. В автомобилях МАЗ воплотились современные конструкторские решения, передовые отечественные и зарубежные технологии, позволившие получить максимально возможные грузовместимость и грузоподъемность при минимальных значениях снаряженных масс транспортных средств, высокую среднетехническую скорость, удобство и низкую трудоемкость технического обслуживания, топливную экономичность, проходимость и надежность в сочетании с минимальными эксплуатационными затратами.

Основной задачей в деятельности предприятия является создание принципиально нового семейства автомобильной техники, соответствующие нормам ЕВРО-3, в дальнейшем ЕВРО-4 и ЕВРО-5. В этих автомобилях воплотились наиболее современные конструкторские решения, позволившие получить большую грузоподъемность, высокую среднетехническую скорость, топливную экономичность, проходимость, надежность, комфортабельность в сочетании с низкими эксплуатационными расходами.

Для выполнения поставленных перед собой задач предприятие проводит техническое перевооружение предприятия, так как создание автомобилей, соответствует нормам ЕВРО-3, ЕВРО-4иЕВРО-5, на оборудовании, возраст которого достигает 20 лет (75% оборудования) принципиально невозможно. Новые технологические комплексы позволят предприятию выйти на новый технический уровень производства автомобильной техники, повысить ее конкурентоспособность за счет повышения производительности труда, снижения себестоимости выпускаемой продукции, ее энергоемкости.

Минский автомобильный завод производит свыше 60 модификаций прицепной техники. Это позволяет разрабатывать и производить тягачи, полностью унифицированные с полуприцепами, а бортовые автомобили - с прицепами. Прицепная техника (одно-, двух-, трехосная) может быть оборудована тентованными, жесткими и изотермическими кузовами; прицепы-шасси применяются под установку различного спецоборудования. Налажено производство прицепов к самосвалам с двусторонней разгрузкой, выпускаются прицепы к легковым автомобилям.

Таблица 2.1- Основные рынки сбыта продукции

Автомобили

%

Прицепы

и п/пр.

%

Автобусы

%

1

2

3

4

5

6

7

Беларусь*

1006

5,94

243

5,85

92

17,16

Экспорт, всего:

15944

94,06

3911

94,15

445

82,84

Россия

11989

70,73

3313

79,75

320

59,51

Украина

1302

7,60

240

5,78

84

15,67

Казахстан

262

1,55

68

1,64

0

0,00

Туркменистан

338

1,99

55

1,32

3

0,56

Узбекистан

98

0,56

44

1,06

4

0,75

Кыргызстан

19

0,11

1

0,02

0

0,00

Азербайджан

24

0,14

0

0,00

0

0,00

Армения

4

0,02

0

0,00

0

0,00

Молдова

52

0,31

4

0,10

2

0,37

Литва

139

0,82

10

0,24

1

0,19

Латвия

132

0,78

14

0,34

0

0,00

Эстония

2

0,01

0

0,00

0

0,00

Дальнее зарубежье

1586

9,36

162

3,90

31

5,78

ВСЕГО:

16950

100

4154

100

537

100

без учета последующей реализации дилерами в РБ в Россию

Основным рынком сбыта продукции является рынок ближнего зарубежья, где реализуется 84,7% всей отгружаемой техники, 5,94% - на рынке дальнего зарубежья (табл. 2.1).

Следует отметить тот факт, что основным рынком сбыта продукции РУП «МАЗ» остается рынок России. Максимальное количество автотехники отгружено в Российскую Федерацию, что составило 70% (11989 шт.) по автомобиля, по прицепной технике - 79375% (3313 шт.), по автобусам - 82,84 (319 шт.) от общего объема отгруженной продукции РУП«МАЗ».

Среди российских регионов, в которые осуществляется продажа автотехники МАЗ, важное место занимают Центральный (63,39% от объема реализации в РФ), Северо-Западный (9,23%), Уральский (6,10%), Поволжье (6,83%), Северный Кавказ (5,89%), Западно-Сибирский (4,34%).

Объем реализации автомобилей в натуральном выражении увеличился в сравни с данными прошлого года на 9,5%. Это служит подтверждением того, что продукция, выпускаемая предприятием, конкурентоспособна по цене и по качеству: в современных условиях одно из основных требований потребителей автотранспортной техники состоит в том, что им нужны экологические чистые, малошумные, экономичные по расходу топлива и удобные в эксплуатации транспортные средства. Увеличение объемов продаж свидетельствует о том, что техника, выпускаемая на предприятии, отвечает современным техническим и экологическим требованиям.

В конце 2007 года представители Минского автомобильного завода и Корпорации средней промышленности Венесуэлы подписали Учредительный акт и Устав совместного сборочного предприятия автотехники МАЗ в Венесуэле "MAZVEN".Создание совместного сборочного предприятия позволит увеличить долю автомобильной техники МАЗ в регионах Южной Америки.

Минский автомобильный завод начал экспортировать автотехнику в Венесуэлу в 2008 году. Сегодня предприятие поставляет в Венесуэлу самосвалы, седельные тягачи, самосвальные полуприцепы, специальную технику.

В своей дальнейшей работе руководство РУП «МАЗ» среди первостепенных задач выделяет выпуск конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям потребителей, обновление ее номенклатуры и повышение качества, совершенствование структуры сбыта и сервиса, сокращение издержек производства, наращивание производственных мощностей и завоевание высокого статуса среди производителей большегрузной автомобильной, прицепной и автобусной техники.

В последние годы, помимо традиционных для себя большегрузных автомобилей, на МАЗе освоено производство среднетоннажных низкорамных грузовиков, а также большая гамма городских, пригородных, междугородних и международных автобусов. Успешно прошли испытания и закуплены городом Минском первые троллейбусы МАЗ.

С 1 января 2008 года МАЗ перешел на серийный выпуск грузовых автомобилей уровня Евро-3. Этот срок установлен Специальным техническим регламентом "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". Поскольку МАЗ экспортирует на российский рынок более 60% своей продукции, он организовал свою работу так, чтобы быть готовым, в соответствии с этим документом, к новым условиям на рынке.

На предприятии работает команда единомышленников, включающая в себя руководителей, инженерно-технический персонал, высококвалифицированных рабочих.

Минский автомобильный завод включает в себя все виды действующих производств, свойственных современным крупным машиностроительным заводам, среди которых: заготовительное, литейное, кузнечнопрессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, производство пластических материалов и РТИ, окрасочное, сборочное, инструментально-штамповое.

Предприятие создано с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение максимальной прибыли, удовлетворения материальных и социальных потребностей коллектива предприятия и интересов республики Беларусь, насыщения ранка автомобильной продукцией.

Предметом деятельности является:

- производство и реализация автомобильной и автоприцепной техники, прицепов к легковым автомобилям, комплектующих изделий, деталей, запасных частей, технологического оборудования, непродовольственных товаров народного потребления, продукции сельскохозяйственного производства, а также другой продукции, выполнение гарантийного и сервисного обслуживания произведенной продукции;

- оказание автосервисных, авторемонтных, автотранспортных, бытовых услуг юридическим и физическим лицам;

- оказание услуг в технической подготовке кадров;

- осуществление коммерческо-посреднической, маркетинговой, торговой, внешнеэкономической деятельности, а также любых других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Минский автомобильный завод, являясь производственным республиканским унитарным предприятием, самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Осуществление функций управления подразделениями производится в соответствии с положениями о самостоятельных структурных подразделениях завода, положениями о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, процедурами управления, инструкциями.

Управление заводом осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом завода на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества завода.

Генеральный директор объединения назначается по контракту Министром промышленности и самостоятельно решает все вопросы деятельности РУП «МАЗ». В своей деятельности руководствуется законодательными и другими нормативными актами, действующими в Республике Беларусь, приказами Министерства промышленности Республики Беларусь и другими документами. Генеральный директор действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех предприятиях, учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами завода в пределах прав, установленных собственником.

Непосредственно генеральному директору завода подчинены: финансовый директор объединения, директор по сбыту и маркетингу, технический директор, заместитель генерального директора по вопросам экономики и организации труда, заместитель генерального директора по качеству, заместитель генерального директора по кадрам, режиму, гражданской обороне и социальным вопросам, заместитель финансового директора - главный бухгалтер.

В свою очередь финансовому директору подчиняются: главный бухгалтер и начальник финансового управления.

Вышеназванные руководители имеют в своем подчинении соответствующие функциональные подразделения, которые обеспечивают выполнение руководством своих функциональных и должностных обязанностей.

Каждое звено структуры завода укреплено достаточным количеством специалистов и руководителей различного уровня, которые представляют собой большой потенциал для дальнейшего развития производства.

Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потребление сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса.

Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.

Затраты на производство и реализацию продукции, определяющие ее себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации. Состав и структура затрат на производство зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от отношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

Объектами калькулирования выступают изделия, узел, деталь, нормо-час, 1 рубль товарной продукции. На РУП «МАЗ» используется нормативный и позаказный методы калькулирования - это себестоимость изделия, рассчитанная на основе технически обоснованных норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда на определенную дату.

На РУП «МАЗ» плановая калькуляция составляется планово-экономическим отделом на год, а в отдельных случаях на квартал, месяц. На основе плановых калькуляций себестоимости отдельных изделий и их планируемого выпуска определяется полная себестоимость всей товарной продукции.

Таблица 2.2 - Структура затрат на производство продукции в 2008 году

Наименование показателя

3 квартал

уд. вес, %

9 месяцев

уд. вес, %

за год

уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Затраты на производство, всего

194243 623

100

528 888108

100

750 506035

100

Материальные затраты

145 267857

74,79

393 15 433

74,34

562 012634

74,88

Сырье и материалы

37 063 250

19,08

102 01 559

19,29

148 281608

19,76

покупные комплектующие

93 780 752

48,28

254 99 104

48,21

362 167914

48,26

1

2

3

4

5

6

7

Топливо

2 849 267

1,47

6 498 351

1,23

9 379353

1,25

Электроэнергия

6 900 481

3,55

16 837 157

3,18

23 928 514

3,19

тепло энергия

2 210 446

1,14

5 991 530

1,13

8 517 287

1,13

Прочие материальные затраты

410 932

0,21

1 308 304

0,25

1 840 131

0,25

Расходы на оплату труда

22 474 541

11,57

61 293 244

1,59

8388746

11,18

Отчисления на социальные нуды

8 325 357

4,29

22 982 371

4,35

31 781 177

4,23

Амортизация основных фондов

6 168 241

3,18

17 690 905

3,34

24 864 646

3,31

Прочие затраты, в т.ч.

12 007 657

6,18

33 763 155

6,38

47 963 032

6,39

плата по процентам

679 017

0,35

2 332 008

0,44

2 829 237

0,38

налоги и платеже, включаемые в себестоимость

7 163 055

3,69

20 650 409

3,90

28 948 308

3,86

Оплата нематериальных услуг сторонних организаций

2 655 815

1,37

6 538 139

1,24

9 117 288

1,21

В том числе банко

852 403

0,44

3 022 106

0,57

3 817 662

0,51

Другие затраты

1 162 910

0,60

3 218 957

0,61

5 477 622

0,73

В смету затрат на производство включаются также затраты на подготовку и освоения производства новых видов продукции, возмещаемые за счет себестоимости, т.е. инновационного фонда, и других целевых источников (таблица 2.2).

Структура затрат за производство продукции складывается следующим образом: материальные затраты - на уровне 74%, и нематериальные соответственно - 26%. Ведущими статьями затрат в структуре материальных затрат являются расходы, связанные покупкой сырья и материалов - 19% и расходы по приобретению комплектующих - 48%. В структуре нематериальных затрат ведущей статьей расходов являются расходы на оплату труда - 11%.

Смета затрат на производство разрабатывается с целью определения общей суммы всех плановых затрат определения по экономическим элементам и взаимной увязки плана по себестоимости с другими разделами плана. Смета затрат на производство составляется планово-экономическим управлением с поквартальной разбивкой.

Схематично структура затрат представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1- Структура затрат на производство

В сводную смету затрат на производство и реализацию продукции включаются расходы всех структурных подразделений предприятий, участвующих в производстве промышленной продукции. Кроме того, в сводной смете затрат на производство и реализацию продукции отражаются расходы, связанные с выполнение производственным персоналом предприятия работ, не включаемых в состав товарной продукции (строительно-монтажные работы для капитального строительства, работы для капитального ремонта зданий и сооружений, для жилищно-коммунального хозяйства), ли оказанием услуг промышленного характера строительным организациям, собственному капитальному строительству и непромышленного хозяйствам.

Для составления сметы затрат на производство разрабатывается контрольная ведомость «Свод затрат на производство» в экономических элементах. Например, для определения материальных затрат на производство одной единицы изделия составляется ведомость стоимости материалов на изделие, где указывается код материла, его наименование, единица измерения норм, норма расхода, цена в рублях, стоимость на изделие. По окончании периода (месяц, год) составляется отчет о затратах на производство и реализацию продукции.

Основой для составления смет общепроизводственных и общехозяйственных расходов являются:

- установленная структура управления цехом и предприятием в целом, их штатные расписания;

- нормы расходов топлива и энергии для отопления, освещения и других хозяйственных нужд;

- нормы расхода вспомогательных материалов на содержание и ремонт зданий и сооружений;

- нормы износа малоценного и быстроизнашивающегося хозяйственного инвентаря;

- нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов;

- распределение продукции (работ, услуг) вспомогательного производства по внутризаводским подразделениям-потребителям;

- сметы расходов на ремонт основных фондов, охрану труда, испытания, опыта и исследования, рационализацию и изобретательство, содержание противопожарной и сторожевой охраны, подготовку кадров, содержание служебного легкового транспорта и другие сметы.

На заводе плановым управлением планируются общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Бухгалтерия учитывает общепроизводственные и общехозяйственные расходы, шифрует согласно номенклатуре статей расходов и составляет свод общецеховых, общезаводских расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, где указываются шифры затрат, сумма затрат за месяц, сначала квартала и сначала года по каждому виду затрат и всего по общехозяйственным и общепроизводственным расходам.

Косвенные расходы связаны с работой цеха, предприятия в целом по изготовлению многих или всех видов продукции. Их нельзя прямо относить на себестоимость единицы изделия. Они распределяются меду изделиями и включаются в себестоимость пропорционально какому-либо признаку. К ним относятся:

1) общепроизводственные расходы - % от основной заработной платы производственных рабочих;

2) общехозяйственные расходы - % от основной заработной платы производственных рабочих;

3) коммерческие расходы - % от производственной себестоимости.

Косвенные расходы учитываются в целом по производству.