logo
Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы ее развития

1.1 Экономическая сущность налогов и их функции. Классификация налогов

Налог - это поступление средств в бюджет, приводным механизмом которого служит принудительный и бесспорный характер взимания.

Сущность и объективная необходимость налогов. Основы налоговой теории

Необходимость налогов вытекает из функций, возложенных на государство. Налоги выступают основным источником финансирования государственных расходов. С помощью налогов в виде обязательных взносов юридических и физических лиц осуществляется изъятие части стоимости общественного продукта (национального дохода) в денежной форме для последующего их использования в интересах субъектов общества.

Развитие налогов тесно связано с попытками их теоретического обоснования в существовавших налоговых теориях.

Существуют общие теории налогов они включают в себя:

Теорию обмена (уплачивая налоги, граждане приобретают блага у государства);

Классическая теория (налоги являются одним из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства);

3) Теория коллективных потребностей (налоги выступают необходимым участием для покрытия государственных расходов);

4) Кейнсианская теория (обосновывалась роль налогообложения в регулировании экономических отношений в обществе);

5) Неоклассическая теория (налоги рассматривались как инструмент воздействия на реализацию принципов свободной конкуренции и устойчивости производственных процессов);

Теория экономики предложения (предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот).

В области налогообложения выделяют четыре основные функции: фискальную; регулирующую; стимулирующую; контрольную.

- Фискальная функция выступает в качестве первоначальной, поскольку она является причиной возникновения и существования налогов. Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются. Эта основная функция налогов характерна для всех государств, в бюджетах которых доля налоговых поступлений колеблется от 80 % до 95 %. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.

- Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны. Таким образом, регулирующая функция налогов взаимосвязана с их стимулирующим значением.

- Стимулирующая функция ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство готово допустить временную потерю части налоговых средств путем предоставления льгот и отсрочки платежей.

Объективно существует своего рода оптимальный уровень изъятия в бюджет дохода у налогоплательщика, который достаточен для стимулирования производства. Задача стимулирующей функции налогов состоит в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества.

- Контрольная функция налогов проявляется в оценке эффективного

налогового механизма. Задача контрольной функции состоит в обеспечении фискальной, регулирующей, стимулирующей функции налогов, их оптимальном сочетании, своевременном отслеживании государством правильности исчисления и уплаты в бюджет налоговых платежей. Контрольная функция реализуется посредством налоговых органов.

Классификация налоговых платежей :

1) по уровню органов управления различают республиканские и местные налоги.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории республики Беларусь. К ним относятся:

налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; . экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог;

дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К местным налогам и сборам относятся: налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей;

2) по способу изъятия налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги - это налоги на отдельные объекты имущества или доходы отдельных физических и юридических лиц. Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов плательщика им же и уплачиваются.

К косвенным налогам относятся платежи, включаемые в цену товара (продукции, работ, услуг), увеличивающие ее размеры и фактически оплачиваемые потребителями этих товаров (продукции, работ, услуг), а налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам;

3) по степени пропорциональности различают налоги:

пропорциональные (ставка которых остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика);

регрессивные (ставка которых уменьшается по мере увеличения дохода налогоплательщика);

- прогрессивные (ставка которых возрастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшается по мере его сокращения);

4) в зависимости от характера использования налоги делятся на общие и специальные (целевые).

Общие налоги уплачиваются в казну государства и используются для финансирования расходов бюджета без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение и используются строго на определенные цели.

5) по субъекту налогообложения налоги подразделяются:

на налоги, взимаемые с физических лиц;

налоги, взимаемые с юридических лиц;

налоги, взимаемые с физических и юридических лиц;

6) по источнику налогообложения:

налоги, уплачиваемые из выручки (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы, налог на услуги);

налоги, уплачиваемые из фонда заработной платы (отчисления в Фонд социальной защиты населения, обязательные страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний);

налоги, уплачиваемые из прибыли (налог на прибыль; налог на доходы; экологический налог за сверхлимитное потребление и сверхлимитные выбросы);

налоги и платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (налоги, уплачиваемые из фонда заработной платы: экологический налог; платежи за землю; отчисления в инновационный фонд);

по срокам уплаты налоги делятся на срочные и периодично-календарные, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые. .[9]