Анализ государственного долга
1. Экономическая сущность государственного долга
Государственный долг - общая сумма долговых обязательств по возврату полученных и непогашенных кредитов (займов) по состоянию на отчетную дату, которые возникают в результате государственного заимствования.
Государственный долг - сумма прямых договорных обязательств органов государственного управления перед экономическими субъектами других секторов экономики (резидентами) и зарубежными кредиторами.
Государственный долг по своей экономической сущности определяет экономические отношения государства как заемщика с ее кредиторами (резидентами и нерезидентами) по поводу перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях срочности, платности и возвратности.
По условиям привлечения средств различают внутренний и внешний долг.
Внутренний долг - это задолженность государственных органов управления перед другими государственными структурами и перед резидентами.
Внутренний государственный долг включает совокупность всех долговых обязательств государства, включая административно управленческую задолженность (обязательства по выплате зарплаты в государственных учреждениях и других выплат государственным служащим), долги, возникающие в связи с привлечением средств с целью финансирования бюджетного дефицита и обязательства выплат государственных пенсий. Различают долги государства, которые являются официально признанными (эксплицитные долги) и не подтверждены, или имплицитные долги. Последние обязательства, как правило, не учитываются в составе государственного долга, но в действительности они должны включаться в структуру.
Источниками погашения внутреннего долга являются:
- Бюджетные средства;
- Средства, полученные от приватизации государственного имущества;
- Новые заимствования.
Внешний государственный долг - совокупность долговых обязательств государства, возникшие в результате заимствования государства на внешнем рынке.
Государственный внешний долг состоит из:
- Займов на финансирование государственного бюджета и погашения внешнего государственного долга;
- Займов на поддержку национальной валюты;
- Займов на финансирование инвестиционных и институциональных проектов;
- Гарантий иностранным контрагентам по выполнению контрактных обязательств в связи с некоммерческими рисками;
- Государственных гарантий, предоставляемых Кабинетом Министров Украины для кредитования проектов, финансирование которых предусмотрено государственным бюджетом Украины.
Источниками погашения внешнего долга могут быть золотовалютные резервы страны.
Пределы государственного долга Украины, его структуру, источники и сроки погашения ежегодно устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с принятием закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Размер государственного долга рассчитывается в денежной форме, как непогашенная основная сумма прямых долговых обязательств государства. Состояние государственного долга определяется на последний день отчетного периода и включает операции за этот день.
Государственный долг можно разделить также на:
- Капитальный, который включает всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату;
- Текущий, состоящий из платежей по обязательствам, которые заемщик должен погасить в отчетном периоде.
Итак, как мы видим, государственный долг это сложный экономический механизм, который имеет свои особенности. Он делится на:
- Внешний и внутренний;
- Текущий и капитальный.
Правильное понимание сущности государственного долга имеет большое значение, которое влияет на экономику страны и на уровень жизни населения. Поэтому знание и понимание этого механизма является очень важным для развития хозяйства.
Содержание
Похожие материалы