logo
Фискальная политика российского Правительства в 2000-2003 гг.

2.1 Политика в области доходов

Курс бюджетно-налоговой политики, проводимый Правительством в 2000-2003 гг., безусловно, связан с вступлением в должность Президента РФ В.В. Путина. Перед Президентом и Правительством стояли качественно новые цели и задачи, связанные с преодолением последствий кризиса 1998 г. и с началом нового этапа в экономическом развитии России.

Российская система налогообложения имела множество недостатков, некоторые из которых до сих пор не исправлены. Налоги были высокими и слишком сложными. По всей стране процветали "налоговые оазисы", создающие легальную основу для массового уклонения от налогов. Плохо собираемые налоги способствовали уходу бизнеса в тень. Медлительность процесса инвентаризации государственного имущества делала невозможным рациональное использование каждого имущественного объекта. Результат - недостаточное поступление доходов в федеральный бюджет.

Было принято решение о проведении Налоговой реформы и принятии обновленного Налогового кодекса. Цель этих мероприятий - снижение налогового бремени на налогоплательщиков, расширение налогооблагаемой базы, упрощение налоговой системы, выравнивание условий налогообложения и повышение качества налогового администрирования.

В 2000 г. доходы федерального бюджета 1127,6 млрд. руб. Уровень собираемости налоговых платежей 89%. Доля доходов консолидированного бюджета возросла в процентном отношении к ВВП на 3,2% и составила 29,9%. Поступления от импортных пошлин возросли в 2,7 раза и составили 20% от доходов федерального бюджета. Наибольший удельный вес в структуре доходов занимали НДС (32,9%), налог на прибыль (15,8%), акцизы (11,6%). В консолидированный бюджет, включая фонды, поступило более 1,7 трлн. руб. Всего в федеральный бюджет за 2000 г. поступило 637 млрд. руб. налоговых сборов.

В 2001 г. в конкретный набор налоговых инструментов вошли: введение единой ставки подоходного налога; переход к единому социальному налогу взамен действовавших страховых отчислений в четыре социальных государственных внебюджетных фонда; изменения по налогу на добавленную стоимость (НДС); сокращение так называемых оборотных налогов.

По подоходному налогу речь идет о введении фактически единой "плоской" ставки - 13%. Увеличения налоговой нагрузки, особенно на низкооплачиваемые слои населения, не произошло, потому что отчисления в Пенсионный фонд (1%), которые граждане уплачивали наряду 12% подоходного налога, теперь производятся только работодателями. При этом увеличились вычеты социальной направленности, которые позволили, прежде всего, низкооплачиваемым гражданам уменьшить свою налоговую нагрузку. Были увеличены налоговые вычеты на каждого работающего ежемесячно до 400 руб., на содержание детей - до 300 руб. на каждого ребенка. Эти правила действуют до тех пор, пока доходы по основному месту работы не достигнут 20 тыс. руб.

Появились новые социальные вычеты - на образование и медицинские цели. Теперь, оплачивая собственное лечение или лечение членов своей семьи, собственное обучение или обучение членов своей семьи, налогоплательщик может вычитать на эти цели из налоговой базы фактически произведенные расходы в пределах 25 тыс. руб.

Поскольку до сих пор существуют схемы уклонения от подоходного налога, установлены 35-процентные повышенные ставки к доходам, получаемым по таким схемам.

Другое новшество - единый социальный налог. Цель объединения всех платежей в государственные социальные внебюджетные фонды состояла в том, чтобы улучшить администрирование таких сборов. Произошло снижение ставок отчислений, которые работодатель делает за своих работников. Теперь базовая ставка составляет 35,6% вместо 39,5%. Причем применяется регрессивная шкала налогообложения: чем больше платит заработную плату работодатель, тем меньше он будет платить в государственные социальные внебюджетные фонды. Обязательное условие - фиксация дохода работающего не ниже 50 тыс. руб.

Что касается НДС, то в 2001 г. была отменена часть льгот. Плательщиками налога на добавленную стоимость стали и индивидуальные предприниматели - не все, а только те, доходы которых превышают 4 млн. руб.

Важное новшество - существенное сокращение "оборотных" налогов, выплачиваемых предпринимателями всех форм собственности с объемов реализации - с 2,5 до 1% на пользователей автомобильными дорогами и полной отмены 1,5% налога содержание жилищно-коммунального хозяйства и соцкультбыта. Предлагалось за счет введения акцизов на бензин, предусмотренных Налоговым кодексом, собрать необходимые средства и компенсировать объем доходов в федеральный бюджет. Эти доходы направляются в виде субвенций на строительство дорог в субъектах Федерации с целью сохранить объемы дорожного строительства. Однако этих средств недостаточно.

Кроме того, повышение доходов бюджета произошло за счет централизации доходных потоков и частичного перераспределения тех доходов, которые собираются в субъектах Федерации, через центр. В 2001 г. были централизованы 15% НДС.

Эти меры в совокупности с изменениями по единому социальному налогу позволили увеличить легальную налоговую базу и тем самым получить дополнительные поступления в бюджет. В результате доходы федерального бюджета (без учета перераспределения НДС в пользу федерального бюджета) возросли на 29,3 млрд. руб. Мобилизация доходов в федеральный бюджет в 2001 г. оценивается 16,2% ВВП. Это связывается с повышением налоговых поступлений до 15,3% ВВП.

Задачи политики Правительства РФ в области доходов в 2002 г. были следующими: урегулирование вопросов налогообложения прибыли; исключение из налоговой системы налогов и сборов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также налога на покупку иностранных денежных знаков; уточнение параметров регрессии при начислении единого социального налога; реформа налогообложения пользования природными ресурсами. Резервом пополнения доходной части федерального бюджета в 2002 г. было признано повышение эффективности таможенного администрирования, погашение накопившейся налоговой задолженности предприятий, отмена экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот. Произошло снижение ставки налога на прибыль, введение более льготного порядка начисления амортизации. Налоговое бремя на экономику снизилось в 2002 г. на 1,8%. Политика в области внутренних заимствований была сформирована с учетом оценки возможностей рынка и минимизации доходности обращающихся на нем государственных бумаг. Чистый объем внутренних заимствований составил в 2002 г.9,8 млрд. руб.

В 2002 г. на объем доходов бюджета продолжали оказывать положительное влияние реформы, проведенные в 2001 г. В первом квартале 2002 г. сборы подоходного налога, ставка которого была снижена до 13%, возросли почти до 70%. В целом собираемость возросла в реальном исчислении до 30-40%. Существенно повлияла на собираемость налогов либерализация в таможенном деле: за первый квартал было собрано на 30% больше, чем в первом квартале предыдущего года.

Поступление налогов в доходы бюджета в 2002 г. составило около 95% от расчетного уровня, что 0,7 процентных пункта выше, чем в 2001 г. Налоговое бремя в 2002 г. снизилось с 33,9% до 32,9%. Снижение налоговой нагрузки позволяет вывести доходы из тени, стимулирует развитие производства, улучшает финансовое положение предприятий. Это, в свою очередь, обеспечивает расширение налоговой базы и увеличение налоговых поступлений в бюджет. Вместе с тем была увеличена налоговая нагрузка на ТЭК. Сырьевые отрасли стали давать больше. Так, доля налогов, связанных с использованием природных ресурсов, в общем объеме налоговых поступлений увеличилась с 10,4% до 14,7%.

В 2002 г. реально заработала мера по снижению налога на прибыль предприятий с 35% до 24%. Все деловые расходы стали вычитаться из налогооблагаемой базы. Введена более гибкая система, позволяющая увеличивать отчисления на амортизацию. Это позволяет предпринимателям инвестировать в расширение или модернизацию производства. Вместе с тем была отменена инвестиционная льгота по налогу на прибыль. В среднем налоговая нагрузка на предприятие - отношение налоговых платежей к общему объему выручки - снизилась до 20,9%, тогда как в 2000 г. она составляла 25,6%.

Из общей суммы доходов федерального бюджета налоговые доходы составили 1696,1 млрд. руб., или 77%. Неналоговые доходы поступили в федеральный бюджет в сумме 150,5 млрд. руб., или 6,8%. Поступление единого социального налога составило 339,5 млрд. руб.

Впервые в 2002 г. объем доходов федерального бюджета, если не считать единый социальный налог, зачисляемый также в федеральный бюджет, несколько снизился по сравнению с 2001 г. (17,6% ВВП) и составил 17,1% ВВП. Это серьезное изменение тенденции отношения доходов, которые будут поступать в консолидированный бюджет. Можно сказать, что политика сокращения налогового бремени вызывает снижение общих доходов расширенного Правительства. Это означает, что на рубль произведенной продукции стало изыматься в среднем меньше налогов в бюджет. Но с учетом расширения налоговой базы, роста ВВП страны, объем собираемых налогов достаточен, чтобы не только не снижать финансирование основных направлений бюджетной политики, но и нарастить их на 2-4 процента сверх инфляции.