Налоговое администрирование и направления его совершенствования
Одним из важнейших факторов повышения эффективности налогового администрирования становится установление партнерских отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, что соответствует тенденции установления принципов государственно-частного партнерства в обществе. В сфере налогового администрирования заметная подвижка в данном вопросе наметилась с принятием известной "Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" [1], направленной на достижение открытости во взаимоотношениях сторон и воспринимаемой как предложение к сотрудничеству налогоплательщиков и налоговых органов в деле установления истины при исчислении и уплате налогов.
Следует отметить, что в условиях роста в научной литературе интереса к вопросам налогообложения и налоговой политики государства, среди российских экономистов не достигнуто единство в понимании экономической природы налогового администрирования. Дискуссии касаются главным образом состава вопросов, регулируемых в рамках налогового администрирования; в ряде работ прослеживается узкий подход, когда в рамках данного понятия рассматривается в основном налоговый контроль. По мнению А.И. Пономарева и Т.В. Игнатовой, происходит замена термина "налоговый контроль" другим термином - "налоговое администрирование", что с их точки зрения не вполне правомерно [2, с. 20-23]. В рамках дискуссии В.Г. Пансков подвергает критике имеющий место узкий подход к понятию налогового администрирования и определяет его как "управленческую деятельность государства и местных органов по налоговому планированию, формированию и совершенствованию системы налогов и сборов, контролю за соблюдением налогового законодательства и соблюдением прав и обязанностей участников налоговых отношений" [3, с. 238].
Нам представляется, что методы и принципы налогового администрирования формируются под влиянием политических (налоговая политика), экономических, социальных, правовых факторов, что в целом можно назвать институциональными факторами. Л.И. Гончаренко и ряд других исследователей выделяют институциональный фактор отдельно и придают ему особое значение в связи с тем, что указанный фактор "влияет на формирование технологии налогового администрирования, на баланс взаимодействия участников налоговых отношений, создание эффективной модели налогового администрирования, учитывающей особенности налоговых отношений на современном этапе, способствует созданию и оптимизации условий для функционирования каждого из элементов налогового администрирования" [4, с. 18].
По нашему мнению, налоговое администрирование представляет собой установленный формальными и неформальными правилами процесс управления налоговой системой, направленный на проведение государственной налоговой политики, целью которой должно быть обеспечение слаженного функционирования институтов и организаций, участвующих в формировании налоговой среды. Институциональная среда в данном вопросе характеризуется тем важным обстоятельством, что согласование поведения налогоплательщиков и налоговых органов происходит в условиях имеющихся противоречий целей их деятельности. Налоговая система сформировалась в качестве инструментария перераспределения общественных благ, реализуемого посредством деятельности уполномоченных государственных организаций, направленной на обеспечение контроля за поступлением налогов и доходов; а для лиц, входящих в систему налогоплательщиков, уплата налогов не является целью их деятельности; у них много других целей (производственные, коммерческие, финансовые социальные и др.). Однако они вынуждены подчиниться общей, императивно установленной цели налоговой системы, поскольку иначе государство не сможет обеспечить им комфортные условия для их существования и для выполнения указанных выше своих индивидуальных целей.
Налоговым отношениям изначально свойственно состояние конфронтации между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку происходит перераспределение прав собственности и задеваются имущественные интересы сторон. Аспекты, связанные с поведением сторон в налоговых отношениях в начальные периоды становления налоговой системы в России подробно освещены в трудах Д.Г. Черника и его единомышленников [5, с. 371-377]. В первые годы перехода к рыночным отношениям налоговая система большинством налогоплательщиков и самих должностных лиц налоговых органов воспринималась главным образом как часть аппарата государственного принуждения, жестко противостоящая предпринимательскому сообществу. Это отразилось на взаимоотношениях сторон; основным методом взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков стал метод волевого административного принуждения, не допускающий никакого партнерства. Поэтому многие предприниматели в числе важнейших факторов, тормозящих развитие их бизнеса в 90-е годы прошлого века, называли высокие налоги и неправомерные, по их мнению, действия налоговых органов.
Ситуация в указанные годы характеризовалась слабостью государственного аппарата, несовершенством налогового законодательства и берущим начало в тот период системной коррупцией и другими негативными явлениями, которые породили среди части налогоплательщиков чувство дозволенности уклонения от уплаты налогов. В дальнейшем ситуация значительно улучшилась благодаря действию различных факторов, включая шаги по совершенствованию законодательства о налогах и сборах; в настоящее время, по результатам проводимых опросов, для предпринимателей "налоговая служба перестала быть раздражителем N 1" [8]. В результате всё более очевидным становится предположение, что основным мотивом взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков не может выступать конфликтность (которая в отдельные исторические эпохи приводила к большим беспорядкам, бунтам и даже войнам в разных странах). При этом потенциальная конфликтность сохраняется, но в то же время происходит постепенное преобладание в общественном сознании объективной необходимости уплаты налогов. Для ускорения этого процесса должна быть подключена вся мощь государственной пропаганды, наряду с санкциями, должен работать механизм поощрений добросовестных налогоплательщиков. Государство должно активно участвовать в формировании мотивации поведения налогоплательщиков; необходимо учитывать менталитет россиян, включающий то обстоятельство, что в нашей стране всегда во все времена важную роль играли моральные стимулы в поведении людей, направленные на повышение общественного сознания. Не случайно при советской власти везде на территориях заводов, на площадях в районах и городах были доски почета с портретами передовых работников производства.
Институциональный подход должен характеризоваться стремлением к достижению такого уровня взаимодоверия между сторонами, когда актуальны будут не только санкции, но и стимулы к аккуратной и добросовестной уплате налогов. Это особенно важно в условиях, когда выездными налоговыми проверками охватывается ежегодно лишь небольшая доля налогоплательщиков - 0,8%, а по малому бизнесу 0,5% [8]. Следует также учитывать, что в условиях, когда с фискальной точки зрения объемы поступления налогов зависят фактически от нескольких сотен или тысяч наиболее крупных налогоплательщиков из нескольких миллионов в стране, возникают вопросы применения методов и эффективности работы с основной массой более мелких налогоплательщиков.
В условиях, когда взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами улучшаются, Т.Ф. Юткина обратилась к идее конвергенции в рамках науки "налоговедение", одним из авторов которой она сама является. По её мнению, рыночный механизм целенаправленно в общественных интересах регулируется системой государственно-властных предписаний, включая выработку социально ориентированной и экономически обоснованной и финансово выгодной и власти и бизнесу налоговой политики", и при низком уровне доверия между налоговыми органами и налогоплательщиками-предпринимателями требуются "мощные контрольные механизмы, утяжеляющие любую структуру и приносящие дополнительные издержки" [6, с. 137]. Таким образом, для удешевления и повышения эффективности налогового механизма требуется повышение доверия между налогоплательщиками и налоговыми администраторами.
Следует отметить, что в отношении крупнейших налогоплательщиков в последние годы вводятся новые механизмы согласования интересов, например согласование цен сделок между взаимозависимыми лицами, которые не доступны для основной массы налогоплательщиков. Определенные шаги должны быть предприняты и в отношении средних и мелких налогоплательщиков, включая частичную передачу функций по проведению налогового контроля на аккредитованные аудиторские и консалтинговые организации. Мы рассматриваем такой шаг как развитие идей "дружественного партнерства", как метода взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, о которых говорится в работах Л.И. Гончаренко [7, с. 13-15]. Такой подход, как нам представляется, соответствует институциональному мышлению, поскольку соединяет в институте налогового контроля формальную государственную уполномоченную организацию (ФНС России) и негосударственные организации (аудиторские и консалтинговые), профессиональной сферой деятельности которых является формирование мнения о достоверности финансовой, в том числе налоговой отчетности хозяйственных обществ. Предлагаемая нами новация будет способствовать укреплению отношений доверия и дружественного партнерства между налогоплательщиками и налоговыми администрациями. Важно также отметить, что государство в данном случае не слишком сильно рискует, поскольку налоговые поступления от малого и среднего бизнеса не являются определяющими в бюджете государства. Кроме того, процесс будет происходить под государственным контролем.
Аудиторские и консалтинговые организации, привлекаемые для проведения налогового контроля, должны будут проходить государственную аккредитацию на межведомственной комиссии, в составе которой должны быть представлены специалисты Министерства финансов РФ, ФНС России, других ведомств и общественных организаций; соответственно будет организован контроль за их деятельностью.
При реализации данного предложения будут решаться следующие задачи:
- экономия государственных средств на налоговое администрирование, в том числе за счет уменьшения количества налоговых споров между налоговыми органами и налогоплательщиками;
- повышение уровня профессионализма должностных лиц налоговых органов; следует учитывать, что во все времена имела и имеет место ситуация, когда наиболее высококвалифицированных специалистов налоговых органов приглашают в крупные коммерческие компании с несопоставимым уровнем оплаты труда, или в аудиторские и консалтинговые фирмы, что приводит к тому, что в налоговых органах работает много молодых специалистов, и поэтому не все должностные лица налоговых органов обладают высокой квалификацией, по причине небольшого опыта работы. При реализации нашего предложения появится возможность учиться молодым специалистам налоговых органов у опытных аудиторов и налоговых консультантов, поскольку они будут функционировать в одной институциональной налоговой среде.
Для проверяемых организаций существенным моментом явится то, что они сами будут оплачивать налоговые аудиторские проверки, однако в ходе их проведения они без дополнительной оплаты получат соответствующие консультации по вопросам налогообложения.
По нашему мнению, менее кардинальным предложением в области делового партнерства налоговых органов с не крупными налогоплательщиками может быть механизм официального согласования налогоплательщиками в налоговом органе своих индивидуальных "Правил налогообложения". В документе должны быть представлены разборы нестандартных ситуаций, встречающихся в практике данного налогоплательщика и имеющие налоговые составляющие. Такая практика будет способствовать избежанию налоговых рисков и согласованному поиску решений в сложных ситуациях. Хотя основные рискованные схемы ухода от налогообложения опубликованы, однако все возможные ситуации предусмотреть в них невозможно. Правила можно оформить как составную часть "Учетной политики для целей налогообложения". Это облегчит налоговое планирование в небольших организациях, где зачастую не хватает высококвалифицированных специалистов, а налоговые проверки будут проходить в обстановке более доверительных отношений между налогоплательщиками и налоговыми администрациями и фактически станут "точечными" и менее продолжительными за счет экономии времени на тех вопросах, которые предварительно были обсуждены.
Высказанные нами предложения потребуют внесения изменений и дополнений в законодательные и нормативные документы, а также пересмотра ряда принципов организации налогового контроля, однако мы уверены, что совершенствование налогового администрирования пойдет, в том числе и по этому пути.
- Этюды о налогах... Прогулки по Миру Налогов с Аркадием Брызгалиным От Главного редактора
- Раздел I. Тема номера: Этюды о налогах... Прогулки по Миру Налогов с Аркадием Брызгалиным Внимание!
- Глава 1. Налоги в истории стран и народов Законы Хаммурапи и налоги
- Налоги не любят с древнейших времен
- Вергилий и муха
- Налоговые переписи как источник исторических знаний
- Ибн Хальдун, налоги и современное государство
- Тамплиеры и налоги
- Средневековье и современные налоги
- Методы налогового контроля за соляным налогом во Франции
- Кромвель, Англия и "если бы не налоги"...
- Кромвель и налоги: для революционеров предела нет
- Виски, налоги и угроза распада сша
- Первые кодификации налогового законодательства
- Глава 2. Развитие налогообложения в России Когда на Руси налоги появились
- Три системы налогообложения России до 1861 года
- Вначале было "тягло"
- Монголо-татарское иго и система налогообложения Древней Руси
- Чарльз Адамс о налогах Руси при Золотой Орде: интересные откровения
- "Число" - фискальное значение слова
- Торговые пошлины Древней Руси
- Князь Олег и его успешная налоговая политика
- Погост и урок
- Объект налога - "кто что мога"...
- Бобыли и налоги
- Много-много налоговых инспекций
- Налоги Минина и Пожарского
- Москва - главный источник бюджетных доходов России в 1710 году
- "Сидеть и чинить государю прибыли..."
- Налоговое творчество прибыльщиков: требуй невозможного
- Российская Империя и налоги
- Налоги и имперская политика России
- Емельян Пугачев и его налоговая политика
- Эволюционная систематизация налогового права России
- Автором первого "налогового кодекса" России был м.М. Сперанский
- Первые русские финансисты о социальном значении налогов
- Русские ученые об основной цели налоговой политики
- Картина о налогах из русского быта XIX в.
- Понимание налога при социализме
- Успехи налоговой политики начинающей Советской власти
- Налоговая реформа 1930 года
- Некоторые факты о налогах в довоенном ссср
- Уголовный кодекс рсфср 1952 г. Об ответственности за неуплату налогов
- Бюджетные потери от антиалкогольной кампании в конце 1980-х в ссср
- Налоги и политическая борьба между ссср и рсфср в конце 1980-х годов
- Налоговая политика перед крушением ссср
- Ндс - самый обременительный налог для российского бизнеса
- Справка-счет и скрытое налогообложение
- Провал налоговой амнистии в России
- "Налоговые" доводы в споре между Россией и Японией за Курилы
- Россия на 130-м месте по простоте уплаты налогов
- Глава 3. Тема налогов в мировой литературе и поэзии (цитаты из произведений)
- 3.1. Тема налогов в произведениях зарубежных и отечественных писателей Мигель Сервантес как сборщик налогов
- Писатели и высокие налоги
- Луи Вернейль и Жорж Берр Жорж
- Налоги в детской литературе Астрид Линдгрен
- Астрид Линдгрен как борец с высокими налогами
- Александр Волков "Урфин Джус и его деревянные солдаты"
- Эфраим Севела и тема налогов
- Налоги в произведениях Бориса Акунина
- 3.2. Тема налогов в произведениях русских и современных российских поэтов Булат Окуджава
- Новый поэтический поджанр - "Разговор с налоговым инспектором"
- Глава 4. Афоризмы, изречения и шутки о налогах и налогообложении о налогах более чем серьезно
- Налоги как грабеж...
- Налог как неизбежное зло
- Афоризм от сборщика налогов о налогоплательщиках
- Неоднозначные изречения российских политиков о налогах
- Афоризмы современных авторов
- Афоризмы неизвестных авторов
- "Заплати налоги и спи спокойно"
- Глава 5. Антология мирового налогообложения Кто в мире лидер по количеству налогов
- Уоррен Баффет за усиление налога на наследование (сша)
- Налоги как средство борьбы за независимость (сша)
- Налоги и выборы (сша)
- Терроризм и налоги (сша)
- Снижать налоги - священное право налогоплательщика (сша)
- Налоговые льготы для усатых американцев (сша)
- "Подарки" и "антиподарки" по налоговому законодательству сша
- Налоговое содержание фонтана Брабо в Антверпене (Бельгия)
- Мост "Налоговый оазис" (Великобритания)
- Описание налогов превышает 10 000 страниц (Великобритания)
- Если налоговая не закупила бумагу для уведомлений (Великобритания)
- Налоги как инструмент политической борьбы (Непал)
- Меньше 2-х не собираться (Япония)
- Семья как субъект налогообложения (Япония)
- Кровь и налоги (Польша)
- Курьезы итальянского налогообложения
- Гласность как наказание за неуплату налогов
- Не платить налог не преступление (Люксембург, Швейцария, Израиль)
- Кошмарное наказание за неуплату налогов (Мексика)
- Налоговая тайна не нужна (Финляндия)
- Заклинатель змей натравил своих питомцев на налоговую (Индия)
- Налоги на немусульман или ожившее средневековье (Египет)
- Налоги - они и в Африке налоги
- Глава 6. Мелкая налоговая мозаика: наука, практика, статистика Налоговая система как отражение уровня развития общества
- Налоги как институт, способствующий общественному прогрессу
- Формула Канара
- Справедливость и налоги
- Нужен ли налог на прибыль?
- Курьезы оффшорного бизнеса
- Кошки и налоги
- Снижение налогов - общемировая современная тенденция
- Есть ли налоговый предел?
- О ручке налогового счастья
- Ручка налогового счастья, открывающая Коридор удачи в налоговых и бухгалтерских делах Инструкция по применению и привлечению Удачи
- Футбол и налоги
- "Золотое сечение" и налоги
- Что такое пигуанские налоги?
- День свободы от налогов
- Прогрессивный подоходный налог делает людей счастливее
- За неуплату налогов - смертная казнь
- Налог с лиц, не служивших в армии
- Музей Пикассо в Париже появился благодаря налогам
- Самые удивительные налоговые судебные дела по версии The Times
- Нло и налоги
- Глава 7. Экзотические налоги
- Налог на сверхдоходы от неудачной приватизации (Россия)
- Налог на автомобильные пробки (Китай)
- Налог на изображение горилл (Руанда)
- Налог на детей (Австралия)
- Налог на политическую нелояльность (Англия)
- Налог на жизнь (Англия)
- Налог на персональные компьютеры (Великобритания)
- Налог на незапланированную прибыль (Венесуэла)
- Налог на воздушную колонну (Австрия)
- "Москва слезам не верит" и налоги
- Налог на слезы: притча о Ходже Насреддине
- Золото и рис (восточная притча)
- 8.2. Современный налоговый анекдот о "тяжелой жизни" налоговых инспекторов
- Налоги платить - здоровью вредить
- Трудно быть налогоплательщиком
- Золушка и налоги
- Альтернативный юмористический налоговый словарь
- Глава 9. Бухгалтерам посвящается: стихи, шутки, анекдоты о зарождении бухгалтерского дела в дореволюционной России
- Настоящая армия бухгалтеров (Белоруссия)
- Бухгалтерские цитаты и афоризмы
- "Все в ажуре" - это тоже про бухгалтерию
- Анекдоты о бухгалтерах и для бухгалтеров
- Глава 10. Курьезы из судебных решений по налоговым спорам
- Как налоговики чуть военную тайну не разгласили...
- Раздел II. Особенности отраслевого налогообложения и учета
- Методические подходы к налоговому регулированию для обеспечения конкурентоспособности портовой транспортно-экспедиционной деятельности
- Ключевые факторы конкурентоспособности портовой транспортно-экспедиционной деятельности
- Расчет налоговых обязательств в зависимости от вида применяемого договора
- Формы, способы и инструментарий налогового регулирования деятельности тэк
- Литература
- Раздел III. Налоговый контроль
- К вопросу экономико-правового урегулирования форм налогового контроля
- Библиографический список
- Раздел IV. Защита налогоплательщика или искусство налогового спора
- О выявлении недоимки
- Раздел VI. Теория и практика налогообложения и финансового права. Статьи
- Налоговое администрирование и направления его совершенствования
- Список литературы
- Применение инновационных технологий управления в налоговом администрировании: налоговый контроллинг
- Литература
- Влияние глобализации на формирование принципов налогообложения субъектов электронной коммерции
- Принципы налогообложения в сфере электронной коммерции
- Библиографический список
- Раздел VII. Актуальные вопросы судебной практики по налоговым и финансовым спорам
- 1.1.2. Исчисление налогов расчетным путем
- 1.1.3. Истребование пояснений
- 2. Уплата, удержание, взыскание и возврат (зачет) налогов
- 2.1. Зачет (возврат) налогов (ст.Ст. 78, 79 нк рф)
- 2.2. Исполнение обязанности по уплате налога. Взыскание налога
- 3. Цена для целей налогообложения
- 4. Налоговая декларация и контроль
- 4.1. Налоговая декларация. Налоговый учет
- 4.2. Выездная проверка: общие вопросы
- 4.3. Истребование документов и информации (ст.Ст. 93, 93.1 нк рф). Выемка документов
- 4.4. Допрос свидетеля
- 4.5. Акт проверки. Рассмотрение материалов проверки. Решение по итогам проверки. Обеспечительные меры (ст.Ст. 101, 101.4 нк рф)
- 5. Общие условия привлечения к налоговой ответственности
- 5.1. Учет смягчающих и отягчающих обстоятельств. Учет обстоятельств, исключающих ответственность
- 6. Составы налоговых правонарушений и санкции (гл. 16 и гл. 18 нк рф)
- 6.1. Ст. 118 нк рф
- 6.2. Ст. 119.1 нк рф
- 6.3. Ст. 126 нк рф
- 6.4. Ст. 129.1 нк рф
- 7. Защита прав налогоплательщиков
- 7.1. Досудебный порядок урегулирования споров
- 7.2. Процессуальные аспекты защиты прав налогоплательщиков. Доказательства по налоговым спорам