Вопрос №42. Факторинг
Факторинг (англ. factoring от англ. factor — посредник, торговый агент) — это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.
Факторинг также имеет второе смысловое значение - метод, применяемый в криптографии, заключающийся в разложении на сомножители с целью восстановления секретного ключа. Этот метод может применяться при взломе шифров, электронно-цифровых подписей и т.п.
В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор). Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 60−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги.
Существует большое количество разновидностей факторинговых услуг, отличающихся друг от друга прежде всего степенью риска, который принимает на себя факторинговая компания.
Факторинг с регрессом (англ. recourse factoring) — вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. Однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме клиент, переуступивший долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства[2].
Факторинг без регресса (англ. non recourse factoring) — вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме факторинговая компания потерпит убытки (правда, в рамках выплаченного финансирования клиенту)[2].
Факторинг бывает открытым (с уведомлением дебитора об уступке) и закрытым (без уведомления). Также он бывает реальным (денежное требование существует на момент подписания договора) иконсесуальным (денежное требование возникнет в будущем).[3]
При участии одного Фактора в сделке факторинг называется прямым, при наличии двух Факторов — взаимным.[3]
При классификации видов факторинга стоит обратить внимание на инвойс-дискаунтинг, хотя он и имеет ряд существенных отличий, несмотря на то, что в нем присутствуют черты регрессного закрытого факторинга.
Основные преимущества для каждого субъекта факторинговых отношений:
Поставщик, который произвел отгрузку продукции потребителю, может сразу получить от фактора (финансового агента) плату за отгруженный товар, не дожидаясь срока расчета с покупателем, что предотвращает длительные кассовые разрывы, позволяет увеличить объем продаж и конкурентоспособность, предоставляя покупателям льготные условия (отсрочку) оплаты товара под надежную гарантию. Применение факторинга позволяет получить финансирование до 80-90 % от стоимости поставляемого товара;
Покупатель получает товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3-х месяцев); увеличивает объем закупок; сводит к минимуму риск получения некачественного товара и ускоряет оборачиваемость средств;
Банки, иные кредитные организации и специализированные организации, выкупающие денежные требования (финансовые агенты), расширяют с помощью факторинга круг оказываемых услуг, добиваются дополнительных доходов. Так финансовый агент получает не только доходы по кредиту, комиссионное вознаграждение за досрочное финансирование, но и комиссию за оказание иных финансовых услуг в рамках факторингового обслуживания.
- Вопрос №1. Сущность, предмет и структура фин. Мен.
- Вопрос №2. Принципы финансового менеджмента
- Вопрос №7. Финансовое планирование: сущность, роль, цель и задачи, классификация
- Вопрос №16. Управление внеоборотными активами
- Вопрос №17. Экономическая сущность и структура оборотного капитала
- Вопрос №18. Управление оборотным капиталом
- Вопрос №19. Нормирование оборотного капитала
- Вопрос №20 Эффективность использования оборотного капитала
- Вопрос №21. Политика предприятия в области оборотного капитала
- Вопрос 29. Уставный капитал
- Вопрос №33. Формирование и распределение прибыли предприятия
- Вопрос 34. Эмиссия ценных бумаг. Сущность, виды, процедура
- Вопрос №35. Эмиссия акций как инструмент привлечения акционерного (собственного) капитала
- Вопрос №36. Эмиссия облигаций как инструмент привлечения заемного капитала
- Вопрос №39. Сущность и принципы кредитования
- Вопрос №40. Банковский кредит
- Вопрос №41. Лизинг
- Вопрос №42. Факторинг
- Вопрос №43. Залоговые операции и ипотека
- Вопрос №47. Теории и виды дивидендной