logo search
экономина лекции

03.04.12

Функции финансов:

1. Распределительная функция. Через фонды денежных средств предприятий деньги распределяются между хозяйственными субъектами. 2. Парораспределительная. Государство через бюджетно-налоговую систему направляет деньги в неприбыльные сферы экономики. 3. Регулирующая. Используя финансы государство поддерживает отдельные виды хозяйственной деятельности, малый бизнес, депрессивные территории. 4. Контрольная. С помощью финансов осуществляется контроль за соответствием хозяйственной деятельности законодательству и за эффективным расходованием денежных средств. Государственный бюджет и его структура. Госбюджет является центральным звеном финансовой системы, т.к. через него перераспределяется значительная часть денежных ресурсов (25-30% ВВП перераспределяется через федеральный бюджет). Госбюджет – это централизованный фонд денежных средств государства. Госбюджет – это финансовый план страны на год или несколько лет, представляющий собой смету доходов и расходов государств.

1. Доходная часть. Она включает в себя: 1) Основной источник доходов (налоговое поступление – от 70 до 90%). 2) Доходы от государственный собственности в виде дивидендов по акциям принадлежащим государству, доходов от сдачи госимущества в аренду, доходы от продажи госимущества, в том числе от приватизации. 3) Доходы от внешнеэкономической деятельности. 4) Поступление от выданных ранее кредитов. 5) Штрафы.

2. Расходная часть:1) Расходы на управление государством (содержание органов управления, выборы, референдумы). 2) Расходы на национальную оборону (армия). 3) Экономические расходы (расходы на инфраструктуру (дороги, транспорт, связь), поддержка сельского хозяйства). 4) Расходы на социальную сферу (здравоохранения, образование). 5) Расходы на правоохранительную деятельность (полиция, тюрьмы). 6) Расходы на обслуживание государственного долга (выплата % текущих платежей). 7) Расходы на финансовую поддержку субъектов федерации (4ая часть всего бюджета).

Если доходы государства превышают расходы, образуется профицит бюджета. Профицит обычно планируют для борьбы с инфляцией, для выплаты государственного долга. Профицит сдерживает экономический рост, т.к. государство изымает деньги из экономики. Если расходная часть больше доходной возникает дефицит бюджета. Дефицит может финансироваться за счет: 1. За счет эмиссии денег (выпуска денег). В большинстве стран, с 94г. и в России этот способ финансирования дефицита запрещен законодательно, чтобы не вызывать инфляцию. 2. За счет государственного займа внутри страны и зарубежьем. Но в результате образуется государственный долг, который имеет тенденцию возрастать за счет выплаты %. Особенно неприятным для страны является внешний долг, т.к. доходы от внешнеэкономической деятельности идут не на развитие экономики, а на выплаты по внешнему долгу.

3. Сущность и функции налога. Налог – это обязательный индивидуально-безвозмездный платёж взымаемый с юридических или физических лиц в форме изъятия принадлежащих им денежных средств в пользу государства или муниципального образования.

Среди налогов выделяют сборы и пошлины, которые имеют индивидуальную возмезность, т.е. сбор даёт плательщику какое-либо право, а пошлина предполагает оказание юридических услуг плательщику.

Любой налог включает в себя элементы, которые подразделяют на обязательные, они присутствуют в налоговом законодательстве и факультативные (налоговые льготы). 1. Обязательные – субъект налога или налогоплательщика (физическое или юридическое лицо), 2. объект налога (доход, прибыль, имущество), при этих объектах налог считается прямым, объектом так же могут быть товары и их стоимость, в этих случаях налог считается косвенным. Косвенные налоги – это надбавки к цене не переносятся на покупателей и считаются социально не справедливыми. 3. Налогооблагаемая база – это объект налога за вычетом налоговых льгот 4. Единица налогообложение – это единица измерения налогооблагаемой базы. Обычно измеряется в рублях, но может быть и в физических единицах.

5. Налоговая ставка – это часть налогооблагаемой базы, подлежащая изъятию. Ставка бывает: адвалорная(в %),твёрдаяилиспецифическаявыражается в рублях и бывает комбинированная (в %, но не менее определенной суммы). В зависимости от ставки налоги подразделяют на: 1)Пропорциональные, когда с ростом налога облагаемой базы ставка не меняется. 2)Прогрессивные, когда с ростом объекта обложения ставка увеличивается. 3) регрессивные, когда с ростом объекта налога ставка уменьшается.

10.04.12 Функции: 1. Фискальная функция (казна). Налоговое поступление является основным источником доходов бюджетной системы. 2. Регулирующая. С помощью налоговых льгот государство может поддерживать отдельные сферы деятельности, малый бизнес, стимулировать научно-технические разработки, занятость населения. 3. Социальная. С помощью прогрессивного налогообложения и налоговых льгот для малоимущих уменьшается неравенство доходов населения, поддерживается малообеспеченные граждане. 4. Контрольная функция. С помощью налогов государство контролирует законность хозяйственной деятельности и экономическое состояние хозяйственных субъектов.

4. Налоговая система России. Налоговая система – это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу изъятия части ВВП в бюджетную систему. Она включает в себя ряд элементов: 1. Принципы налогообложения. Впервые их сформулировал Адам Смит, он предложил: - Принцип всеобщности (налоги должны платить все граждане, не зависимо от социального статуса). - Принцип справедливости (сумма налога должна соответствовать доходам). - Принцип простаты (налог должен быть понятен плательщику, а его уплата удобна для плательщика). - Принцип экономии (затраты на сбор налога не должны превышать налоговых поступлений).

Помимо общенаучных принципов в налогообложении используются и правовые принципы: - Равенство прав налогоплательщиков (запрещается дискриминация по полу, возрасту, национальности). - Принцип однократности (с одного объекта налог взымается один раз за один налоговый период). - Принцип отрицания обратной силы закона (изменение в законодательстве распространяются на отношения возникшие после принятия закона).

2. Налоговое законодательство. В России оно представлено налоговым кодексом. Еще представлено федеральными, региональными законами и нормативными актами. 3. Налоговые органы, осуществляющие контроль за уплатой налогов. В России к ним относятся федеральная налоговая служба, её региональное управление, инспекции федеральной налоговой службы.

4. Налоги, действующие в государстве. В России они подразделяются на федеральные (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль предприятия, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов).

1) Федеральные – эти налоги называются, потому что вводятся федеральными органами власти на всей территории России, при этом поступления от федеральных налогов могут зачисляться в бюджет любого уровня.

2) Региональные. Вводятся законами субъектов федерации на основе налогового кодекса. - Транспортный налог.

- Налог на имущество организации.

- Налог на игорный бизнес. 3) Местные налоги.

- Земельный налог. - Налог на имущество физических лиц.

Помимо этих налогов в России действует специальные режимы налогообложения для субъектов малого бизнеса, сельскохозяйственных предприятий которые предусматривают возможность замены НДС, налога на имущество, налога на прибыль (для предпринимателей НДФЛ), в замену этих налогов уплатой одного налога. - Это Единый налог на вменённые налог (ЕНВН). - Упрощённая система налогообложения. - Единый сельскохозяйственный налог.