Четвертая фаза: укрепление предприятия; развитие предприятия как системы
В четвертой фазе СЭО предприятие следует рассматривать уже в качестве элемента единого отраслевого ансамбля, т.е. группы предприятий туризма, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга, факторами успеха и развития которых является оперативность и совместность действий.
Для этого этапа стратегического развития характерны такие начинания, как порождение новых подразделений, приобретение, слияние, отторжение - все это с помощью финансовых рычагов, расширяющих и умножающих имеющиеся у отдельных предприятий ресурсы. Но финансовый рычаг имеет две функции - сбора средств и их использование. Для сбора средств необходимо создание определенной обстановки или авторитета в финансовом или деловом мире, а также среди акционеров и предпринимателей. Вторая функция сопряжена с проблемой средств и стратегией с системной организацией.
Практически во всех странах отдавалось предпочтение финансовому костяку системы, то есть такой структуре, которая номинально обеспечивает снабжение экономическими ресурсами, но фактически эту функцию осуществляет руководитель или аппарат управления, контролирующий операции. Организационной стороне и совместности оперативных действий придавалось мало значения. Происходило это по трем причинам:
1. Ясно, что первейшая забота руководителя - расширять, укреплять и обеспечивать власть и контроль над предприятием.
2. Когда создается новое предприятие, внимание его руководителей сосредотачивается на его экономичности, на завоевании новых рынков, словом, главная цель - доказать, что они находятся на высоком предпринимательском и коммерческом уровне; внимание их обращено на цифры, являющиеся объективным доказательством достигнутых результатов. Все прочее - лишь слова и благие намерения.
3. Разветвленность и децентрализованность структур усугубляет соперничество и конкуренцию между турфирмами. Почти исключено соблюдение какого-либо оперативного правила или нормы, положенных в основу взаимообмена и сотрудничества, если они идут вразрез с интересами производственной единицы или даже просто нейтральны.
Обычно почти всегда устанавливается правило, согласно которому туристские услуги или их компоненты приобретаются турфирмами, входящими в группу, имеющую общий деловой интерес, "на равных условиях".
В то же время предприятие как разветвленная и полицентричная система может существовать изолированно. Но специфика отрасли экономики туризм позволяет судить о предпочтительности объединения предприятий для решения совместных задач. Однако, важным является учет двух важнейших соображений.
1. Система предприятий должна быть продумана таким образом, чтобы совместные начинания или стратегическая прибавочная стоимость порождались бы необходимостью, самой природой вещей или взаимной выгодой, то есть фактором внутренним, заложенным в самой структуре, а не эфемерным патриотизмом или благими намерениями.
2. Отсутствие или слабая совместность начинаний не могут сыграть роковой роли для системы как для традиционной, плотной, замкнутой организационной структуры. Этот недостаток в худшем случае грозит тем, что сократится или будут упущены выгодные возможности. Иначе говоря, система предприятий - более надежна. Само собой разумеется, это второе соображение справедливо только в том случае, если структура системы хорошо продумана и обладает высокой оперативностью.
Основное соображение в пользу объединения групп предприятий в систему в большинстве случаев сводится к тому, что структура может обеспечить высокий уровень оперативности и экономию сил руководителей аппарата управления и координации.
Разветвленность и сложность современного туристского мира такова, что ни одна структура, сверх определенного минимального размера, не могла бы уже хорошо работать при централизованном управлении; это неизбежно вызвало бы совершенно неприемлемое ухудшение качества туристских услуг и разбазаривание сил.
К этому следует добавить, что средний уровень профессиональной подготовки в области экономики, финансов и организации производства за последние двадцать лет значительно вырос (при всех огрехах учебных заведений); усилилась также тенденция со стороны руководителей браться за работу, которая сопряжена не только с большой ответственностью, но и с большой самостоятельностью. Исходя из вышесказанного, следует, что развитие четвертой фазы стратегического процесса сопряжено с двумя дополнительными и существенными аспектами: структура власти и контроля и структура операций и совместных начинаний. Из вышеизложенного следует: в четвертой фазе стратегического обновления главной целью предприятия должно быть максимальное увеличение эффективности и результативности всей системы путем создания стратегической прибавочной стоимости при помощи взаимосвязей между составляющими систему компонентами.
- В.П. Орловская бизнес-планирование ресторанного сервиса
- Санкт-Петербург
- Введение
- Тема 1. Введение в дисциплину
- 1.1. Место дисциплины в системе подготовки специалистов для предприятий туризма и сервиса
- 1.2. Планирование как основополагающая функция менеджмента.
- 1.3. Понятия «план» и «планирование».
- 1.4. Сущность и функции планирования на уровне макро- и микроэкономики.
- 2.2. Виды планирования.
- 2.3. Принципы планирования.
- 2.4. Методы планирования.
- 2.5. Стратегическое, оперативное и тактическое планирование.
- 2.6. Процесс планирования в экономической организации.
- 2.7. Система стратегического обновления предприятия ресторанного сервиса.
- Первая фаза: восприятие слабых сигналов
- Вторая фаза: творческая атмосфера как условие для создания альтернативных решений
- Третья фаза: отбор и развитие новых инициативных решений
- Четвертая фаза: укрепление предприятия; развитие предприятия как системы
- Контрольные вопросы к Теме 2.
- Тема 3. Цели, задачи и особенности составления бизнес-плана
- 3.1. Цели и задачи бизнес-плана.
- 3.2. Функции бизнес-плана
- 3.3. Работы, предшествующие составлению бизнес-плана.
- 3.4. Требования к бизнес-плану и особенности его составления.
- 3.5. Бизнес-план для привлечения инвестора.
- 3.6. Составители бизнес-плана.
- Заказать написать бизнес-план профессиональным консультантам.
- Поставить задачу написать бизнес-план перед персоналом собственного предприятия.
- Написать бизнес-план самостоятельно.
- 3.7. Технология разработки бизнес-плана.
- Этапы разработки бизнес-плана.
- 3.9. Оформление и стиль бизнес-плана.
- Контрольные вопросы к Теме 3
- Тема 4. Структура бизнес-плана
- 4.1. Чем определяется структура бизнес-плана.
- 4.6. Раздел «Продукт».
- 4.7.Раздел «Положение дел в отрасли».
- 4.8. Раздел «Рынки сбыта товаров и услуг».
- 4.9. Раздел «Конкуренция на рынках сбыта».
- 4.10. Раздел «План маркетинга».
- 4.11. Раздел «План производства».
- 4.12. Раздел «Организационный план».
- 4.13. Раздел «Правовое обеспечение деятельности фирмы».
- 4.14. Раздел «Оценка риска и страхование».
- 4.15 Раздел «Финансовый план».
- Контрольные вопросы к Теме 4.
- Тема 5. Использование программного продукта project expert при составлении бизнес-плана Изучив тему, Вы сможете:
- 5.1. Общая характеристика программы Project Expert и возможности ее использования при разработке бизнес-плана.
- 5.2. Работа с Project Expert.
- 5.3. Построение модели.
- 5.4. Определение потребности в финансировании и разработка стратегии финансирования предприятия.
- 5.5. Анализ эффективности проекта.
- 5.6. Формирование отчета.
- Контрольные вопросы к Теме 5.
- Тестовые задания (демонстрационная версия)
- Заключение
- Список литературы
- Терминологический словарь
- Приложение 1 Извлечение из рабочей программы дисциплины
- Тема 1. Введение в дисциплину
- Тема 2. Плановая деятельность на предприятии
- Тема 3. Цели, задачи и особенности составления
- Тема 4. Структура бизнес-плана
- Тема 5. Использование программного продукта