logo
Анализ бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества

1.2 Виды бюджета

Классификация бюджетов в организации имеет такую форму:

-Долгосрочные (от полугода до 1 года) и краткосрочные (неделя, 10 дней, месяц, квартал). При этом долгосрочные бюджеты являются первичными по отношению к краткосрочным, потому что именно на их основе составляется краткосрочный бюджет. Однако управляем предприятием мы через бюджет краткосрочный, потому что именно он дает нам критерии для принятия текущих решений, и на основании анализа именно его исполнения мы принимаем решения о корректировке долгосрочных бюджетов или даже целей компании. Поэтому в дальнейшем под «бюджетным управлением» мы будем понимать управление предприятием посредством или при помощи краткосрочных бюджетов. Долгосрочный бюджет не может быть слишком детальным, но должен дать ориентиры основных показателей -- объемов, прибыли, инвестиций -- и позволить определить стратегию компании в части финансирования. В отличие от бюджета карта системы сбалансированных показателей является предельно детальным документом.

-Постатейные бюджеты -- предусматривают жесткое ограничение суммы по каждой статье расходов, без возможности переноса в другую статью

-Бюджеты с временным периодом -- на конец периода по бюджету остаток средств не переносится на следующий период.

-Гибкие и статические бюджеты -- находятся вне зависимости от объемов производства. Гибкие ставятся в зависимость от параметра, который характеризует объем производства или продаж

-Преемственные бюджеты (имеет определённый шаблон, который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом) и бюджеты с нулевым уровнем (бюджет, который каждый раз составляется заново, т.е. с нуля)

Бюджетным отношениям присущ всеобъемлющий характер, они являются очень сложными, многогранными, масштабными и включают следующие виды распределения и перераспределения:

- Между отдельными субъектами хозяйствования (за счет бюджетных отношений государство в одних субъектов изымает часть доходов в процессе налогообложения, а другим в процессе финансирования или бюджетного кредитования выделяет бюджетные средства);

- Внутриотраслевой;

- Межотраслевой;

- Между производственной сферой и сферой услуг;

- Между отдельными административно-территориальными формированиями;

- Между отдельными звеньями бюджетной системы;

- Между отдельными категориями населения, - между Украиной и другими государствами;

- Между Украиной и межгосударственными финансовыми объединениями подобное. Среди разнообразия бюджетных отношений можно выделить следующие основные группы денежных отношений:

- Между государством и предприятиями, организациями и учреждениями государственной формы собственности;

- Между государством и предприятиями и организациями смешанной формы собственности (акционерные общества, совместные предприятия и т.д.);

- Между государством и предприятиями, организациями и учреждениями, находящимися в частной собственности;

- Между государством и общественными организациями;

- Между государством и населением;

- Между Украиной и другими государствами и межгосударственными организациями.

Совокупность перечисленных выше отношений характеризует бюджет как экономическую категорию и материально отражается в основном централизованном фонде денежных средств. Учитывая наличие в Украине различных звеньев финансовой системы, которым отведена специфическая роль в распределительном процессе, бюджету принадлежит центральное место. Это обусловлено тем, что через бюджет осуществляется распределение и перераспределение валового внутреннего продукта во всей его полноте. Другой звена, которая могла бы обеспечить в таком масштабе распределительные и перераспределительные процессы, в государстве нет.[8]

Кроме ВВП источником основного централизованного фонда является национальное богатство, а также внешние поступления.

В целом субъектами бюджетных отношений выступают, с одной стороны, государство, с другой - юридические и физические лица; объектом - ВВП и национальное богатство. Итак, бюджетными отношениями охватываются все юридические лица, каждый гражданин государства и каждая государственная структура, при этом отношения могут иметь двусторонний или односторонний характер. Характер и масштабы участия государства в распределительных процессах зависит от модели финансовых отношений в обществе.

Таким образом, бюджет государства как объективная экономическая категория - совокупность денежных отношений, связанных с распределением и перераспределением ВВП и национального богатства, с целью формирования и использования основного централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения выполнения государством ее функций.

Экономическая сущность бюджета государства как экономической категории не будет полной, если не рассмотреть функции, которые он выполняет. Экономическая мысль последних лет такова, что бюджет государства выполняет две функции - распределительную и контрольную. Они объективно присущи бюджета как финансовой категории. Через распределительную функцию проходит процесс концентрации денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; контрольная функция позволяет регулировать и следить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно они используются.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Схема 1 - Классификация доходов по разделам