logo search
Налог и налогообложение в современной России

Направленность и результативность налоговой политики рф на данном этапе развития экономики

В период экономического кризиса больший эффект принесет выполнение государством стимулирующей налоговой политики. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, размеры налогов меняются и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги — гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Однако сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя. Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время:

а) равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги;

б) ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий, независимо от формы собственности, и для всех граждан, независимо от видов деятельности (при равенстве полученных доходов);

в) система налогов должна быть комплексной, т. е. опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т. п.) при умелом их сочетании;

г) сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должно обеспечить своевременное воздействие на экономические интересы участников общественного производства;

Стало хорошей традицией, что ежегодно Президент РФ обращается с Посланием к народу и Государственному Собранию РФ. Ежегодные Послания Президента Российской Федерации являются программными документами, определяющими стратегию развития РФ, ориентиры деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, коллективов, общественных институтов, как на ближайший год, так и на отдаленную перспективу. Сегодня в России наращивается экономический и научно-технический потенциал, решаются социальные проблемы, повышается благосостояние населения, осуществляется государственная поддержка культуры и науки. Идет реализация приоритетных национальных проектов в образовании и здравоохранении, жилищном секторе и агропромышленном комплексе.

В рамках антикризисных мер налогового стимулирования была снижена ставка налога на прибыль организаций (начиная с 1 января 2009 года ставка налога была снижена с 24% до 20%), увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

Налоговыми органами в бюджетную систему РФ за январь-февраль 2010г. перечислено 1 трлн 49,2 млрд руб., говорится в сообщении Федеральной налоговой службы (ФНС) России. По сравнению с январем-февралем 2009г. перечисления ФНС в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды сократились на 2,6% с 1 трлн 77,2 млрд руб. При этом перечисления ФНС в консолидированный бюджет РФ по сравнению с аналогичным показателем прошлого года выросли на 13,4% - до 976,8 млрд руб. Поступления налога на добавленную стоимость (НДС) в консолидированный бюджет РФ увеличились на 12,7% - до 283,6 млрд руб., налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - на 5,3% - до 218,2 млрд руб., акцизов - на 37% - до 68,8 млрд руб. Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ, напротив, снизились на 19,4% - до 73,6 млрд руб., единого социального налога (ЕСН) - на 65% - до 23,3 млрд руб. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами поступили консолидированный бюджет РФ в размере 234,8 млрд руб., что на 84,8% больше, чем в январе-феврале 2009г. В том числе поступления налога на добычу полезных ископаемых выросли на 87% - до 227,8 млрд руб. В федеральный бюджет РФ в январе-феврале 2010г. перечислено 574 млрд руб. администрируемых ФНС доходов, что на 19% больше, чем за аналогичный период 2009г. Поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ выросли на 5,9% - до 403,1 млрд руб. Налоговые поступления в государственные внебюджетные фонды в январе-феврале 2010г. составили 72,3 млрд руб., что на 66,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов сообщил, что в 2010г. налогоплательщикам был предоставлен доступ к информации об их задолженностях. "В дальнейшем лимит информации будет расширен. В конце 2010г. мы откроем для налогоплательщиков доступ к информации о том, как рассчитываются налоги", - сказал он.

Недостаток информации о задолженностях часто становится причиной разного рода недоразумений и ошибок налогоплательщиков при расчете налогов. М.Мокрецов также отметил, что доступ к информации должен быть конфиденциальным, что в свою очередь требует как можно скорее принять закон об электронной цифровой подписи в новой редакции, которая позволит сохранять конфиденциальность информации. «Те неполные и неоперативные базы данных, которые мы используем в расчете налогов, зачастую порождают ошибки, о которых налогоплательщик не догадывается», — сказал он.

Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на заседании коллегии Министерства финансов РФ, посвященной обсуждению основных направлений налоговой политики на 2011-2013 гг, заметил, что разрабатывая налоговую политику на ближайшие 3 года Минфин, "по сути вырабатывает посткризисную модель развития экономики".

Министр напомнил, что налоговые доходы расширенного правительства сократились с 36% в 2005-2008 г, до 30 % в 2009 г. В то же время, в первую очередь сокращались доходы, связанные с нефтью и газом. Так по итогам 2009 г доходы федерального бюджета снизились с 21-22 % ВВП, в 2008 г до 16,5 % , в 2009 г на 20 %. Доходы субъектов за прошедший год упали на 14%.

"Налоговая политика на среднесрочную перспективу должна учитывать уроки кризиса, но в то же время мы сегодня рассматриваем налоговую политику как инструмент выхода из кризиса и стимулирования экономического развития, на этом пути у нас стоит целый ряд вызовов, связанных с необходимостью найти новые источники роста, уйти от нашей зависимости от нефти и газа", - сказал А.Кудрин.

Министр финансов отметил, что в этих целях необходимо принимать комплексные меры, а не только методы налогового стимулирования. По словам А.Кудрина, в сложившихся условиях в России нельзя идти на все большее снижение налогов. "Такой путь вряд ли эффективен. Тогда нам придется отказаться от некоторых доходов и расходов, которые на этом этапе министерства и ведомства как раз планируют увеличивать. Мы должны и налоговые преференции предоставить, то есть стимулировать инновации, а с другой стороны, увеличить государственные расходы, которые также создают инфраструктуру инноваций. Нам нужно сохранить баланс между этими задачами", - считает вице-премьер. Налоговая система должна одновременно стимулировать экономику и обеспечивать устойчивость бюджета РФ, подытожил А.Кудрин.

В части пенсионного обеспечения следует отметить включение с 2009 года в состав расходов сумм дополнительных взносов работодателей, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В последние годы был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. В качестве дополнительной меры с 2009 года установлена возможность использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки.

В рамках совершенствования амортизационной политики, начиная с 2009 года, концептуально пересмотрен подход к начислению амортизации в налоговых целях. При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50% первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации.