logo search
Акцизы и их применение

5. Порядок и срок уплаты акцизов

В соответствии со ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате.

В соответствии со ст. 192 НК РФ налоговым периодом признается календарный месяц, отчетных периодов в соответствии с главой 22 НК РФ не установлено.

Положения главы 22 НК РФ указывают на наличие трех видов налоговых ставок, а именно:

1) твердые (специфические) налоговые ставки, выражающиеся в установлении абсолютной суммы налога, подлежащего к уплате, на единицу измерения налоговой базы облагаемого объекта обложения;

2) адвалорные (в процентах) налоговые ставки, выражающиеся в установлении процента или иного соотношения суммы налога, подлежащего к уплате, от размера налоговой базы облагаемого объекта обложения;

3) комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок.

Статья 193 НК РФ на настоящий момент устанавливает только два вида налоговых ставок: твердые (специфические) и комбинированные (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок).

В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

С 1 января 2008 г. налоговые ставки установлены ежегодно на период с 2008 по 2010 г. При этом в связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом прогнозируемого на 2008, 2009 и 2010 годы уровня инфляции новая редакция п. 1 ст. 193 НК РФ предусматривает следующую индексацию специфических ставок акцизов на подакцизные товары (за исключением табака, сигар, сигарет и папирос):

на 2008 год - на 7% по отношению к 2007 году;

на 2009 год - на 6,5% по отношению к 2008 году;

на 2010 год - на 6% по отношению к 2009 году.

Размеры ставок акцизов на табак и сигары на 2008 - 2010 гг. планируется сохранить на действующем уровне в целях легализации импорта такой продукции. Специфические ставки акцизов на сигареты с фильтром предполагается проиндексировать на 2008 - 2010 гг. на 20% по отношению к предыдущим годам. Специфические ставки акцизов на сигареты без фильтра и папиросы должны быть проиндексированы на 2008 г. на 20%, 2009 и 2010 гг. - на 28% по отношению к предыдущим годам. Одновременно предполагается ежегодное увеличение адвалорной составляющей ставки акцизов на сигареты и папиросы на 0,5-процентных пункта в год. См.: Зрелов А.П. Новое в Налоговом кодексе: комментарий к изменениям, вступившим в силу в 2008 году. Деловой двор, 2008. С. 36-40.

Для алкогольной и спиртосодержащей продукции вместо применявшейся ранее единой ставки будет установлено две ставки: для продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% и продукции с долей спирта не более 9%. Тем самым предлагается вернуться к многолетней, существовавшей до 2007 года практике, когда ставка акциза на слабоалкогольную продукцию устанавливалась отдельно и была меньше ставки акциза на водку и ликероводочную продукцию. В 2008 - 2010 гг. размер ставки на слабоалкогольную продукцию составит около 63% от ставки на алкогольную продукцию с более высоким содержанием этилового спирта. Данная мера принята в целях повышения доли слабоалкогольных напитков в структуре производства и потребления алкогольной продукции в Российской Федерации См.: Софрин А.Б. Комментарии к изменениям в главу "Акцизы" Налогового кодекса // Налоговая политика и практика. 2007. № 6. С. 12-14..

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, определяется по итогам каждого налогового периода как сумма акциза, подлежащего уплате, уменьшенная на налоговые вычеты.

При превышении суммы налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде суммы акциза, акциз не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу. Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной в отчетном налоговом периоде, подлежит вычету из суммы акциза в следующем налоговом периоде в первоочередном по сравнению с другими налоговыми вычетами порядке.

По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В частности, проверяет факты представления документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 НК РФ, как то:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров. В случае если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с контрагентом;

2) платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;

3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган);

4) копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации;

5) прочие документы, указанные в п. 7 ст. 198 НК РФ, истребуемые налоговым органом в отдельных случаях.

В случае если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения соответствующего решения.

В случае если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) соответствующее заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении сумм, по которым не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней.

В случае если у налогоплательщика имеются недоимки и пени по акцизу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.

Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа.

Необходимо указать, в какой бюджет бюджетной системы Российской Федерации зачисляется соответствующая сумма акциза (ст. 50 БК РФ) См.: Комментарий к части второй Налогового кодекса РФ/ Под ред. А.А. Ялбулганова // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007..