logo
Администрирование налогообложения прибыли организаций

1.1 Понятие налогового администрирования

Налоговое администрирование рассматривается можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, в качестве процессуальной деятельности, в основе которой находится налоговое производство, регламентированное налогово-правовыми нормами; во-вторых, в качестве системы управленческих отношений по взаимодействию между компетентными органами исполнительной власти, урегулированных административно-правовыми нормами.

Под налоговыми администрациями понимаются органы государственной власти, наделенные определенной компетенцией, выполняющие в сфере налогообложения поставленные перед государством задачи и функции, основной из которых является функция контроля посредством правовых норм, определяющих предмет их ведения и полномочия. Указанные органы, являющиеся субъектами налогового администрирования, осуществляют информационное взаимодействие, выражающееся в организационном порядке.

Анализ законодательства о налогах и сборах, таможенного законодательства, а также законов и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения совместных проверок органами внутренних дел и налоговыми органами, позволяет сделать вывод о необходимости разработки Единого регламента взаимодействия налоговых администраций, предусматривающего обязательное ведение единой электронной базы, содержащей соответствующую информацию, в том числе о финансово-хозяйственной деятельности крупнейших налогоплательщиках.

Подчеркивается взаимосвязь между качеством налогового администрирования и уровнем развития экономики в стране и выделяются особенности, присущие налоговому администрированию, а именно: определение данного термина через систему управленческих отношений; распространение деятельности налогового администрирования на сферу конкретных налоговых отношений; направленность налогового администрирования на формирование налоговых доходов бюджета и внебюджетных фондов; наличие двухстороннего характера субъектов налогового администрирования; участие в налоговом администрировании лиц, содействующих ему; взаимосвязь налогового администрирования с проводимыми в стране административными и налоговыми реформами; выступление налогового администрирования в качестве механизма реализации налоговой политики; доминирование контрольной функции в налоговом администрировании; воздействие на налоговое администрирование политических факторов; снижение затрат на осуществление налогового контроля; определение правовой базы налогового администрирования через взаимодействие административно-правовых и налогово-правовых норм.

Таким образом налоговое администрирование как форма реализации правовой политики государства в финансово-экономической сфере заключается в систематической, основанной на положениях законодательства Российской Федерации деятельности системы федеральных финансовых органов специальной компетенции, направленной на осуществление правовых мероприятий процессуального характера, в целях обеспечения эффективности и полноты реализации прав и исполнения обязанностей участников отношений в сфере налогообложения.

Процессуальной формой налогового администрирования выступают: 1) мероприятия налогового контроля (налоговые проверки), налогового воздействия (приостановление операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и наложение ареста на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента), и привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах; 2) мероприятия налогового стимулирования (информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах на налоговые льготы и преференции, разъяснение порядка заполнения налоговых деклораций, принятие решений о изменении сроков исполнения налоговых обязанностей, возврате сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов).

Осуществление эффективного налогового администрирования в процессе реализации правовой политики государства в финансово-экономической сфере преследует три группы целей: 1) политические (обеспечение социально-экономической стабильности и поступательного устойчивого развития общества и государства); 2) экономические (обеспечение бесперебойного финансирования процесса государственного и муниципального управления через систематическое обеспечение выполнения бюджетов всех уровней); 3) правовые (обеспечение публичного правопорядка в сфере налогообложения, обеспечение социальной справедливости (на основе принципа формального равенства) при перераспределении бремени несения публичных расходов).

Целями применения в процессе налогового администрирования регулирующих методов являются предупреждение и пресечение неправомерной деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Целями применения в процессе налогового администрирования стимулирующих методов являются обеспечение и стимулирование правомерной деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, развитие налоговой культуры, правосознания в сфере налогообложения.

Основными методами налогового администрирования являются: регулирующие методы (выездные и камеральные налоговые проверки правомерности деятельности налогоплательщиков, финансовый мониторинг своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей по уплате налогов и сборов, финансовый мониторинг полноты осуществления бухгалтерско-налоговой отчетности); стимулирующие методы (налоговые льготы, перевод на льготные налоговые режимы, изменение сроков исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей по уплате налогов и сборов).