Вопросы
Экономическая сущность налогов и их объективная необходимость в условиях перехода к рыночным отношениям.
Функции и роль налогов в современных условиях перехода к рыночным отношениям.
Основные принципы построения налоговой системы. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь.
Законодательное регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь.
Элементы налога и налоговая терминология.
Характеристика субъектов налогообложения. Налогоплательщики, их права и обязанности.
Общая характеристика объектов налогообложения.
Классификация налоговых ставок, методов налогообложения, способов исчисления и уплаты налогов.
Налоговые льготы. Совершенствование налоговых льгот как способ стимулирования предпринимательской инициативы.
Виды налогов и сборов. Классификация налогов и сборов, применяемых в Республике Беларусь.
Виды налоговых нарушений. Ответственность налогоплательщиков за налоговые нарушения.
Взимание косвенных налогов по принципу страны назначения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, ставки, льготы, особенность исчисления в отдельных отраслях народного хозяйства, порядок и сроки уплаты. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по ввозимым товарам.
Акцизы: экономическая сущность, облагаемая продукция, ставки, порядок исчисления и уплаты. Порядок исчисления и уплаты акцизов по ввозимым товарам.
Налог на прибыль: экономическая сущность, ставки, льготы, особенность исчисления в отдельных отраслях народного хозяйства, порядок и сроки уплаты.
Особенности налогообложения доходов, полученных в отдельных сферах деятельности: налог на игорный бизнес, налог на лотерейную деятельность.
Налогообложение резидентов от внешнеэкономических операций по экспортно-импортным сделкам в Республике Беларусь.
Налогообложение доходов нерезидентов Республики Беларусь.
Налог на недвижимость: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.
Экологический налог: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.
Земельный налог: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.
Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.
Налогообложение в свободных экономических зонах: оценка современного состояния, механизм взимания.
Особенности налогообложения сельскохозяйственных организаций. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.
Местные налоги и сборы: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.
Налог на недвижимость и земельный налог для физических лиц: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок уплаты.
Подоходный налог с физических лиц: объекты налогообложения, льготы, ставки, порядок исчисления и уплаты.
Налогообложение индивидуальных предпринимателей: оценка современного состояния, механизм взимания.
Налогообложение малого бизнеса: оценка современного состояния, механизм взимания.
Экономическая сущность налогов и их объективная необходимость в условиях перехода к рыночным отношениям.
Налоги составляют основу бюджета любого государства. Они появились на заре человеческой цивилизации с возникновением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование с момента распада родоплеменного строя. Основная задача налогообложения — это обеспечить финансовые потребности государства. Однако этим роль налогов отнюдь не исчерпывается. Помимо выполнения чисто фискальной функции налоговый механизм используется как экономический инструмент воздействия государства на развитие производства, отраслевую и территориальную производственную структуру, состояние научно-технического прогресса и т.д. То есть налоги выполняют важнейшую функцию регулирования народного хозяйства страны. При выполнении общегосударственных функций важно не отнять у хозяйствующих субъектов стимула к продолжению и развитию их предпринимательской или иной профессиональной деятельности. Таким образом, налоги являются объективной необходимостью, поскольку обусловлены неотложными потребностями поступательного развития общества.
Налоги представляют собой финансовый институт, совокупность экономических отношений, используемых государством в качестве одного из способов перераспределения национального дохода. Посредством их часть доходов предприятий, организаций и населения привлекается в централизованный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Налоги — это установленные высшими органами государственной власти в целях удовлетворения общегосударственных потребностей обязательные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии соответствующих материальных предпосылок по заранее предусмотренным ставкам и в точно определенные сроки организациями.
Согласно Налогового Кодекса РБ:
«Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты».
«Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь».
Налог, как правило, не имеет специальной цели (порядка его дальнейшего использования государством). Лишь в некоторых случаях используются целевые налоги, однако при этом они никогда не бывают индивидуально возмездными.
В отличие от этого при уплате пошлины и сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы.
Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, организациями и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Особенность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов организаций и физических лиц на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен только в случае его переплаты или в качестве предоставления льгот.
Функции и роль налогов в современных условиях перехода к рыночным отношениям.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.
Налоги выполняют следующие функции:
фискальную;
распределительную;
регулирующую;
контрольную.
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Если налог, сбор, пошлина не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются. Поступления в виде налогов должны покрывать основные финансовые потребности общества, но при этом не лишать заинтересованность всех плательщиков в увеличении своих доходов.
Распределительная функция налогов связана с последующим распределением государством полученных от налогоплательщиков средств.
Регулирующая функция налогов направлена на достижение конкретных задач фискальной политики государства. С помощью этой функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс экономических интересов государства, юридических и физических лиц.
В регулирующей функции выделяют несколько подфункций:
стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных процессов посредством системы различных льгот;
дестимулирующая подфункция направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких либо экономических процессов посредством установления повышенных ставок налогов.
Через контрольную функцию государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов. С помощью контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через эту функцию выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
Роль налогов может быть:
позитивной;
негативной.
Позитивная роль налогов будет тогда, когда потенциал налогообложения реализован на практике в максимально возможной степени и достигнуто относительное равновесие между налоговыми функциями. На практике это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, в формировании бюджета, не ущемляющего интересов плательщиков.
Основные принципы построения налоговой системы. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь.
Налоговая система – совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
В налоговых системах разных стран отразилась специфика государственного устройства, особенности внутренней и внешней политики, национальный менталитет. Вместе с тем возникла необходимость унификации налоговых систем, выработки единых принципов построения. В основу требований, принятых за аксиому положены четыре принципа налогообложения, сформулированные А. Смитом в ХVIII веке:
Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.
Определенность и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его трактовать и налогоплательщику и работнику налогового органа. Законом должны быть четко установлены все факторы, определяющие размеры платежа, сроки и способ его уплаты.
Удобство для налогоплательщика, выражающееся в приближении сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, простоте их исчисления, минимуме бюрократических процедур и требований со стороны налоговых органов.
Экономичность, т.е. налоги не должны быть обременительными для налогоплательщика. Для государства сбор налогов должен сопровождаться минимальными издержками.
Налоговая система любой страны учитывает следующие методологические подходы:
*равные доходы при равных условиях должны облагаться равными по величине налогами;
*ставка налога должна быть единой для всех предприятий независимо от формы собственности и вида деятельности;
*налоговая система должна быть комплексной и умело сочетать различные способы налогообложения;
*налоговая система должна дополняться комплексом налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер;
*налоговые льготы должны отвечать стратегическим целям экономической политики;
*налоги должны платить те, чьи доходы выше, т.е. должен соблюдаться принцип платежеспособности;
*налоговая система должна утверждаться в законодательном порядке, что обеспечит обязательный и принудительный порядок взимания налогов;
*правила применения налоговой системы должны быть относительно стабильными.
Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы оперативно реагировать на изменение экономической ситуации.
Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для нашей республики зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты обложения, порядок уплаты, ставки и льготы.
Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
однократность обложения, т.е. один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа
Законодательное регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь
Налоговое законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений. Следует отметить, что нормативная база, регулирующая налогообложение в Республике Беларусь весьма обширна и часто изменяется, что является основным ее недостатком.
Налоговое законодательство РБ включает в себя:
Налоговый Кодекс государства и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение НК, налоговых законов и актов Президента РБ;
Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных НК, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента РБ и Постановлениями Правительствами РБ.
Основным документом, регулирующим налогообложение в Республике Беларусь, является Налоговый Кодекс. Общая часть Налогового Кодекса устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.
Элементы налога и налоговая терминология.
Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системы выступают:
субъект налога;
предмет и объект налогообложения;
база налогообложения;
источники выплаты налоговых платежей;
ставка налога;
налоговые льготы;
налоговый и отчетный период;
санкции;
порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в налоговые органы.
Согласно ст.6 гл.1 Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.
Субъект налога (т.е. плательщик) –– это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога.
В налоговых законодательствах всех государств в качестве налогоплательщиков признаны юридические и физические лица. Юридическое лицо – организация, выступающая в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющее обособленный баланс и отдельный расчетный счет в банке.
Под организациями понимаются:
юридические лица РБ;
иностранные юридические лица и международные организации;
простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
хозяйственные группы.
Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов РБ и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в РБ, по доходам от источников за пределами РБ, а также по имуществу, расположенному как на территории РБ, так и за ее пределами.
Иностранные организации не являются налоговыми резидентами РБ и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в РБ, или по доходам от источников в РБ и по имуществу, расположенному на территории РБ.
Под физическими лицами понимаются:
граждане РБ;
граждане либо подданные иностранного государства;
лица без гражданства.
Налоговыми резидентами РБ признаются физические лица, которые фактически находились на территории государства более 183 дней в календарном году.
Объект налогообложения – это количественно измеримая экономическая база, подлежащая налогообложению или юридические действия, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. Согласно НК РБ (статья 28) «объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства».
В качестве объекта налогообложения могут выступать: доход; имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши); передача имущества сделки купли-продажи, займа, наследство и дарение и др.); ввоз и вывоз товара (пошлины на экспортные и импортные товары).
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта.
Под налоговым периодом понимается календарный или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины).
Налоговая ставка – размер налога с единицы обложения (процентов, рублей).
Плательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой ставки и налоговых льгот. Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются налоговым или таможенным законодательством применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Уплата налогов, сборов (пошлин) производиться разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора (пошлины) либо в ином порядке, установленным Налоговым кодексом Республики Беларусь и другими актами налогового или таможенного законодательства.
Согласно налоговой терминологии, от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта обложения. Они имеют место при взимании налога за землю, экологического налога. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных. Они подразделяются на пропорциональные и прогрессивные. Пропорциональные ставки — ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения. Прогрессивные ставки — ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения [34, с. 22-23].
Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.
Налоговая преференция — льгота или предоставление особого налогового режима для группы хозяйствующих субъектов, позволяющее им в течение указанного времени не нести часть налоговых обязательств.
Характеристика субъектов налогообложения. Налогоплательщики, их права и обязанности.
Субъект налога –– это один из основных элементов налоговой системы.
Субъект налога (т.е. плательщик) –– это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога.
В налоговых законодательствах всех государств в качестве налогоплательщиков признаны юридические и физические лица. Юридическое лицо – организация, выступающая в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющее обособленный баланс и отдельный расчетный счет в банке.
Под организациями понимаются:
юридические лица РБ;
иностранные юридические лица и международные организации;
простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
хозяйственные группы.
Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов РБ и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в РБ, по доходам от источников за пределами РБ, а также по имуществу, расположенному как на территории РБ, так и за ее пределами.
Иностранные организации не являются налоговыми резидентами РБ и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в РБ, или по доходам от источников в РБ и по имуществу, расположенному на территории РБ.
Под физическими лицами понимаются:
граждане РБ;
граждане либо подданные иностранного государства;
лица без гражданства.
Налоговыми резидентами РБ признаются физические лица, которые фактически находились на территории государства более 183 дней в календарном году.
В отдельных случаях уплата налога может осуществляться налоговым агентом или представителем налогоплательщика.
Налоговый агент – это лицо, на которое законодательством возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов, пошлин.
Например, организации или индивидуальные предприниматели, которые выплачивают своим работникам заработную плату, удерживают из их дохода подоходный налог, являются налоговыми агентами в отношении данного налога.
Представитель налогоплательщика – это физическое или юридическое лицо, действующее от имени и по поручению официального налогоплательщика.
Носитель налога – это лицо, за счет которого в итоге осуществляется уплата налога. Например, ответственность за перечисление косвенных налогов в бюджет несет продавец, который является субъектом (или налогоплательщиком), а реальными носителями этих налогов являются потребители, которые возмещают налог, включаемый в цену товара.
Предмет налогообложения – это имущества и нематериальные блага, а также экономическая и неэкономическая деятельность.
Под экономической деятельностью понимается деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет и может повлечь за собой получение дохода (прибыли). Выделяют три вида экономической деятельности: производственная, коммерческая, финансовая.
Под неэкономической понимается деятельность, имеющая целью не получение дохода, а достижение определенных социальных или моральных эффектов. Ее субъектами являются бюджетные организации, общественные фонды, религиозные, благотворительные организации и т.д. Их доходы формируются преимущественно за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов юридических или физических лиц и не облагаются налогами. Налогоплательщиками указанные объекты становятся в том случае, если они параллельно занимаются и экономической деятельностью.
Плательщик имеет право:
1.1. получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;
1.2. получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;
1.3. представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;
1.4. использовать налоговые льготы при наличии оснований;
1.5. на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;
1.6. присутствовать при проведении налоговой проверки;
1.7. получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок;
1.8. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;
1.9. требовать соблюдения налоговой тайны;
1.10. обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;
1.11. на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.
Плательщик обязан:
1.1. уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);
1.2. стать на учет в налоговых органах;
1.3. вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;
1.4. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением;
1.5. вести учет дебиторской задолженности и при наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности;
1.6. подписать акт налоговой проверки;
1.7. выполнять законные указания налогового, таможенного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;
1.8. сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:
об открытии или закрытии текущего (расчетного) или иного счета в банке;
о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, а индивидуальным предпринимателем - о прекращении предпринимательской деятельности - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;
об обособленных подразделениях организации;
об изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения;
1.9. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;
1.10. обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;
1.11. при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;
1.12. выполнять другие обязанности.
- Вопросы
- 7. Общая характеристика объектов налогообложения.
- Нарушения и размер экономических санкций в сфере налогообложения для юридических лиц
- Порядок расчета акцизов:
- 1. Порядок расчета ндс:
- 2. Порядок расчета акциза
- Порядок расчета экологического налога.
- Порядок расчета земельного налога
- Перечень
- Налог за владение собаками
- Курортный сбор
- Сбор с заготовителей
- - Физическим лицам – инвалидам I и II группы независимо от причин инвалидности, инвалидам с детства, детям – инвалидам в возрасте до восемнадцати лет,