logo
Анализ бюджета Псковской области за 2010-2012 годы

1.3 Анализ сбалансированности бюджета Псковской области за 2010-2012 г.г.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации не дает определения сбалансированности бюджета. Согласно толковому словарю финансовых терминов сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Это паритетное соотношение между расходными и доходными статьями бюджета. Сбалансированность бюджета означает положение, когда все расходы бюджета покрыты его доходами, т.е. расходы уравновешены доходами [9] .

Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета, а превышение расходов над доходами - дефицитом бюджета [7]. Бюджет может быть также сбалансированным, т.е. когда расходы бюджета равны доходам.

Проблема бюджетного дефицита можно решить двумя путями или их комбинацией:

1) увеличить доходы;

2) уменьшить расходы [7].

Рассмотрим сбалансированность бюджета Республики Коми за 2010- 2013 г.г., сравнив доходы и расходы (см. табл. 5).

Таблица 5

Доходы и расходы Псковской области за 2010-2012 г.г. в тыс. руб.

Год

Доходы

Расходы

Разница

2010

18320404

18948282

-627878

2011

23170279

23143777

26502

2012

22758442

25827177

-3068735

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что бюджет Псковской области не является сбалансированным.

За рассматриваемый период (2010-2012 г.г.) в Псковской области в 2010 и 2012 г.г. наблюдается дефицит бюджета, при чем в 2012г. самый большой. Самый большой доход был в 2011 г. - 23170279 тыс. руб., наименьший - в 2010 г. - 18320404 тыс. руб. Наибольшие расходы были в 2012 г. - 25827177 тыс. руб., наименьшие - в 2010 г. - 18948282 тыс. руб. Также в 2011 г. наблюдается ситуация когда доходы выше расходов.

Динамика доходов и расходов бюджета Псковской области за 2010 -2012 г.г. изображена на рисунке 5.

Доходная часть бюджета Псковской области имеет тенденцию к увеличению. Но и расходная часть претерпевает скачки, и также имеет тенденцию к увеличению. Несомненно, это положительная тенденция, но она требует поиска новых источников доходной части бюджета области.

Для повышения доходной части бюджета Псковской области можно предложить следующие направления:

1. совершенствование механизма и обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств;

2. совершенствование долговой политики;

3. развитие системы государственного финансового контроля;

налоговой бюджет дефицит долговой

Рис. 5. Динамика доходов и расходов бюджета Псковской области за 2010 -2013 г.г.

4. развитие информационной системы управления государственными финансами;

5. повышение прозрачности межбюджетных отношений;

6. усиление администрирования бюджетного процесса;

7. совершенствование нормативно - правовой базы, необходимой для привлечения инвестиций.

Внедрение перечисленных мероприятий позволит достичь сбалансированности бюджета, сократить расходы и увеличить доходность бюджета Псковской области.