Заключение
Акцизы, как федеральный налог, устанавливаемый Налоговым кодексом Российской Федерации на территории Российской Федерации и обязательный к уплате на всей ее территории, являются стабильным доходным источником федерального бюджета.
При этом акциз в качестве представителя косвенных налогов, включаемых в отпускную цену товара и перелагаемых таким образом на конечного потребителя, представляет собой налог на потребление, непосредственным и неизбежным эффектом от установления которого на тот или иной товар является повышение цены на данный товар.
Именно в связи с этим круг товаров народного потребления, включенных в перечень подакцизных товаров, четко определен и строго ограничен, из него исключены потребительские товары первой необходимости, обладающие социальной значимостью для населения страны.
На сегодняшний день косвенные налоги на потребление занимают господствующие позиции в налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Их доля в налоговых поступлениях России составляет более 20 процентов, что обусловлено, прежде всего, высоким фискальным эффектом этих налогов, а также их способностью регулировать потребление отдельных товаров, перераспределять доходы высокооплачиваемых слоев населения и доходы от производства и реализации определенных видов продукции.
В России преобладание в налоговой системе косвенного обложения напрямую связано с фискальной направленностью государственной политики в сфере финансов. В условиях экономического кризиса и постоянной нехватки ресурсов для формирования бюджета страны опора на косвенные налоги стала практически единственным решением возникающих в связи с этим проблем, поскольку для перехода к преимущественно прямому налогообложению в настоящее время не создано необходимых условий. Объективно существующими препятствиями в сборе прямых налогов с организаций и населения являются, прежде всего, неразвитость экономики, огромное число трудноохватываемого налогами мелкого предпринимательства, низкий жизненный уровень населения, при котором масштабы прямых налоговых изъятий из его доходов предельно ограничены.
Фискальная функция, выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов на столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько это приводит к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.
Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.
Список использованной литературы и источников
1. Конституция Российской Федерации.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. В ред. от 04.12.2007, с изм. от 30.04.2008. // Собрание законодательства РФ, 2000, № 32, Ст. 3340,
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. В ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007. // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, Ст. 3823.
4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ. В ред. от 30.10.2007, с изм. от 06.12.2007. // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, Ст. 2066.
5. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 102-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.