logo
Экономический анализ доходов и расходов бюджета регионов

1.3 Состав доходов и расходов государственного бюджета

Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов. Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные им [19, 118]. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера.

Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной классификации и включает семь частей:

1. Доходы

2. Полученные официальные трансферты (гранты)

3. Погашение кредитов, выданных из бюджета

4. Расходы

5. Кредитование

6. Дефицита (профицита) бюджета

7. Финансирование (дефицита (использование профицита) бюджета)

В свою очередь доходы подразделяются на:

- налоговые поступления;

- неналоговые поступления;

- доходы от операции с капиталом.

Эти три основные категории бюджетных поступлений дополняются частью (и одновременно категорией) полученные официальные трансферты, то есть средств, полученных как от нижестоящих органов государственного управления (текущие и капитальные), субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за границы на безвозвратной основе (гранты).

Категория погашение кредитов, выданных из бюджета представляет собой поступления денежных средств со стороны государственных хозяйствующих субъектов по бюджетным кредитам (предоставленным на возвратной основе - кредитования в предыдущие периоды (годы).

Во второй части - расходы отражаются расходы по основным функциональным группам: государственные услуги общего характера; оборона; общественный порядок и безопасность; образование; здравоохранение; социальное обеспечение и социальная помощь; жилищно-коммунальное хозяйство; культура; спорт и информационное пространство; отрасли экономики: прочие расходы; обслуживание долга; официальные трансферты нижестоящим бюджетам.

Расходы по обслуживанию государственного долга проводятся по функциональной группе - "обслуживание долга" с выделением государственных учреждений администраторов бюджетных программ - аппарата акимов и Министерства финансов по подпрограммам - выплата вознаграждений (интересов) по займам и выплаты комиссионных за размещение займов.

Средства, предназначенные для кредитования других экономических единиц, подлежащие в последующем возврату в бюджет в виде погашений, показываются в соответствующей части - кредитовании, являющейся функциональной группой.

Шестая часть - дефицит бюджета - представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами, включая кредитование: положительная разница между этими величинами означает профицит бюджета.

Седьмая часть (и одновременно функциональная группа) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета отражает расходы на погашение внутреннего и внешнего государственного долга. Она имеет двойное назначение:

1) в случае дефицита - привлечение средств из внутренних источников (от Национального банка, коммерческих банков, реализации ценных бумаг, по зачету, остатки бюджетных средств назначало года, обращаемые на покрытие расходов) и от внешних займов;

2) при профиците - использование сверхплановых поступлений, в первую очередь на погашение государственных обязательств или дополнительное финансирование первоочередных бюджетных программ. [20, 146]

Подробный перечень и группировка доходов и расходов определяются бюджетной классификацией. Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.

Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами министерств и ведомств, организаций и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финансовые планы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью.

Бюджетная классификация позволяет всесторонне четко и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.

В ряде государств применяется практика разделения расходной части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности. Он полностью сбалансирован за счет прироста денежных накоплений и поступлений от населения, аккумулируемых в бюджете. В бюджете развития объединяются затраты, связанные с потребностями расширенного воспроизводства, централизованным финансированием новых социально- экономических мероприятий; анализ составных частей бюджета развития предоставляет возможность более взвешенно и осмотрительно подойти к новым дополнительным расходам государства. Здесь должен последовательно осуществляться принцип: финансировать потребности строго в пределах фактически получаемых источников, собственных и заемных. Предусмотренные расходы бюджета развития не должны носить обязательного характера и их следует рассматривать, как верхний предел, то есть если в ходе исполнения бюджета не удастся получить больше доходов, то придется сократить расходы бюджета развития [22, 318].

В каждом бюджете желательно уравновесить, то есть сбалансировать, доходную и расходную части. Баланс - это равновесие, и при составлении бюджета основным вопросом является достижение такого состояния денежных поступлении и расходов государства.

Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек - профицит. Он направляется на погашение государственного долга или может составить свободные остатки бюджетных средств (в республиканском и местных бюджетах).

Свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на конец бюджетного периода по завершенному бюджетному году, зачисляются на специальные счета правительства и местных исполнительных органов и используются на прирост оборотной кассовой наличности и на покрытие государственного долга соответствующего органа власти.

При отсутствии такой необходимости решения об использовании данных средств принимаются соответствующими администрациями.

Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета. Наличие значительного и постоянного дефицита характеризует кризисное состояние финансов. Допустимым уровнем дефицита считается 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть сравнительно легко покрыт с помощью выпуска государственных займов или эмиссии бумажных денег.