logo
Анализ функционирования системы местных налогов

1.1 Социально-экономическая природа налогов, их функции

Государство вырабатывает и осуществляет политику, соответствующую интересам общества - экономическую, социальную и другие, при этом налоги служат основным источником денежных поступлений бюджетов всех уровней. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, необходимые для реализации его целей и задач.

Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998. Ст. 3824. (далее по тексту НК РФ), под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставления определенных прав или выдачу разращений (лицензий) Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов- 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С.34..

Основываясь на статье 8 НК РФ, можно выделить следующие характерные черты налога как средства платежа:

- обязательность или признак императивности. Обязательность обеспечивается налоговыми, судебными, правоохранительными органами, представляющими силу государства;

- индивидуальная безвозмездность, то есть для конкретного налогоплательщика отсутствует эквивалентный объем выгоды от государственных услуг;

- отчуждаемость денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

- направленность финансирования деятельности государства или муниципальных образований характеризует цель взимания налогов как основного источника формирования доходов государства.

Характерными чертами сбора, как средства платежа, являются Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов- 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С.36.:

-обязательность;

- является одним из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Иными словами, уплата сборов подразумевает индивидуально-безвозмездные отношения плательщика с государством. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу.

При формировании валового внутреннего продукта (далее по тексту ВВП) и его распределения происходит изъятие части доходов в пользу государства, то есть происходит перераспределение ВВП. В этом процессе заключен экономический смысл налогообложения.

Налоги выступают одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на экономику. Можно сказать, что, создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой Кучеров И.И. Все о налогах РФ. - М.: ИНФРА-М, 2012. С.145..

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и используют эти функции для проведения активной налоговой политики.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструмент перераспределения ВВП, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее налоги являются важнейшими средством антицикличного развития экономики.

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. / Под редакцией А.В. Брызгалина. - М.: Юристъ, 2013. С.234.:

1. Классификация по способу взимания, подразделяющая налоги на прямые и косвенные.

Прямые - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика. В РФ к прямым налогам относятся НДФЛ, на прибыль организации, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный налог и транспортный налог.

Косвенные - налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая в и тоге оплачивается конечным потребителем. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

2. Классификация налогов по объекту обложения Кучеров И.И. Все о налогах РФ. - М.: ИНФРА-М, 2012. С.149.:

- Имущественные (их взимание и размер не зависит от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества);

- Налоги с доходов определяются в полной мере платежеспособностью налогоплательщика и различают фактические (взимаемые с фактически полученного дохода) и вмененные (взимаемые по доходу, который установлен заранее государством);

- Налоги с потребления (индивидуальные, универсальные, монопольные);

- Рентные (налоги с использованием ресурсов).

3.Классификация налогов по субъекту обложения:

- с физических лиц;

- с юридических лиц;

- смешанные.

4.Классификация налогов по способу обложения:

- Кадастровые, представляющие собой реестр, содержащий перечень типичных объектов, классифицируемый по внешним признакам;

- Декларационные, официальное заявление налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени.

5.Классификация по применяемой ставке, подразделяет на:

- Прогрессивные налоги, налоги у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода;

- Регрессивные налоги, налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода;

- Пропорциональные налоги, налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Данные виды являются налогами с процентными ( адвалорными) ставками, т.е. величина ставки устанавливается в процентном исчислении от стоимости оценки объекта налогообложения.

Налоги с твердыми (специфическими) ставками, величина которых устанавливается в абсолютной денежной сумме на единицу измерения налоговой базы (значительная часть акцизов, транспортный налог и др.)

6.Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные (общие) и целевые. Поступления от общих налогов являются основным доходным источником разноуровневых бюджетов. Целевые (специальные) имеют заранее назначение и строго закреплены за определенными видами расходов.

7.Классификация налогов по срокам уплаты, в которых выделяют срочные и периодические.

8.Классификация по бухгалтерским источникам уплаты, в первую очередь, имеет большую значимость для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и проверяющих их налоговых органов. В качестве источников уплаты могут выступать: выручка от реализации, себестоимость продукции, оплата труда, налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия Кучеров И.И. Все о налогах РФ. - М.: ИНФРА-М, 2012. С.150..

9.Классификация налогов по принадлежности к уровню власти и управления:

- Федеральные (НДС, акцизы, НДФЛ, на прибыль организации, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина);

- Региональные (на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный);

- Местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц).[40]

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях.

Выделяют следующие Бестаева З.У. Налог на имущество физических лиц: актуальные проблемы и перспективы развития.// Налоги и налогообложение, 2012. № 6. С.26-32.:

1.Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во всех периодах их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача- обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональном, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введение новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникает опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового страха Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов- 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С.234..

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

2.Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Эта функция неотделима от фискальной и тесно с ней взаимосвязана. Расширение налогового метода мобилизации национального дохода государством вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц- на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

3.Социальная (распределительная) функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и преимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения. Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

4.Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневому сектору экономики.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст.82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств - контроль за соблюдение налогового законодательства посредством проверок в разных формах Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов - 3-е изд. Под. ред. Г.Б. Поляк.-Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.С.345..

Для надлежащего обеспечения функций государственной власти необходимы соответствующие денежные средства, которые аккумулируются в форме государственного бюджета. Экономическая сущность налогов состоит преимущественно в прямом изъятии государством части валового продукта в свою пользу для формирования его бюджета, т.е выступает как средство обеспечения расходов государства. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

Но в современных условиях воспринимать налоги только с экономической точки зрения будет неверным, так как они несут в себе социальную функцию, обеспечивая решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного регулирования. Налоговая система позволяет перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе.

Иными словами, социально-экономическая сущность налогов заключается в перераспределении государством части валового продукта для достаточного обеспечения всестороннего развития человека, общества и экономики.