logo
Анализ антикризисного управления предприятия ЗАО "Арно"

1.1 Сущность и принципы антикризисного менеджмента предприятия

Структурная перестройка экономики России, с одной стороны, и открытие внутреннего отечественного рынка для зарубежных товаропроизводителей, с другой стороны, поставили в сложное финансовое положение большую часть предприятий различных организационно-правовых форм.

  • Проблема антикризисного управления несостоятельным предприятием обусловлена природой проводимых в России реформ. Речь идет о реформах, как на уровне государственного регулирования экономиками, так и на уровне предприятия, т.е. менеджмента. Ключевой задачей государственного управления экономикой в этом направлении является создания условий для эффективного хозяйствования предприятий. Главная задача руководителей предприятий - организация такого менеджмента, который будет эффективен в условиях ограничений, диктуемых полномасштабным действиям механизма банкротства [44, С. 235].
  • В целом менеджмент, обеспечивающий эффективную работу в кризисном режиме, представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на перевод предприятия в иной режим работы. Ключевая характеристика этого режима - устойчивое финансовое положение.
  • Решение именно этих задач находится в центре системы мер, именуемой в зарубежной литературе кризис - менеджментом, а в отечественной литературе - антикризисным управлением.
  • Под этими терминами понимают либо управление в условиях наступившего кризиса, либо управление, которое должно способствовать выводу предприятия из этого состояния. Вместе с тем антикризисное управление необходимо трактовать шире, т.е. точно представлять себе состояние, в которое должно быть переведено предприятие в результате такого управления. Прежде всего, речь идет о состоянии, при котором предотвращается неплатежеспособность и несостоятельность предприятий. Иными словами антикризисное управление социально экономической системой должно обеспечивать реализацию бизнес-процессов в режимах, которые не приводят к несостоятельности.
  • С точки зрения стратегии антикризисное управление должно создать предприятию условия для формирования в течение достаточно длительного периода конкурентного преимущества, позволяющего производить потребляемую рынком продукцию и получать достаточно денежных средств для оплаты всех своих обязательств, возникающих при ее создании и сбыте.
  • В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы.
  • Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.
  • Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами:
  • Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Важно своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблеме управления.
  • Но не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается посредствам управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности организации в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.
  • Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессе их решения формируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера, а также проблемы организационного и правового содержания, множество социально-экономических проблем [26, С. 16].
  • Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблем прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационной стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.
  • Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования, антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санаций предприятий [46, С. 128].
  • Антикризисное управление имеет предмет воздействия - проблемы, предполагаемые и реальные факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.
  • Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
  • - кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
  • - кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
  • - к кризисам можно и необходимо готовиться;
  • - кризисы можно смягчать;
  • - управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
  • - кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
  • - управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
  • Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:
  • - склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
  • - диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
  • - снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
  • - усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.
  • Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий. Главными из них являются:
  • - мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
  • - осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;
  • - повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
  • - усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;
  • - использования антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.
  • Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.
  • В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:
  • - мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;
  • - установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
  • - интеграции по ценностям профессионализма;
  • - инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;
  • - корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.
  • Некоторые из характеристик антикризисного управления рассмотрим более подробно.
  • 1. В развитии любого управления существуют две его противоположности - интеграция и дифференциация. Усиление интеграции всегда ведет к ослаблению дифференциации и наоборот.
  • 2. Нет управления без ограничений, которые могут быть внутренними и внешними. И эти две группы ограничений находятся в определенном, но меняющемся соотношении. В зависимости от того, как строится это соотношение, изменяется и вероятность кризисных явлений. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления.
  • 3. Одной из важных характеристик антикризисного управления является сочетание формального и неформального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации антикризисного управления. Она может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления.
  • 4. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.
  • Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами.
  • Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления:
  • 1. Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. В данном случае имеется ввиду не только общий профессионализм управления, но и те профессиональные знания и навыки, которые отражают особенности антикризисного управления.
  • 2. Искусство управления, данной природой и приобретенное в процессе специальной подготовки, следует выделить особо в перечне факторов эффективности антикризисного управления. Во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство управления является решающим фактором выхода из кризиса или его смягчения. Поэтому для антикризисного управления особенно важно проводить психологическое тестирование менеджеров, отбирать такие личности, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять в экстремальных ситуациях.
  • 3. Методология разработки рискованных решений. Такая методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременностью, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость. Эти свойства имеют особое значение в антикризисном управлении.
  • 4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Видение будущего и не субъективное, а основанное на точном, научном обоснованном анализе позволяет постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или проходящего кризиса.
  • 5. Лидерство также входит в совокупность факторов эффективного антикризисного управления. Но не всякое лидерство. Существует множество его оттенков и модификаций. Лидерство определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, укрепившимся доверием к менеджеру, авторитетом власти, уверенностью. Опора на лидерство может сыграть решающую роль в преодолении кризиса или его смягчении. Но для этого необходимы поиск и проектирование лидерства.
  • 6. Особую роль в эффективности антикризисного управления играют оперативность и гибкость управления. В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к условиям кризиса. Инерционность в этом случае может играть отрицательную роль.
  • 7. Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управления и в разработке специальных программ антикризисного развития. Качество программ и стратегических установок могут быть различными. От этого не может не зависеть антикризисное управление.
  • 8. Значительным фактором эффективности антикризисного управления является система мониторинга кризисных ситуаций. Она представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для его своевременного обнаружения и распознания. Причем весьма эффективными здесь могут быть использование компьютеров и работа специализированных операторов [10, С.128].