logo search
Анализ бюджета Псковской области за 2010-2012 годы

1.1 Анализ доходов бюджета Псковской области за 2010-2012 г.г.

Для того чтобы начать анализ доходов Псковской области необходимо определиться с тем, что же такое доходы бюджета.

Обратимся к Бюджетному Кодексу Российской Федерации. Доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета [1].

Произведем анализ доходов Псковской области за 2011- 2013 г.г. (см. табл. 1).

Таблица 1

Состав доходов бюджета Псковской области за 2011 - 2013 г.г. в тыс. руб.

Источник дохода, тыс. руб.

Год

2010

2011

2012

Налоговые поступления

8562027

9827779

11660647

Неналоговые поступления

818128

961277

434247

Безвозмездные поступления

9568127

12381223

10663548

Итого

18948282

23170279

22758442

Анализ состава доходов бюджета Псковской области за 2010-2012г.г. показывает, что налоговые доходы в исследуемом периоде, являются одной из основной форм доходов бюджета Псковской области. С каждым годом возрастает доля налоговых поступлений.

Далее среди доходов области выделяются безвозмездные поступления. Их доля в общем объеме доходов областного бюджета также высока и заметны скачки. А доля неналоговых поступлений в общем объеме доходов областного бюджета менее значительна и так же как и безвозмездные поступления динамична.

Динамика доходов бюджета Псковской области за 2011 - 2013 г.г. представлена на рис. 1.

Рис. 1. Динамика доходов бюджета Псковской области за 2010-2012 г.г.

Осуществим детальный анализ структуры и динамики налоговых доходов регионального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией (см. табл. 2).

Структура налоговых доходов бюджета Псковской области за 2010 -2012 гг.

Источник дохода

Год

2010

2011

2012

В % итого

Налоги на прибыль, доходы

63,16

63

61,02

Налог на товары, реализуемые на территории РФ

20,86

21

20,77

Налоги на совокупный доход

3,61

4,2

5,59

Налоги на имущество

12,11

11,53

12,34

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

0,14

0,16

0,13

Государственная пошлина

0,09

0,08

0,14

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

0,03

0,03

0,01

Итого

100

100

100

Исходя из данных таблицы 2, основную часть налоговых поступлений в бюджет Псковской области составляет налог на прибыль, доходы. Однако доля этого налога в последний год сократилась. Из таблицы видно, что в исследуемый нами период основную долю налоговых поступлений составляет налоги на прибыль, доходы. Несмотря на то, что за последний год его доля снизилась с 63% до 61,02%. Далее следуют налоги на товары, налог на имущество и на совокупный доход. Наименьшую долю составляет задолженности и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам. В исследуемом периоде он колеблется от 0,01 до 0,03%.

Рис. 2. Средние доли налоговых доходов бюджета Псковской области за 2010-2012 г.г.

Из рисунка 2 видно, что среди налоговых доходов Псковской области преобладают налоги на прибыль, доходы - 62,39%. А самыми малочисленными оказались задолженности и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам - 0,02%.

Проведем детальный анализ структуры и динамики неналоговых доходов регионального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией (см. табл. 3).

Таблица 3

Структура неналоговых доходов бюджета Псковской области за 2010 -2012 г.г.

Источник

Год

2010

2011

2012

В % итого

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

25,76

25,5

25,51

Платежи при пользовании природными ресурсами

10,65

10,7

10,75

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

59,39

59,44

59,52

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

1,64

1,9

1,3

Административные платежи и сборы

0,13

0,41

0,53

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

0,9

0,8

1,2

Прочие неналоговые доходы

1,53

1,25

1,15

итого

100

100

100

Согласно таблице 3, основную часть неналоговых поступлений в областной бюджет составляют доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. Доля административных платежей и сборов в настоящее время существенно повысилась. С 0,13% в 2010 г. до 0,55% в 2012 г. А также доля штрафов и санкций в настоящее время значительно увеличилась. С 0,9% в 20010 г. до 1,2% в 2012 г. Доля прочих неналоговых доходов также увеличилась.

Из рисунка 3 видно, что среди неналоговых доходов Псковской области преобладали доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства - 59,45%. А самую маленькую долю составляли административные платежи и сборы и штрафы, санкции, возмещение ущерба около 0,36%.

Рис. 3. Средние доли неналоговых доходов бюджета Псковской области за 2010-2012 г.г.

1.2 Анализ расходов бюджета Псковской области за 2010-2012 г.г.

Для того чтобы начать анализ расходов, необходимо определить, что понимается под расходами бюджета.

Обратимся к Бюджетному Кодексу Российской Федерации.

Расходы бюджета - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета [1].

Произведем анализ состав расходов бюджета Псковской области за 2010 - 2013 г.г. на основании данных закона об исполнении бюджета (см. табл. 4).

Таблица 4

Состав расходов бюджета Псковской области за 2010-2012 г.г.

Статья расходов, тыс. руб.

Год

2010

2011

2012

Общегосударственные вопросы

863078

913774

675319

Национальная экономика

3012886

3298846

4884846

Здравоохранение, физическое культура и спорт

1410125

2995089

6190339

Национальная безопасность и охранительная деятельность

747827

834461

352342

Культура, кинематография и СМИ

421539

586481

555235

Социальная политика

3257825

4054760

6124573

ЖКХ

41965

395637

1201519

Охрана окружающей среды

3250

29452

31265

Образование

1256910

3335940

4097166

Межбюджетные трансферты

6363665

2189993

1469446

Итого

18948282

23143777

25827177

Анализ состава расходов республиканского бюджета Псковской области за 2010-2012 г.г. показывает, что основные статьи расходов - это расходы на межбюджетные трансферты, социальную политику, национальную экономику, здравоохранение и образование.

Меньше всего областной бюджет расходуется на охрану окружающей среды и на культура, кинематография и СМИ. Также, исходя из данных таблицы 4 , можно сделать вывод о том, что в общем объеме расходы областного бюджета Псковской области в период с 2010-2012 г.г. расходы претерпевали изменения и скачки, но на момент 2012 г. значительно увеличились с 17379070 тыс. руб. в 2010 г. до 25582050 тыс. руб. в 2012 г.

Динамика расходов Псковской области за 2010-2012 г.г. изображена на рисунке 4.

Рис. 4. Динамика расходов бюджета Псковской области за 2010-2012 г.г.

1.3 Анализ сбалансированности бюджета Псковской области за 2010-2012 г.г.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации не дает определения сбалансированности бюджета. Согласно толковому словарю финансовых терминов сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Это паритетное соотношение между расходными и доходными статьями бюджета. Сбалансированность бюджета означает положение, когда все расходы бюджета покрыты его доходами, т.е. расходы уравновешены доходами [9] .

Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета, а превышение расходов над доходами - дефицитом бюджета [7]. Бюджет может быть также сбалансированным, т.е. когда расходы бюджета равны доходам.

Проблема бюджетного дефицита можно решить двумя путями или их комбинацией:

1) увеличить доходы;

2) уменьшить расходы [7].

Рассмотрим сбалансированность бюджета Республики Коми за 2010- 2013 г.г., сравнив доходы и расходы (см. табл. 5).

Таблица 5

Доходы и расходы Псковской области за 2010-2012 г.г. в тыс. руб.

Год

Доходы

Расходы

Разница

2010

18320404

18948282

-627878

2011

23170279

23143777

26502

2012

22758442

25827177

-3068735

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что бюджет Псковской области не является сбалансированным.

За рассматриваемый период (2010-2012 г.г.) в Псковской области в 2010 и 2012 г.г. наблюдается дефицит бюджета, при чем в 2012г. самый большой. Самый большой доход был в 2011 г. - 23170279 тыс. руб., наименьший - в 2010 г. - 18320404 тыс. руб. Наибольшие расходы были в 2012 г. - 25827177 тыс. руб., наименьшие - в 2010 г. - 18948282 тыс. руб. Также в 2011 г. наблюдается ситуация когда доходы выше расходов.

Динамика доходов и расходов бюджета Псковской области за 2010 -2012 г.г. изображена на рисунке 5.

Доходная часть бюджета Псковской области имеет тенденцию к увеличению. Но и расходная часть претерпевает скачки, и также имеет тенденцию к увеличению. Несомненно, это положительная тенденция, но она требует поиска новых источников доходной части бюджета области.

Для повышения доходной части бюджета Псковской области можно предложить следующие направления:

1. совершенствование механизма и обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств;

2. совершенствование долговой политики;

3. развитие системы государственного финансового контроля;

налоговой бюджет дефицит долговой

Рис. 5. Динамика доходов и расходов бюджета Псковской области за 2010 -2013 г.г.

4. развитие информационной системы управления государственными финансами;

5. повышение прозрачности межбюджетных отношений;

6. усиление администрирования бюджетного процесса;

7. совершенствование нормативно - правовой базы, необходимой для привлечения инвестиций.

Внедрение перечисленных мероприятий позволит достичь сбалансированности бюджета, сократить расходы и увеличить доходность бюджета Псковской области.

Заключение

В данной работе был проведен анализ бюджета Псковской области. Для проведения данного анализа было поставлено три задачи. После выполнения, которых можно сделать следующие выводы.

В результате рассмотрения динамики доходов Псковской области было выявлено, что налоговые доходы в исследуемом периоде остаются основой формирования доходной базы областного бюджета. Доля налоговых поступлений с каждым годом снижается. На самом последнем месте находятся безвозмездные поступления, их доля в общем объеме доходов республиканского бюджета снижается.

В результате анализа структуры налоговых и неналоговых поступлений в бюджет Псковской области было выявлено, что до 2012 года основную часть налоговых поступлений в областной бюджет составляет налоги на прибыль, доходы. Далее следуют налоги на имущество, на товары, на совокупный доход. Наименьшую долю составляет задолженности и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам. В исследуемом периоде его доля колеблется от 0,1 - 0,3%.

Основную часть неналоговых поступлений в областной бюджет составляют доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. Доля административных платежей и сборов в настоящее время существенно повысилась. С 0,13% в 2010 г. до 0,55% в 2012 г. А также доля штрафов и санкций в настоящее время значительно увеличилась. С 0,9% в 20010 г. до 1,2% в 2012 г. Доля прочих неналоговых доходов также увеличилась.

В результате рассмотрения состава и структуры расходов бюджета Псковской области было выявлено, что в общем объеме расходы областного бюджета Псковской области в период с 2010-2012 годы динамично изменялись.

Анализ динамики расходов областного бюджета Псковской области за 2010-2012 года показывает, что основные статьи расходов - это расходы на межбюджетные трансферты, социальную политику, национальную экономику и здравоохранение, образование. Меньше всего областной бюджет расходуется на охрану окружающей среды и на культуру, кинематографию и СМИ.

Судя по динамике, наибольший удельный вес расходов приходится на межбюджетные трансферты. Однако в последние года их доля значительно сократилась. Также значительную долю составляют расходы на социальную политику, национальную экономику, здравоохранение и спорт, образование. Наименьший удельный вес составляют расходы на охрану окружающей среды и на культуру, кинематографию и СМИ. Достаточно стабильными являются расходы на культуру и кинематографию в период с 2010-2012.

На основе результатов этого анализа сбалансированности бюджета можно сделать вывод о том, что бюджет Псковской области не является сбалансированным.

Динамика показывает, что за весь рассматриваемый период (2010 -2012 г.г.) в Республике Коми наблюдается дефицит бюджета, при чем в 2010 и 2012 г.г. самый большой. Самый большой доход был в 2012 г. -23170279 тыс. руб., наименьший - в 2010 г. - 18320404тыс. руб.

Наибольшие расходы были в 2012 г. - 25827177 тыс. руб., наименьшие - в 2010 г. - 18948282 тыс. руб.

Для повышения доходной части бюджета Псковской области необходимо осуществить комплекс мероприятий, которые позволят достичь сбалансированности бюджета, сократить расходы и увеличить доходность бюджета Псковской области. Все это требует поиска новых источников доходной части бюджета области.

Список использованной литературы

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

2. Закон Псковской области от 11.07.2011 N 1093-ОЗ "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2010 год" (принят Псковским областным Собранием депутатов 30.06.2011).

3. Закон Псковской области от 10 июля 2012 г. N 1187-ОЗ "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2011 год".

4. Закон Псковской области от 05.07.2013 N1296-ОЗ"Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2012 год"(принят Псковским областным Собранием депутатов 27.06.2013)

5. Врублевская О.В., Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 576 с.

6. Годин А. М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система

Российской Федерации: Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко