2.2 Перспективы совершенствования системы межбюджетных отношений в России
Основной целью реформирования системы межбюджетных трансфертов РФ должно стать повышение качества бюджетного процесса и финансового менеджмента в субъектах Российской Федерации, в том числе за счет расширения практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки из федерального бюджета.
В целях решения проблем в сфере межбюджетных отношений следует действовать в следующих направлениях:
· инвентаризация, анализ финансового обеспечения и оптимизация публичных обязательств;
· обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
· обеспечение реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов государственных и муниципальных услуг, разработка критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения государственных и муниципальных заданий, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных и муниципальных услуг;
· при значительном снижении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (более 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года), что требует предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо усиление механизмов финансового администрирования, предусматривающих подписание соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления об объеме и направлениях расходов бюджетов соответствующих публично-правовых образований, в которых произошло снижение доходов;
· создание стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях, включая создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, разработка показателей оценки качества такого управления;
· выделение субсидий субъектам Российской Федерации исключительно в случаях, когда они направлены на снижение значительных различий между субъектами Российской Федерации в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг, а также на повышение качества (объема) отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по Российской Федерации;
· переход в ряде случаев от предоставления субсидий к конкурсной системе выделения грантов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на структурные преобразования;
· активное расширение региональных и местных полномочий с учетом принципа закрепления за каждым уровнем власти тех из них, которые могут быть наиболее эффективно выполнены на данном уровне власти;
· дальнейшее усиление стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, прежде всего за счет развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Необходимо рассмотреть вопрос о разработке механизма компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам выпадающих доходов в связи с льготами и изъятиями из объекта налогообложения по региональным и местным налогам, установленным федеральным законодательством.
Должна быть повышена ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за выполнение возложенных на них функций.
В период экономического кризиса особо важное значение приобретает мониторинг финансового состояния субъектов Российской Федерации, выполнения ими расходных обязательств, в первую очередь мониторинг своевременности и полноты выплат заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам, состояния кредиторской задолженности по этим обязательствам.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны осуществить оптимизацию расходов, принять все меры по мобилизации доходов и сокращению дефицита. Необходимо более ответственно подходить к принятию новых обязательств, в том числе решений по регулированию оплаты труда в бюджетной сфере, которые должны приниматься соответствующими органами власти на региональном и местном уровнях самостоятельно с учетом имеющихся бюджетных ограничений.
В случае невыполнения субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями своих обязательств, а также в случае неэффективного использования финансовой помощи следует инициировать введение временной финансовой администрации. При этом в целях более оперативного решения вопросов восстановления платежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимо уточнить критерии и упростить процедуру ее введения.
Для перехода к политике реального выравнивания Россия должна завершить территориально-экономическую реструктуризацию повышения экономической самодостаточности населения. Ее основные принципы:
· ослабление региональной дифференциации на основе экономического роста и развития всех регионов с опорой на собственные силы:
· государство должно не «обирать» богатые территории в пользу бедных, а стремиться к разумному компромиссу между ними:
· право на федеральную поддержку имеют не только бедные депрессивные районы. но и богатые, вложения в которые высокоэффектнвны:
· механизм межрегионального перераспределения, не подрывая источники развития, обеспечивает приемлемые стандарты жизни в регионах:
· помощь отсталым регионам исходит из критерия экономической эффективности с учетом поддержания социальной справедливости;
· интересы Федерации имеют приоритет перед интересами отдельных ее регионов;
· перспективные интересы Федерации и регионов имеют приоритет перед текущими;
· федеральное законодательство и административно-правовое регулирование (договоры) способствуют уменьшению региональной социальной и экономической асимметрии.
- Введение
- 1. Межбюджетные отношения: теоретические подходы
- 1.1 Понятие и признаки межбюджетных отношений
- 1.2 Организация межбюджетных отношений в РФ
- 2. Проблемы межбюджетных отношений в России и перспективы их решения
- 2.1 Проблемы межбюджетных отношений в России
- 2.2 Перспективы совершенствования системы межбюджетных отношений в России
- Заключение
- Тема 7. Межбюджетные отношения в Российской Федерации
- 32 Вопрос Общая характеристика межбюджетных отношений в Российской Федерации. Межбюджетные трансферты
- Тема 3. Межбюджетные отношения в Российской Федерации.
- 36. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: сущность, элементы, проблемы, реформирование
- 74. Система межбюджетных отношений в Российской Федерации.
- 39.Межбюджетные отношения в Российской Федерации.
- 2.2. Проблемы межбюджетных отношений центра и субъектов Федерации.
- Тема 1. Понятие межбюджетных отношений. Бюджетная система Российской Федерации. Принципы межбюджетных отношений в Российской Федерации.
- 2.5. Планы семинарских и практических занятий Актуальные проблемы правового регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации
- §4. Межбюджетные отношения с участием субъекта Российской Федерации