2.1.1.1 Права муниципалитетов по введению местных налогов и природа этих налогов
В Европейской Хартии о самоуправлении сказано, что муниципалитеты должны получать часть своих доходов от местных налогов и платежей и что в рамках общего законодательства они должны иметь возможность вводить эти налоги и варьировать ставку.
Страновое законодательство о местных налогах может сильно различаться. Горизонт различий может простираться от общих фраз о широких полномочиях местных властей, устанавливать местные налоги и платежи в соответствии со своими потребностями до полной регламентации в национальном законодательстве системы местных налогов и платежей.
Во многих европейских странах с переходной экономикой права муниципалитетов по введению новых местных налогов и платежей невелики или вовсе отсутствуют. Например, в Болгарии муниципалитеты не имеют права самостоятельно администрировать местные налоги, такие как налог на имущество, на наследство, на автомобили. Все регламентировано в национальном законодательстве.
В Чехии муниципалитеты не имеют права самостоятельно вводить налоги, регулировать ставки, определять случаи налоговых послаблений.
В Латвии все налоги являются государственными.
Право определять как распоряжаться доходами от местных налогов и платежей.
В этой сфере возможны самые разные решения. В Македонии муниципалитеты получают так называемую городскую ренту, коммунальные платежи и плату за временно проживающих, но использовать эти доходы они могут только на городское развитие, очистку воды и благоустройство, а также туристические программы. Половину городской ренты (налога на городскую землю) можно использовать на капитальные вложения в муниципальные предприятия.
Право определять налоговые ставки и корректировать налогооблагаемую базу.
Муниципалитеты могут просто получать доходы от местных налогов в соответствии с национальным законодательством, но могут и иметь некоторую самостоятельность в определении налоговых ставок и корректировки налоговой базы. Право на самостоятельную корректировку налоговой базы особенно важно в условиях сильной инфляции.
Во многих странах Западной Европы обычным является право муниципалитетов корректировать налоговые ставки. В Италии муниципалитеты имеют право даже вводить различные налоговые ставки на один и тот же налог в разных районах. Исключением в области свобод, предоставляемых муниципалитетам, является Франция.
Право устанавливать плату за услуги.
Муниципалитеты могут иметь и не иметь права самостоятельно устанавливать тарифы на услуги. Возможна ситуация при которой эти свободы контролируются отраслевыми министерствами.
В Болгарии большинство тарифных ставок за услуги (таких как предоставление рыночного места, плата за детские сады, билеты в парки отдыха) имеют верхний и нижний лимиты, и муниципалитет самостоятельно выбирает значение в установленных пределах. По таким услугам, как обеспечение водой, отоплением, уборкой мусора, общественный транспорт тарифы определяются централизованно.
В Чехии некоторые тарифы устанавливают муниципалитеты. Плата за уборку мусора, лицензирование, выдачу разрешений различного рода устанавливается централизованно.
В Венгрии муниципалитеты имеют право самостоятельно определять большинство тарифов. Сюда относятся и плата за воду и уборка мусора и поставки тепла.
Право администрировать местные налоги и платежи.
Право администрирования означает право на определение налогоплательщика или плательщика тарифа, право на сбор налогов и платежей, право на применение санкций в случае неплатежей, право на сбор штрафов и пеней.
Вновь обратимся к межстрановым сравнениям.
В Латвии и Литве налоговое администрирование централизовано.
В Венгрии муниципалитеты обладают правом администрирования местных налогов. Цена администрирования местных налогов муниципалитетами составляет от 2,8 до 8,7% от сбора налогов.
В Македонии муниципалитеты обладают правом администрирования местных налогов и платежей, но собирают не более 50% платы за коммунальные услуги.
В России деятельность по сбору налогов и сборов осуществляет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС) непосредственно и через свои территориальные управления и инспекции. Таким образом, муниципалитеты в России не имеют права администрирования местных налогов. Инспекции МНС по городам и районам собирают на своей территории все виды налогов - федеральные, региональные и местные. Вместе с тем, муниципалитеты в России обладают правом администрирования сбора многих видов тарифных платежей.
- Введение
- 1. Функции и сферы ответственности муниципалитетов
- 1.1 Терминология
- 1.1.1 Критерии для определения функций (расходных полномочий) муниципалитетов
- 1.1.1.1 Экономические критерии определения функций муниципалитетов
- 1.1.1.2 Неэкономические критерии определения функций муниципалитетов
- 1.1.2 Законодательное определение расходных полномочий муниципалитетов
- 1.2 Природа функций муниципалитетов и границы ответственности
- 1.2.1 Ответственность за выполнение функций по оказанию услуг
- 1.2.2 Делегирование ответственности
- 1.2.3 Природа и границы функций муниципалитетов по регулированию
- 2. Финансовые ресурсы муниципалитетов
- 2.1 Собственные доходы муниципалитетов
- 2.1.1 Местные налоги и платежи
- 2.1.1.1 Права муниципалитетов по введению местных налогов и природа этих налогов
- 2.1.1.2 Экономические и технические факторы определения системы местных налогов
- Формирование местных бюджетов в рф: доходной и расходной частей.
- Бюджет муниципалитета.
- 6. Доходы и расходы муниципальных бюджетов
- 8. Доходы муниципального бюджета
- 21. Бюджет муниципального образования: сущность, назначение. Структура доходов и расходов.
- 9.1. Местный бюджет: доходная и расходная части
- 3. Расходная часть муниципального бюджета
- Тема 11. Финансы и бюджет муниципалитета
- Бюджет муниципалитета.