Современное состояние малого и среднего бизнеса в кр
Основу любой рыночной экономики составляет частный сектор, где малые и средние предприятия (МСП) играют важную роль. Они не требуют крупных стартовых инвестиций, имеют высокую скорость оборота ресурсов, способны быстро и экономно решать проблему формирования и насыщения рынка потребительских товаров, реструктуризации экономики в условиях ее дестабилизации и ограниченности финансовых ресурсов. Интерес к малым и средним предприятиям в условиях переходного периода исходит из различных ожиданий субъектов политической и экономической жизни, а также значения самих малых и средних предприятий для создания зрелой рыночной экономики.
Для государства и политиков сектор МСП важен, прежде всего, потому, что он во многом замещает государство в решении сложных социально-экономических задач, а именно при создании новых рабочих мест, формировании среднего класса, являющимся одним из основных факторов долгосрочной стабильности в экономике любой страны. Кроме того, для правительства малые и средние предприятия - это значительный источник пополнения государственного бюджета.
Ученые макро - экономисты воспринимают данный сектор в контексте комплексных задач системных изменений, происходящих в переходный период: развития частного сектора, реструктуризации и возможности более эффективного распределения и использования ресурсов. Целевая модель рыночной экономики предполагает, что ее наиболее важные и ценные механизмы будут запушены через конкурентный рынок с его горизонтальными связями между большим числом производителей. Согласно этой модели, такие традиционные функции государства плановой экономики, как создание рабочих мест, определение национальной специализации, улучшение международной конкуренции и т.д., лучше всего выполняются частным сектором, а именно, сектором малого и среднего предпринимательства. Макроэкономисты рассматривают выполнение этих функций в широком контексте всей экономической системы. При новой
организации национальной экономики сектор малых и средних предприятий воспринимается ими как решающая сила, способная стать
ценным экономическим стимулом, в частности, через механизм мультипликатора, и содействовать распространению важнейших технологий и упрочению прогрессивных позиций и предпринимательской культуры в обществе.
Восприятия и ожидания самих предпринимателей изменяются с течением времени. Члены бизнес - сообщества (новые предприниматели и те, кто начал свой бизнес раньше, в условиях частичных реформ) приветствуют частный сектор, заменяющий старый стиль, центральную плановую бюрократию и позволяющий им самостоятельно принимать решения, создавать потенциально новые возможности для роста. Однако чрезмерное налогообложение, государственная бюрократия, вмешательство в их бизнес со стороны и т.д. заставляют их искать убежище в неформальном секторе.
После централизованной плановой экономики значительная часть населения республики не приняла данный сектор, считая его труднодоступным и не достаточно надежным для получения стабильного дохода или работы. На первый взгляд, жесткие правила ведения бизнеса, постоянная неуверенность и риск в сфере малого и среднего бизнеса должны были бы оттолкнуть предпринимателей. Однако он воспринимается ими как серьезная альтернатива старому укладу жизни с его механизмами социальной защиты и определенной системой предоставления гарантий на получение рабочего места. В настоящее время происходит смешение старых и новых позиций, появляется прогрессивное предпринимательское восприятие, растущее пропорционально достижениям в создании классической рыночной среды.
Для Кыргызстана сектор малого и среднего предпринимательства рассматривается как основной катализатор изменений, происходящих в экономике, поскольку он быстрее и полнее учитывает изменения спроса населения на отдельные виды продукции и услуг, весьма мобилен при внедрении новшеств. Малые предприятия менее капиталоемкие, могут функционировать на основе имеющейся инфраструктуры, эффективно используют региональные трудовые и материальные ресурсы. Цикл "идея - практическое внедрение" занимает у них обычно немного времени. Нельзя не учитывать и новую объективную тенденцию в экономике развитых капиталистических стран, предпочитающих мелкие производства крупным. На наш взгляд, в настоящее время сочетание предприятий разных размеров улучшит их приспособляемость к современным требованиям хозяйствования, а также ускорит научно-технический прогресс по целому ряду направлений. Малые формы бизнеса порождают и существенно стимулируют предпринимателей.
Сектор малого и среднего бизнеса может стать двигателем экономического развития страны, поскольку более динамично реагирует на рыночные изменения. Гибкость и высокая адаптивная способность при не очень больших затратах - главное преимущество малых предприятий. В Комплексных основах развития Кыргызской Республики до 2010 г. указывается: "Частное предпринимательство, в том числе малый и средний бизнес, будет приоритетной сферой обеспечения устойчивого экономического роста, насыщения рынка товарами и услугами, создания новых рабочих мест и сокращения бедности".
Мы полагаем, что данный сектор экономики Кыргызстана совершенно справедливо считается одним из наиболее важных, поскольку потенциально эффективен и имеет возможность решать многие социальные проблемы. В республике в сфере малого предпринимательства уже мобилизованы значительные финансовые, производственные и трудовые ресурсы. Учитывая ограниченность стратегических сырьевых ресурсов, а также наличие в достаточном количестве трудовых ресурсов, можно предположить, что роль малого и среднего предпринимательства в ближайшее время, безусловно, возрастет. Малое предпринимательство определяется как совокупность хозяйствующих единиц: малых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. По статистическим данным, в Кыргызстане за период 2001-2010 гг. увеличение числа малых и средних предприятий возросло.
Стремительными темпами развивались крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальное частное предпринимательство: рост соответственно в 13 и 12 раз; значительно возросло количество действующих малых предприятий (в 3,5 раза). В развитии малых предприятий в республике прослеживаются три периода: с 2000 по 2002 г. - когда наблюдался бурный рост малых предприятий; с 2003 по 2009 г. - отмечалась некоторая стабилизация их развития (эти этапы выделяет, например, Т.К.Камчыбеков1), в 2000-2001 гг. незначительное сокращение темпов роста числа малых предприятий произошло из-за отмены для них экономических льгот и некоторого ухудшения макроэкономической ситуации.
Количественный рост субъектов этого сектора сопровождался ежегодным ростом его доли в объеме валовой добавленной стоимости. (табл. 1).
| 2001г | 2002г | 2003г | 2004г | 2005г | 2006г | 2007г | 2008г | 2009г |
Малые пред-тия: зарег-рированные дейст-щие | – 2269 | – 5089 | 15135 5942 | 15480 5984 | 19150 5433 | 20761 6458 | 21296 7400 | 17264 7490 | 7555 1024 |
Средние предприятия | – | – | – | 1015 | 1160 | 1411 | 1597 | 1075 | 1024 |
Крест-кие (ферм-ие) хозяйства | 4567 | 8695 | 15580 | 21264 | 23180 | 31078 | 38724 | 49277 | 84692 |
Инд. част. Пред - во: кол. физ. лиц, тыс. чел. | 7,7 | 10,5 | 26,5 | 41,8 | 42,4 | 63,2 | 77,1 | 89,7 | 111,3 |
Ежегодно увеличивается вклад этого сектора экономики в объем валовой добавленной стоимости: в 2007 г. - 35,5%; в 2008 г. - 39,5; в 2009 г. - 42; в 2010 г. - 42,7; в 2011 г. - 42,9%. Особенно следует отметить увеличение этого показателя по крестьянским (фермерским) хозяйствам: в 2007 г. - 12,3%; в 2009 г. - 14,6; в 2010 г. - 16,1; в 2011 г. - 16,4%.
В Кыргызстане количество малых и средних предприятий в расчете на 1000 человек за период с 2008 по 2010 гг. осталось прежним - 1,8, из них малые предприятия - 1,6, а средние - 0,2. В Баткенской и Жалал-Абадской областях их количество не изменилось -
0,5 ед. в расчете на 1000 человек. В таких областях, как Иссык-Кульская, Нарынская, Ошская, Таласская и Чуйская количество малых предприятий в расчете на 1000 человек уменьшилось, что объясняется оттоком населения в город, а также разорением определенного их числа. В Бишкеке их число за исследуемый период увеличивалось с 6,1 в 2008 г. до 6,5 в 2010 г., оно увеличилось с 5,6 до 6,0 ед.в расчете на 1000 человек.
Если учесть, что в странах с развитой рыночной экономикой в среднем на менее чем 30 человек населения приходится одно малое предприятие, то ориентировочное число малых предприятий для условий Кыргызстана составляет, по различным оценкам, 100-160 тыс.4. Следовательно, их количество в Кыргызстане должно увеличиться. Малые и средние предприятия предоставили работу сотням тысяч Кыргызстанцев.
В целом в сфере малого и среднего бизнеса в 2011 г. был занят 1 млн. 112,2 тыс. человек, или 62,0% всего занятого в отраслях экономики населения.
Количество работников, занятых на средних предприятиях в 2011 г., составило 66,3 тыс. человек, что на 30,0 тыс. человек меньше, чем в 2004 г., между тем количество средних предприятий осталось почти на том же уровне.
Значительный рост крестьянских (фермерских) хозяйств сопровождается ростом среднесписочной численности работников. В 2001 г. крестьянских хозяйств насчитывалось 4567, а в 2011 г. - 84692 (увеличение в 18,5 раза), численность работников соответственно увеличилась с 15,8 тыс. до 887 тыс. человек (в 56 раз), видимо, за счет увеличения числа работников в отдельных хозяйствах.
Стремительность развития малого предпринимательства и увеличение количества наемных работников в негосударственном секторе экономики определили целый ряд проблем, затрудняющих широкомасштабное развитие занятости в малом и среднем бизнесе республики. К ним следует отнести:
-
утерянные за десятилетия традиции занятия бизнесом и связанная с этим психологическая переориентация населения;
-
отсутствие опыта организации самостоятельного дела, поскольку предпринимательская деятельность требует специальной системы обучения и приобретения практических навыков;
-
недостаточное развитие мощностей по выпуску необходимых для нужд малого и среднего бизнеса средств производства и предметов труда;
-
отсутствие инвесторов у большинства перспективных бизнес-проектов;
-
излишнее давление существующей системы налогообложения;
-
слабость правовых мер защиты интересов предпринимателей и инвесторов.
В отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства, несмотря на некоторые подвижки в сферу материального производства, преобладает торгово-посредническая деятельность. Так, например, в 2008 г. доля объема розничного товарооборота малых и средних предприятий в общем объеме торгово-посреднического оборота составляла 99,8%, из них на малые предприятия приходилось 37,1%, на средние - 1,5%, на индивидуальное предпринимательство - 61,2%, в 2010 г. соответственно - 99,6%, - 24,3%, 1,2%, - 74,1%1.
Таким образом, несмотря на происходящее в последние пять лет ухудшение макроэкономической обстановки, число малых и средних предприятий увеличивается, что способствует формированию и насыщению рынка потребительских товаров и созданию зрелой рыночной экономики.
Современное состояние малого предпринимательства показывает, что с точки зрения потребностей экономики нашей республики уровень его развития не соответствует задачам формирования цивилизованного рынка. Предпринимательская деятельность сегодня в силу многих причин является наиболее предпочтительной в сфере торговых, посреднических операций. На снижение малого бизнеса оказало влияние ухудшение общеэкономической ситуации, непосильное налоговое бремя, недоступность к кредитным ресурсам, сырью, новой технике, бездействующим производственным мощностям и площадям.
Для эффективного функционирования нашей экономики в условиях рыночных отношений необходимо иметь 100-150 тыс. малых предприятий. Действует же сейчас около 5 тыс. Это означает, что малый бизнес как особый сектор рыночной экономики в Кыргызстане еще не сформировался, а значит просто не используется его потенциал. Для кардинального изменения сложившейся ситуации необходимо удалить препятствия, существующие для частных предпринимателей и производственной деятельности, создать благоприятную для их развития среду. Это потребует совершенствования законодательной базы, коррекции экономических регуляторов, обеспечения государственной поддержки предпринимательства.
Главным принципом государственной поддержки должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. В системе первоочередных мер, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса следует, на наш взгляд, особо выделить нижеследующие направления.
I. Разработка и внедрение Государственной Программы развития малого и среднего бизнеса на основе комплексного изучения состояния предпринимательства в Республике, определение его перспективных направлений и выделения отраслевых и региональных приоритетов для организации государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
II. Совершенствование законодательной и нормативно - правовой базы малого предпринимательства, включая следующее:
- дополнить законами, обеспечивающими неприкосновенность частной собственности, гарантирующими независимость и надежную защиту предпринимателей, направленными на реальное стимулирование развития новых форм хозяйствования и производства или конкурентоспособной продукции;
- принять нормативные и законодательные акты, закрепляющие неотъемлемые права на собственность и снижающие регламентацию предпринимательской деятельности со стороны государства, а также допустить к участию в приватизации по специальным проектам, в международных тендерах и аукционах кыргызских предпринимателей без требования декларации источников происхождения капиталов;
- облегчить процедуру оформления совместных с иностранным капиталом проектов на территории Республики, правительственные гарантии под иностранные инвестиции для негосударственного сектора давать только под заклад конкретной собственности заемщика.
III. Улучшение финансового обеспечения потребностей предпринимательского сектора, что предполагает необходимость:
- усилить экономическую стабилизацию, снижая уровень инфляции и бюджетный дефицит, избегая при этом инфляционных способов финансирования дефицита и используя налоговую политику;
- увеличить депозитные ставки до уровня, обеспечивающего положительную реальную прибыль вкладчика, с целью привлечь сбережения и мобилизовать отечественные финансовые ресурсы от вкладчиков к инвесторам;
- укрепить банковский сектор, полностью списав неоплаченные займы в "Промстройбанке", "Агропромбанке" и АКБ Кыргызстан, а также создать современную банковскую систему, имеющую отделения, на основе программы "ФинСАК";
- выйти на устойчивый реальный положительный уровень ставки процента по долгосрочным кредитам, имея в виду, что только в этом случае инвестиционные кредиты при доступных для предпринимателей низких номинальных ставках процента станут выгодными и для банков;
- улучшить систему распределения внешних ресурсов путем сокращения этапов одобрения займов и установления максимального временного ограничения на этот процесс, а также через повышение роли коммерческих банков в распределении кредита;
- стимулировать развитие небанковских финансовых институтов (страховые и лизинговые компании, пенсионные и инвестиционные фонды), что очень важно для создания конкурентоспособного финансового сектора и увеличения имеющихся в наличии отечественных финансовых ресурсов для финансирования через инвестиции.
IV. Усиление стимулирующей и регулирующей функций налогообложения, в том числе:
- предоставить существенные налоговые льготы на первые два года (вплоть до полного освобождения) фермерским хозяйствам и другим видам малого бизнеса, занимающиеся производством, переработкой и транспортировкой сельскохозяйственной продукции, исходя из того, что в сочетании с Земельным Кодексом это может стать фактором, обеспечивающим приток капиталов и трудовых ресурсов в сельское хозяйство, выравнивая диспаритета цен промышленной и сельскохозяйственной продукцией, насыщения внутреннего рынка республики продовольствием, преодоления резких территориальных различий в деловой активности сельскохозяйственных и промышленных областях республики;
- отменить налоговые льготы, предусмотренные Законом об иностранных инвестициях и установить более низкие и унифицированные налоговые ставки для иностранных инвесторов и предприятий, производящих продукцию на экспорт.
- составить четкую классификацию всех налоговых и неналоговых сборов, налоговых льгот и условий при которых они предоставляются, т.е. доступную для понимания не только налоговым инспекторам, но и всем хозяйствующим субъектам.
Разработка мер по развитию франчайзинга, обеспечивающего дополнительные источники финансирования, более высокие темпы развития малого бизнеса и его большую устойчивость в рыночной среде, а также по развитию лизинговых фирм, сдающих в аренду малым предприятиям машины и оборудования;
Совершенствование организационных условий для формирования элементов рыночной инфраструктуры, которые поощряли бы предпринимательскую деятельность (бизнес-информация, система образования и специальной подготовки кадров, центр или ассоциация малого и среднего бизнеса и т.п.).
Влияние развития малого и среднего бизнеса на рост экономики.
Экономические реформы, начавшиеся в 1992г., сопровождались крупными структурными
изменениями в экономике республики. Увеличился удельный вес малого и среднего бизнеса
настолько, чтобы он стал оказывать влияние на экономику в целом. Малые и средние предприятия сегодня выступают движущей силой экономического роста и являются одной из основ устойчивого развития экономики.
В ходе дальнейшего развития экономики должны совершенствоваться условия для
экономического функционирования малого и среднего бизнеса в широком аспекте. Дальнейшее
развитие малого и среднего бизнеса зависит от множества факторов: роли государства, создания инфраструктуры, финансирования и кредитования, правового обеспечения, создания нормативно-законодательная базы, способствующая становлению и развитию сектора малого и среднего бизнеса, эффективного использования трудовых ресурсов и др.
Наряду с впечатляющими успехами за прошедшие 15 лет малый и средний бизнес нуждается в
решении ряда проблем, важных для его дальнейшего развития.
Не принижая значения крупных предприятий и организаций, хотим лишь отметить, что высокий уровень развития малого и среднего бизнеса является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики в стране.
При переходе к рыночным отношениям в Кыргызстане произошли глубокие преобразования в
обществе и экономике. Республика столкнулась с новым экономическим явлением – становление малого и среднего бизнеса, обоснование путей создания для него благоприятных экономических условий развития.
Наряду с успехами в развитии малого и среднего бизнеса выявил ряд факторов, сдерживающих его развития. Это, и трудности получения кредитов, высокие налоговые и таможенные сборы, недостатки в законодательной базе, касающейся малого и среднего бизнеса, недостаточная эффективность судебной системы, при разрешении спорных вопросов в сфере малого и среднего бизнеса, неблагоприятный инвестиционный климат и др. Малый и средний бизнес в целом и его субъекты легко уязвимы и нуждаются в помощи государства в таких областях, как кредитно-финансовая, имущественная, информационно-консультативная, подготовка кадров и др. Необходимо создать систему государственных, общественных, государственно-общественных организаций, способствующих развитию малого и среднего бизнеса.
Учитывая, что малый и средний бизнес как таковой существует в области около 15 лет,
естественно имеются наряду с положительными сторонами и недостатки, которые надо выявлять, изучать и по возможности представлять предложение местным руководящим органам по устранению их.
Для нашей республики малый и средний бизнес имеет немаловажное значение. При решении проблем, которые стоят перед государством (экономический рост, создание рабочих мест и др.), потенциала только крупных компаний недостаточно, тем более что они до сих пор сталкиваются с трудностями в процессе адаптации к рыночным условиям. И только малый и средний бизнес в этот период успешно развивается, демонстрируя весьма впечатляющие достижения.
Проблемы малого и среднего бизнеса требуют решений, которые возможен только при создания эффективной системы государственной поддержки и регулирования сектора малого
предпринимательства с целью создания благоприятной среды для динамичного развития, данного сектора.
Малый бизнес имеет одну особенность. Его можно создавать в любом месте области, районе, городе, населенном пункте, исходя из соображений государственного уровня и вплоть до интересов уровня маленького поселка. Образно говоря, эта та питательная пленка, которой можно покрыть всю территорию республики и которая будет способствовать подъему экономики республики.
Правильно выбранное место фирмы обеспечивает ее жизнеспособность. Это касается в
основном розничной торговли: «три фактора, от которых зависит успех розничного магазина – это место, место и еще раз место». Для других фирм и организаций местоположение не столь важно. Но, подчеркиваем, что допущенные ошибки в этой области могут быть весьма дорогостоящими. Вместе с тем необходимо учесть, что принимаемые решения должны учитывать перспективы развития технологии, транспорта и коммуникаций, так как быстры изменения могут привести к тому, что решение, удовлетворяющее в свое время, в данный момент может оказаться не совсем удачным. Поэтому определение местонахождения фирмы зависит от развития в зависимости производственного процесса.
Если в процессе производства возникает необходимость увеличить вес или количество
исходного сырья, то его целесообразно расположить ближе к рынку. В случае, если в процессе
производства сокращается вес исходного сырья, то имеет смысл размещать его ближе к сырью. Но эти соображения должны соотноситься с факторами, приведенными на рис. 1.
Возможности обеспечения рабочей силой. Предприятию требуется определенное количество
работников с соответствующим уровнем обучения. Желательно, чтобы имелись учебные заведения для подготовки кадров.
Возможность обеспечения сырьем. Как уже говорилось выше, близость к источникам сырья -
во многих случаях решающий фактор для предприятий некоторых отраслей, становится менее
важным по мере развития транспорта. Но в отдельных случаях предприятие бывает привязано к
источнику сырья.
Таким образом, критериями малого и среднего бизнеса являются численность занятых и объем производимой продукции и оказываемых услуг.
Для современной экономики характерна сложная комбинация субъектов рынка –
крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших. Малый бизнес может
характеризоваться не только количеством работающих людей и объемом производства, но и числом занятых в экономике (дает работу 75% работающим в государстве), как, например, в Японии малыйбизнес еще и функционален, он является фундаментом, на котором строится все здание экономики.
Роль малых компаний сводится к интеграции, они связывают экономику в единое целое