logo search
Акцизы как вид косвенных налогов на товары

Заключение

Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы - тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.

Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.

Законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия.

Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.

Задача №1.

В январе текущего года ООО "Атлант" заняло у ЗАО "Ростовщик" 300 000 руб. на один год. За пользование займом ООО "Атлант" ежемесячно начисляет проценты в сумме по 7 500 руб. Других займов и кредитов в 1 квартале того же года ООО "Атлант" не получало. Предположим, что в течение этого года ставка рефинансирования будет равна 25%. Определить сумму, которая может быть включена в состав внереализационных расходов.

Решение:

Рассчитаем сумму % по договору, которую должен уплатить ООО "Атлант" 7 500 руб., это будет равно 30%.

Рассчитаем сумму % исходя из 3/4 ставки ЦБ РФ: С1 = 300 000 25% 365 дней/365 дней = 75 000, где

300 000 сумма займа;

25% ставка рефинансирования;

365 дней - количество дней, на которые взят займ.

Определим размер материальной выгоды: Мв. = 75 000 - 7 500 = 67 500 руб.

Оплата налога 35%: 67 500 *35%/100% = 23 625 руб., где

7 500 руб. - ежемесячно насчитанные проценты.

Следовательно, получается 7 500руб. - это операционные расходы;

23 625 руб. - внереализационные расходы.

Задача №2.

Сотрудник организации - участник боевых действий в Афганистане, герой Росс, имеющий одного иждивенца (ребёнка), получает по основному месту работы оклад в сумме 5 000 руб. В мае предшествующего отчётному году он получил на предприятии беспроцентную ссуду в размере 250 000 руб. на год. Ссуда им погашена своевременно.

Определить облагаемый налогом совокупный ежемесячный доход и сумму НДФЛ, подлежащую к уплате в бюджет по итогам отчётного года.

Решение:

Работнику будут предоставлены стандартные вычеты в размере 500 руб. на него и 1 000 на содержание ребёнка. Льгота на ребёнка применяется до месяца, в котором доход, исчислённый нарастающим итогом с начала года, превысит 280 000 руб. Так как 12 месяцев 5 000 = 60 000 руб., то вычеты на ребёнка будут применятся в течение всего года, следовательно, ежемесячный доход составит 5 000 - 1 000 - 500 = 3 500 руб.

Определим облагаемый налогом совокупный ежемесячный доход и сумму НДФЛ:

Так как сотрудник взял беспроцентную ссуду, то определим материальную выгоду:

Сумма %, которую должен уплатить сотрудник равна 0.

Рассчитаем сумму % исходя из ѕ ставки ЦБ РФ: С1 = 250 000 *25% 210/365 = 35 959 руб., где

250 000 - размер ссуды;

25% - ставка рефинансирования;

7 месяцев - 210дней - количество дней, в отчётном году; (С января по июль).

365 - количество дней в году.

Определим размер материальной выгоды: Мв. = 35 959 - 0 = 35 959 руб.

Следовательно материальная выгода составит 35 959 руб. Рассчитаем сумму, которую должен уплатить сотрудник: ставка налога составляет 35%, следовательно 35 959 35% /100% = 12 586 руб.

Таким образом, в июле у работника возник налогооблагаемый доход в виде материальной выгоды 35 959 руб. Он подлежит обложению налогом по ставке 35%. Размер налога составляет 12 586 руб. Организация должна исчислять налог с июня. Удержать и перечислить налог необходимо будет из любой денежной суммы, которую организация выплатит своему работнику (начиная из заработной платы с августа). Удерживаемая сумма налога не может превышать 50% от денежных выплат.

35 959руб. / 5 мес. = 7 200 руб. - доход за 1 месяц. (начиная с августа).

Следовательно работнику придётся выплачивать: 12 586/5 мес. = 2 517 руб. в месяц. (с августа по декабрь включительно).

Определить облагаемый налогом совокупный ежемесячный доход и сумму НДФЛ:

Январь: 5 000 - 1000 - 500 = 3 500 13% = 455руб. (НДФЛ).

3 500 руб. - совокупный ежемесячный доход облагаемый налогом.

Февраль: 5 000 - 1000 - 500 = 3 500 *13% = 455 руб. (НДФЛ).

3 500 руб. - совокупный ежемесячный доход облагаемый налогом.

Март: 5 000 - 1000 - 500 = 3 500 13% = 455руб. (НДФЛ).

3 500 руб. - совокупный ежемесячный доход облагаемый налогом.

Апрель: 5 000 - 1000 - 500 = 3 500 13% = 455руб. (НДФЛ).

3 500 руб. - совокупный ежемесячный доход облагаемый налогом.

Май: 5 000 - 1000 - 500 = 3 500 13% = 455руб. (НДФЛ).

3 500 руб. - совокупный ежемесячный доход облагаемый налогом.

Июнь: 5 000 - 1000 - 500 = 3 500 13% = 455руб. (НДФЛ).

3 500 руб. - совокупный ежемесячный доход облагаемый налогом.

Июль: 5 000 - 1000 - 500 = 3 500 13% = 455руб. (НДФЛ).

3 500 руб. - совокупный ежемесячный доход облагаемый налогом.

Август: 5 000 - 1000 - 500 = 3 500 13% = 455руб. (НДФЛ).

3 500 руб. + 7 200 руб. = 10 700 руб. - совокупный ежемесячный доход облагаемый налогом.

Сентябрь: 5 000 - 1000 - 500 = 3 500 13% = 455руб. (НДФЛ).

3 500 руб. + 7 200 руб. = 10 700 руб. - совокупный ежемесячный доход облагаемый налогом.

Октябрь: 5 000 - 1000 - 500 = 3 500 13% = 455руб. (НДФЛ).

3 500 руб. + 7 200 руб. = 10 700 руб. - совокупный ежемесячный доход облагаемый налогом.

Ноябрь: 5 000 - 1000 - 500 = 3 500 13% = 455руб. (НДФЛ).

3 500 руб. + 7 200 руб. = 10 700 руб. - совокупный ежемесячный доход облагаемый налогом.

Декабрь: 5 000 - 1000 - 500 = 3 500 13% = 455руб. (НДФЛ).

3 500 руб. + 7 200 руб. = 10 700 руб. - совокупный ежемесячный доход облагаемый налогом.

Список используемой литературы

1. Налоговый Кодекс РФ. Часть вторая. рая. - М.: ТК Велси, Изд-во Проспект, 2006. - 752с.

2. Вторая часть Налогового Кодекса РФ (хроника принятия, тексты документов, комментарии) // АКДИ "Экономика и жизнь, 2003.

3. Федеральный Закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". "Российский налоговый курьер", 2003, № 23

4. Приказ МНС от 10 декабря 2003 г. N БГ-3-03/675 Об утверждении форм налоговых деклараций по акцизам и "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО АКЦИЗАМ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ИХ ЗАПОЛНЕНИЮ"

5. КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ БЮДЖЕТУ РОССИИ. Фонд комплексных прикладных исследований, Свободная аналитическая школа - М.: Пробел-2000, 2004.

6. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / под ред.Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ, 2002.

7. Учебник под редакцией Павлова Л.П. и Гончарова Л.И. "Федеральные налоги и сборы с организации": Учебник. - М.: Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", 2004. - 427с.

8. Ресурсы интернета.