logo search
Налоги и налогообложение лекции

- Физическим лицам – инвалидам I и II группы независимо от причин инвалидности, инвалидам с детства, детям – инвалидам в возрасте до восемнадцати лет,

Разница между суммой стандартного налогового вычета и суммой дохода, если сумма стандартного налогового вычета окажется больше суммы дохода за месяц, на следующие месяцы не переноситься, так как исчисление подоходного налога производится исходя из месячного дохода.

При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение социального налогового вычета

В суммах, уплаченных плательщиком за свое обучение, за обучение близкого родственника, за обучение своих подопечных в учреждениях образования Республики Беларусь, а также на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и индивидуальных предпринимателей, фактически израсходованных на получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;

Социальный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов на обучение.

Если в налоговом периоде социальный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток переносится на последующие налоговые периоды до полного его использования.

Социальные налоговые вычеты предоставляются плательщикам по месту основной работы, а при отсутствии места основной работы – при подаче налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов:

В сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на новое строительство либо приобретение на территории РБ жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банка РБ, займов, полученных от белорусских организаций и индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним);

Имущественный налоговый вычет предоставляются плательщикам по месту основной работы, а при отсутствии места основной работы – при подаче налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

Налог исчисляется ежемесячно и удерживается юридическими лицами и предпринимателями, являющимися источниками дохода.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика.

При выплате дохода из выручки, налоговые агенты обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения плательщиком дохода, — для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм налога, — для доходов, полученных плательщиком в натуральной форме.

.

  1. Налогообложение индивидуальных предпринимателей: оценка современного состояния, механизм взимания.

Литература:

      1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть). Кодекс Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71-З ( Раздел V «Республиканские налоги, сборы (пошлины) Глава 16 «Подоходный налог с физических лиц» , Раздел VII «Особые режимы налогообложения» Глава 34 «Налог при упрощенной системе налогообложения», Глава 35 «Единый налог с индивидуальных предпринимателей иных физических лиц» )

В зависимости от применяемого порядка налогообложения индивидуальных предпринимателей можно классифицировать следующим образом:

  1. Предприниматели, уплачивающие подоходный налог и иные налоги и сборы, предусмотренные законодательством (общий порядок налогообложения);

  2. Предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога;

  3. Предприниматели, использующие упрощенную систему налогообложения для малого бизнеса.

1

На упрощенную систему могут претендовать ИП с размером годовой выручки не более 4,1202 млрд. руб.

ИП с выручкой не более 1177,2 млн. руб. в год могут применять УСН без уплаты налога на добавленную стоимость. ИП с выручкой не более 1177,2 млн. рублей в год, осуществляющие розничную торговлю и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, рассчитываемый в виде разницы между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за отчетный период.

Остальные ИП уплачивают в обязательном порядке НДС.

Не вправе применять упрощенную систему индивидуальные предприниматели производящие подакцизные товары; производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней; занимающиеся игорным бизнесом; осуществляющие лотерейную деятельность; туристическую деятельность; профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы; деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон или Парка высоких технологий; деятельность, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;

. При применении упрощенной системы сохраняется общий порядок уплаты:

налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;

государственной пошлины;

патентных пошлин;

консульского сбора;

оффшорного сбора;

гербового сбора;

налога на прибыль в отношении

дивидендов и приравненных к ним доходов;

прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг;

обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

налога на добавленную стоимость, за исключением индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более1177,2 млн. рублей;

налога на недвижимость со стоимости принадлежащих индивидуальным предпринимателям зданий и сооружений (их частей), не используемых в предпринимательской деятельности;

Налоговой базой признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за отчетный период индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и доходов от внереализационных операций.

Индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 1 177,2 млн. рублей в год, осуществляющие розничную торговлю и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базываловой доход, рассчитываемый в виде разницы между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за отчетный период.

Ставка налога при упрощенной системе устанавливается:

8 процентов– для индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;

6 процентов– для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость;

3 процента – для индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь;

15 процентов– для индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.

Для индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, перечисленных в приложении24 к Налоговому кодексу при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в этих населенных пунктах, а также в сельской местности* ставка налога при упрощенной системе устанавливается:

5 процентов– для индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;

3 процента– для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетным периодом является:

календарный месяц –для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную системус уплатой налога на добавленную стоимость;

календарный квартал –для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную системубез уплаты налога на добавленную стоимость.

 Налог при упрощенной системе исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет (далее – налоговые органы) налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе.

 Уплата налога в бюджет при упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы прекращается,и они осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) в общем порядке начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором:

валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила 4120 млн. 200 тыс. рублей;

ими принято решение об отказе от применения упрощенной системы.

при применении упрощенной системы без уплаты налога на добавленную стоимость:

валовая выручкаиндивидуальных предпринимателей нарастающим итогом в течение календарного года составила более1 177,2 млн. рублей. Данные и индивидуальные предприниматели также вправе перейти на применение упрощенной системы с уплатой налога на добавленную стоимость.

Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему, освобождается от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности и ведет учет в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, который включает:

учет, необходимый для исполнения обязанностей налоговых агентов;

учет, необходимый для исчисления и уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

учет расходов, производимых за счет средств этого Фонда.

2

Система уплаты единого налога является обязательной. Не является обязательным применение данной системы налогообложения в случае наличия у ИП, осуществляющих розничную торговлю, документов на все реализуемые товары. В такой ситуации ИП вправе не применять систему уплаты единого налога, а применять либо общий порядок налогообложения либо при соблюдении установленных законодательством критериев валовой выручки – упрощенную систему налогообложения.

Определен перечень видов деятельности, при осуществлении которых не требуется регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Это услуги по выращиванию сельскохозяйственной продукции, дроблению зерна, выпасу скота, репетиторству, чистке и уборке жилых помещений, дневному уходу за детьми. Данные виды деятельности могут осуществляться физическими лицами по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а для упрощения налогообложения такие физические лица отнесены к плательщикам единого налога.

Плательщиками единого налога являются:

К пунктам продажи товаров (работ, услуг) относятся: магазины, торговая и общая площади которых не превышают соответственно 15 и 100 квадратных метров (включительно); пункты мелкорозничной торговой сети (палатки, киоски, павильоны, мини-кафе, летние кафе); обособленные торговые места на рынках, в расположенном на торговом месте ином торговом объекте, общая площадь которого не превышает 100 квадратных метров (включительно).

ИП не являются плательщиками единого налога при реализации товаров (работ, услуг) юридическим лицам и ИП.

ИП, осуществляющие деятельность в сфере оказания услуг, должны уплачивать единый налог только при осуществлении тех видов деятельности, которые утверждены в приложении к Особенной части Налогового кодекса перечне видов деятельности, при осуществлении которых ИП уплачивают единый налог. При осуществлении ИП не предусмотренных Перечнем видов деятельности единый налог не уплачивается.

При розничной торговле установлены ограничения по видам реализуемых товаров, а также по характеристикам используемых торговых объектов. Единый налог не уплачивается при продаже:

пива и алкогольных напитков;

всех видов изделий из натурального меха;

мебели;

холодильников и морозильников, стиральных машин;

телевизоров;

компьютеров, их составных частей и узлов;

мобильных телефонов;

драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них;

табачных изделий;

нефтепродуктов, реализуемых через автозаправочные станции;

газет и журналов;

ценных бумаг.

Ограничения, касающиеся видов реализуемых товаров, не исключают применение уплаты единого налога в торговом объекте, в котором наряду с перечисленными товарами реализуются иные товары. В таком случае предпринимателю следует по торговому объекту уплачивать единый налог, а по реализации товаров, не облагаемых единым налогом, применять общий порядок налогообложения или упрощенную систему налогообложения.

Для применения системы уплаты единого налога в отношении отдельных торговых объектов установлены ограничения по площади. Установленные ограничения различны в зависимости от типа таких объектов:

для магазина торговая и общая площадь не должны превышать соответственно 15 и 100 кв. метров (включительно);

для расположенного на торговом месте иного торгового объекта общая площадь не должна превышать 100 кв. метров включительно. В качестве иного торгового объекта в том числе следует рассматривать павильон с торговым залом (т.е. для его оценки не применяется критерий предельного размера торговой площади).

ИП, осуществляющие деятельность в сфере общественного питания, будут признаваться плательщиками при одновременном соблюдении двух условий:

во-первых, если эта деятельность осуществляется через торговые объекты, относящиеся к мелкорозничной торговой сети общественного питания (мини-кафе, летние и сезонные кафе);

во-вторых, если в указанных торговых объектах не осуществляется торговля алкогольными напитками.

Освобождение от уплаты иных налогов.

Индивидуальные предприниматели-плательщики единого налога освобождаются от уплаты:

Ставки единого налога установлены соответствующими решениями Минского городского и областных Советов депутатов в пределах базовых ставок, установленных в приложении к Особенной части Налогового кодекса Беларусь в белорусских рублях.

Ставки установлены в зависимости от:

Если фактически полученная индивидуальным предпринимателем выручка превысила 30-кратную сумму единого налога, исчисленную за соответствующий календарный месяц, с суммы такого превышения исчисляется доплата налога в размере 8 процентов.

Льготы по единому налогу. Отдельные категории плательщиков имеют право на льготы по единому налогу.

Освобождаются от единого налога индивидуальные предприниматели и иные физические лица, реализующие:

продукцию животноводства (кроме пушного звероводства), пчеловодства и растениеводства (за исключением цветов и семян цветов), при условии предъявления справки местного исполнительного и   распорядительного органа, подтверждающей, что реализуемая продукция произведена на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке,

лекарственные растения, ягоды, грибы, орехи, другую дикорастущую продукцию.

 Ставки единого налога снижаются для:

1. физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, — на 25 процентов в первые три месяца начиная с месяца, в котором индивидуальным предпринимателем начата предпринимательская деятельность;

2. плательщиков, достигших возраста: мужчины — шестидесяти лет, женщины — пятидесяти пяти лет, независимо от вида получаемой пенсии, а также плательщиков-инвалидов — на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу;

3. плательщиков — родителей (усыновителей) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет — на 20  процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором утрачено такое право;

4. плательщиков, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, — на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором ребенок-инвалид достиг восемнадцатилетнего возраста.

При наличии у плательщика права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким основаниям ставка снижается на 45 %.

Льготы применяются только по одному магазину, иному торговому объекту или торговому месту на рынке по выбору плательщика.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, попадающие под налогообложение единым налогом, самостоятельно исчисляют причитающийся к уплате за отчетный месяц единый налог исходя из ставок установленных для того населенного пункта, в котором осуществляется их деятельность и представленных льгот.

При реализации нескольких видов товаров (работ, услуг) уплата единого налога производится по тому виду, по которому установлена наиболее высокая ставка.

При реализации товаров в нескольких пунктах продажи единый налог уплачивается по каждому пункту продажи.

В случае реализации индивидуальным предпринимателем товаров в торговых объектах, размер общей площади которых превышает 15 квадратных метров (включительно) к установленным ставкам единого налога применяются повышающие коэффициенты в зависимости от фактического размера торгового объекта.

Если индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю на нескольких торговых местах на рынке, к установленной ставке единого налога применяется коэффициент 0,5 за каждое дополнительное торговое место, определенное собственником рынка.

При реализации не произведенных в Республике Беларусь товаров к установленной ставке налога применяется повышающий коэффициент 2 (с 1 января 2009 года) независимо от удельного веса этих товаров в торговом ассортименте. В целях исчисления единого налога товары признаются произведенными в Республике Беларусь на основании выдаваемых в установленном законодательством порядке сертификатов продукции собственного производства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь (копий сертификатов, заверенных нотариально), удостоверений качества, других документов, подтверждающих, что реализуемые товары произведены в Республике Беларусь.

Индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на торговых местах на рынках, развозную и разносную торговлю менее 15 дней в календарном месяце единый налог исчисляется с учетом коэффициентов в зависимости от продолжительности периода реализации товаров: 0,2 – менее 3 дней; 0,3 – от 3 до 4 дней; 0,5 – от 5 до 10 дней; 0,8 – от 11 до 14 дней.

Для осуществления предпринимательской деятельности при оказании работ (услуг) индивидуальные предприниматели могут привлекать не более 3 членов семьи или близких родственников. В таком случае ими по каждому привлекаемому физическому лицу дополнительно уплачивается налог в размере 60 процентов от установленной ставки единого налога.

Представление налоговой декларации по единому налогу, а также уплата единого налога производится индивидуальным предпринимателем не позднее 28 числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности.

Одновременно с налоговой декларацией по единому налогу, индивидуальные предприниматели предъявляют в налоговый орган по месту постановки на учет документ об уплате единого налога (квитанции, платежные поручения).

Индивидуальные предприниматели, плательщики единого налога, ведут учет своей выручки в произвольной форме и по окончании календарного года (не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным) представляют в налоговый орган по месту постановки на учет отчет о размере полученной в отчетном календарном году выручки по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам

С 1 января 2005 года индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога по товарам, ввозимым ими из Российской Федерации, стали плательщиками налога на добавленную стоимость.

Размер фиксированного налога на добавленную стоимость напрямую зависит от суммы единого налога, так как он равен двукратной сумме причитающегося к уплате единого налога без учета повышающего коэффициента 2, который применяется к товарам, не произведенным в Республике Беларусь. Налог на добавленную стоимость в фиксированной сумме уплачивается по каждому торговому объекту (месту), в котором осуществляется розничная торговля ввезенными из Российской Федерации товарами независимо от их удельного веса в торговом ассортименте. Уплата налога производится в тех налоговых периодах, в которых ввезенный товар реализуется.

3

При применении общего порядка налогообложения ИП уплачивают все установленные законодательством налоги, сборы (пошлины), в том числе:

Подоходный налог.

Плательщики налога. В общем порядке облагаются доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, которые не попадают под обложение единым налогом, налогом на игорный бизнес, и не перешли на упрощенную систему налогообложения.

В общем порядке облагаются доходы от оптовой торговли, оказания услуг, выполнения работ или реализации имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности субъектам предпринимательства (организациям и индивидуальным предпринимателям); при розничной торговле через магазины, торговая и общая площади которых превышают соответственно 15 и 100 квадратных метров. Также в общем порядке облагаются доходы, полученные плательщиками единого налога от реализации основных средств, используемых в предпринимательской деятельности. С этих доходов индивидуальные предприниматели ежеквартально уплачивают подоходный налог.

Объектом налогообложения признаются полученные от источников в Республике Беларусь и от источников за пределами Республики Беларусь доходы индивидуальных предпринимателей в денежной и натуральной форме от осуществления предпринимательской деятельности, а именно: от реализации продукции (товаров, работ, услуг), иных ценностей (включая основные фонды, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности и от внереализационных операций.

Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года) как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению (т.е. всех доходов за вычетом доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения)), уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных Законом о подоходном налоге.

Налоговые вычеты ИП при условии отсутствия места основной работы в течение календарного года вправе при исчислении подоходного налога за отчетный период (календарный квартал) применить следующие налоговые вычеты:

- стандартные;

в размере 292000 рублей в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 1 766 000 рублей в месяц;

в размере 81 00 рублей в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца.

в размере 162 000 рублей в месяц для индивидуальных предпринимателей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов на каждого ребенка в возрасте до 18 лет;

в размере 410 000 рублей в месяц инвалидам I и II групп; лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

-социальные:

В случае оплаты индивидуальным предпринимателем за обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего или среднеспециального образования самого предпринимателя или его близких родственников он имеет право на получение социального вычета в размере фактически произведенных расходов.

-имущественные:

Имущественный налоговый вычет предоставляется предпринимателю в сумме фактически произведенных им расходов на новое строительство либо приобретение жилья, а также на погашение кредитов, полученных в банках Республики Беларусь для приобретения либо строительства жилья при условии, что он состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе.

-профессиональные:

Суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности называются профессиональными налоговыми вычетами.

Вместо получения профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных плательщиками и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, плательщики, указанные в настоящем подпункте, имеют право на профессиональный налоговый вычет в размере 10 процентов общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности

Ставка подоходного налога для индивидуальных предпринимателей составляет 15 процентов.

Порядок исчисления и уплаты налога. Исчисление и уплата подоходного налога индивидуальными предпринимателями с доходов от предпринимательской деятельности производится самостоятельно в течение налогового периода ежеквартально. Плательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а уплата исчисленного подоходного налога производится не позднее 5 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

НДС

ИП признаются плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за три предшествующих последовательных календарных месяца превысили в совокупности 40000 евро по курсу НБ на последнее число последнего из таких месяцев. ИП имеет право уплачивать налог и не зависимо от оборота по реализации.

ИП признаются плательщиками НДС в течение 12 последовательных календарных месяцев начиная с месяца возникновения обязательства.

ИП признаются также плательщиками НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РБ.

Налоговые декларации (расчеты) по НДС представляются налоговым органом ИП ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Платежи вносятся в бюджет ежемесячно не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

25 сентября 2009 г. Президентом Республики Беларусь принят Указ № 477 «О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. № 194» (далее – Указ № 477). Указ № 477 вступает в силу с 10 октября 2009 г. (опубликован в газете «Советская Белоруссия», № 183, 29.09.2009).

Указом № 477 предусматривается установление до 1 июля 2010 г. особых условий деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих вывоз и реализацию за пределами Республики Беларусь приобретенных у белорусских организаций-изготовителей либо оптовых организаций товаров.

В рамках Указа № 477 предусмотрено максимальное упрощение порядка налогообложения деятельности индивидуальных предпринимателей-экспортеров с установлением для данной деятельности единого торгового сбора в размере 35 000 рублей, который зачисляется в соответствующие бюджеты областей и г. Минска.

Плательщики единого торгового сбора в части доходов, полученных от деятельности, связанной с вывозом и реализацией за пределами Республики Беларусь приобретенных у белорусских организаций-изготовителей либо оптовых организаций товаров, освобождаются от уплаты подоходного налога, налога при упрощенной системе налогообложения, налога на добавленную стоимость, местных налогов и сборов. При этом, для осуществления такой деятельности и соответственно уплаты единого торгового сбора индивидуальным предпринимателям уведомлять (заявлять) об этом налоговые органы не требуется.

При осуществлении данной деятельности в соответствии с Указом № 477 индивидуальные предприниматели освобождаются от обязательного зачисления на соответствующие счета в банках наличной иностранной валюты, полученной от реализации товаров за пределами Республики Беларусь, им также предоставлено право осуществлять автомобильную перевозку таких товаров на автомобиле, предназначенном для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа или полуприцепа, не превышает 3,5 тонны без специального разрешения (лицензии), выдаваемого Министерством транспорта и коммуникаций.

При необходимости декларирования доходов и имущества индивидуальные предприниматели, согласно Указу № 477, вправе в качестве доходов, за счет которых были произведены расходы, указывать фактически полученные доходы, полученные от осуществления деятельности, связанной с реализацией товаров за пределами Республики Беларусь.

Индивидуальные предприниматели должны учитывать, что при приобретении ими товаров у белорусских организаций-изготовителей ибо оптовых организаций, для реализации в Республике Беларусь, они не являются плательщиками единого торгового сбора, а должны уплачивать единый налог либо применять общий порядок налогообложения либо упрощенную систему налогообложения.

  1. Налогообложение малого бизнеса: оценка современного состояния, механизм взимания.

Литература:

            1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть). Кодекс Республики Беларусь (раздел VII «Особые режимы налогообложения» Глава 34 «Налог при упрощенной системе налогообложения»)

Согласно данным Минэкономики, на 1 января 2009 года упрощенную систему налогообложения (УСН) в Беларуси применяют более 35 тыс. плательщиков, из них около 10-11 тыс. составляют индивидуальные предприниматели.

Упрощенную систему налогообложения могут применять субъекты малого предпринимательства, а также индивидуальные предприниматели. Выбор системы налогообложения осуществляется налогоплательщиком.

Не вправе применять УСН:

1. Организации и индивидуальные предприниматели:

2. Организации, осуществляющие:

3. Организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

4. Индивидуальные предприниматели в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей.

Организации, применяющие УСН, освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин (налога на недвижимость, земельного налога, налога на прибыль, экологического налога, других налогов, сборов, пошлин).

При применении упрощенной системы сохраняется общий порядок уплаты:

налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;

государственной пошлины;

государственной пошлины;

патентных пошлин;

консульского сбора;

оффшорного сбора;

гербового сбора;

налога на прибыль в отношении

а) дивидендов и приравненных к ним доходов

б) прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг;

обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

налога на добавленную стоимость, за исключением организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительноне более 15 человеки индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более1177,2 млн. рублей;

налога на недвижимость со стоимости принадлежащих индивидуальным предпринимателям зданий и сооружений (их частей), не используемых в предпринимательской деятельности;

платежей за землю и налога на недвижимость для некоммерческих организаций.

На упрощенную систему могут претендовать плательщики с численностью до 100 человек и размером годовой выручки не более 4120,2 млн.руб. (более 1 млн. долларов США). Перейти на применение упрощенной системы вправе организации с численностью работников в среднем за первые 9 месяцев 2010 года не более100 человек,индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки за первые 9 месяцев 2010 года составляет не более3090,150 млн. рублей.

Юридические лица с численностью до 15 человек, а также индивидуальные предприниматели, и выручкой не более 1177,2 млн. руб. в год (около 350 тыс. долларов США) могут применять УСН без уплаты налога на добавленную стоимость. Организации с численностью до 5 человек, и выручкой не более 1177.2 млн. рублей в год, осуществляющие розничную торговлю и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, рассчитываемый в виде разницы между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за отчетный период.

Остальные субъекты хозяйствования уплачивают в обязательном порядке НДС.

Ставки налога при упрощенной системе устанавливаются в следующих размерах:

8 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;

6 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость;

3 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь

15 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, указанных в приложении 24 к Особенной части Налогового кодекса, при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в этих населенных пунктах, ставки налога при упрощенной системе устанавливаются в следующих размерах:

5 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;

3 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость.

Налоговой базой признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, и доходов от внереализационных операций.

К доходам от внереализационных операций относятся доходы, включаемые в соответствии с законодательством в состав доходов от внереализационных операций при исчислении налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц.

В налоговую базу не включаются:

- выручка от продажи иностранной валюты;

- выручка индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) по деятельности, подлежащей обложению единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

Валовой доходрассчитывается как разница между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за отчетный период.

Одним из критериев, соблюдение которого дает субъекту хозяйствования право применять УСН, является критерий численности работников.

Определение численности работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно производится путем суммированиясредней численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный период включительно, и деления полученной суммы на число истекших месяцев.

Средняя численность работников за месяц определяется в установленном порядке в целом по организации и складывается из нескольких составляющих:

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетным периодом является:

календарный месяц –для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную системус уплатой налога на добавленную стоимость;

календарный квартал –для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную системубез уплаты налога на добавленную стоимость.

Сумма налога при упрощенной системе определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

 Налог при упрощенной системе исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога.

С 1 января 2009 года устанавливаются ежеквартальные сроки подачи налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога для плательщиков, применяющих упрощенную систему без уплаты НДС.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет (далее – налоговые органы) налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе.

 Уплата налога в бюджет при упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Применение организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы прекращается,и они осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) в общем порядке начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором:

численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно, превысила 100 человек;

валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила 4120,2 млн. рублей;

ими принято решение об отказе от применения упрощенной системы. При этом организации и индивидуальные предприниматели обязаны проинформировать о своем решении налоговые органы не позднее чем за 15 дней до начала следующего отчетного периода;

при применении упрощенной системы без уплаты налога на добавленную стоимость:

численность работников организации, использующей в качестве налоговой базы валовой доход, в среднем за период с начала года по отчетный период включительно превысила5 человеки (или)валовая выручкаорганизаций и индивидуальных предпринимателей нарастающим итогом в течение календарного года составила более1177,2 млн. рублей. Такие организации и индивидуальные предприниматели также вправе перейти на применение упрощенной системы с использованием в качестве налоговой базы валовой выручки с уплатой или без уплаты налога на добавленную стоимость;

численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно превысила 15 человеки (или) валовая выручка организаций и индивидуальных предпринимателей нарастающим итогом в течение календарного года составила более1177,2 млн. рублей. Данные организации и индивидуальные предприниматели также вправе перейти на применение упрощенной системы с уплатой налога на добавленную стоимость.

Плательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС предусматривается освобождение от обязанности вести бухгалтерский учет и отчетности. Весь учет плательщики могут вести в упрощенном порядке в книге учет доходов и расходов, который включает:

учет, необходимый для исполнения обязанностей налоговых агентов;

упрощенный учет стоимости чистых активов организации, стоимости паев членов производственного кооператива;

учет, необходимый для исчисления и уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

учет расходов, производимых за счет средств этого Фонда.

Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие НДС должны вести бухгалтерский учет в установленном порядке.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, при реализации товаров (работ, услуг) осуществляют ведение кассовых операций в порядке, установленном законодательством.

  1. Сбор за осуществление ремесленной деятельности. Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

Плательщиками сбора за осуществление ремесленной деятельности признаются физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность.

К ремесленной деятельности относится не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, осуществляемая самостоятельно без привлечения иных физических лиц и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан, которая включает в себя следующие виды деятельности:

1.1. изготовление и ремонт:

сельскохозяйственного, садово-огородного инструмента и его частей (косовищ, черенков, грабель, топорищ, лопат, мотыг, серпов, топоров, садовых ножниц, ручных пил и иных);

шорно-седельных изделий (хомутов, седелок, шлей, вожжей и других частей упряжи);

гужевых повозок и саней;

1.2. изготовление предметов и их частей для личных (бытовых) нужд граждан:

хозяйственной посуды и кухонного инвентаря (мелких приборов и принадлежностей для кухни, ручных кухонных приспособлений, используемых при обработке, приготовлении или сервировке блюд) из глины, дерева и прочих древесных материалов;

изделий из соломы, дикорастущих растений (лозы, камыша, липы и иных), за исключением мебели;

деревянных бочек, чанов, кадок и прочих бондарных изделий;

1.3. изготовление, установку и ремонт деревянных навесов, теплиц, беседок, ульев, клеток, домиков и иных помещений для содержания животных и птиц;

1.4. кузнечное дело (за исключением деятельности по изготовлению каминных решеток, лестниц, заборов);

1.5. изготовление изделий ручного вязания спицами, крючком;

1.6. изготовление изделий ручного ткачества, в лоскутной технике (из ткани, кожи или иных материалов);

1.7. кружевоплетение, макраме;

1.8. изготовление пряжи;

1.9. изготовление изделий ручной вышивки;

1.10. вышивку и плетение бисером;

1.11. художественную обработку дерева (резьба);

1.12. изготовление игрушек из ткани, кожи, соломы, глины и иных материалов;

1.13. изготовление валяной обуви, бурок, стелек;

1.14. переплетное дело;

1.15. изготовление свечей;

1.16. изготовление изделий кожгалантереи (перчаток, рукавиц, ремней) и женских украшений из кожи;

1.17. изготовление декоративных цветов и композиций;

1.18. изготовление из дерева фурнитуры для мебели (дверных ручек, деталей и предметов украшения мебели).

Плательщики в части доходов, полученных от осуществления ремесленной деятельности, освобождаются от подоходного налога с физических лиц и единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

При декларировании физическими лицами доходов, имущества и указании в качестве доходов, за счет которых были произведены расходы, доходов, полученных от осуществления ремесленной деятельности, в декларации отражаются фактически полученные доходы. При декларировании указанных доходов в размерах, превышающих стократный размер сбора за осуществление ремесленной деятельности в календарном году, доплачивается сбор в размере 10 процентов от суммы такого превышения.

Доплата сбора производится в месячный срок со дня вручения физическому лицу налоговым органом соответствующего налогового сообщения.

Ставка сбора за осуществление ремесленной деятельности (вне зависимости от количества осуществляемых видов этой деятельности) устанавливается в размере одной базовой величины в календарный год, определяемой на момент его уплаты.

Налоговым периодом сбора за осуществление ремесленной деятельности признается календарный год.

Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности производится до начала осуществления ремесленной деятельности.

Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности за каждый последующий календарный год производится не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года, в котором осуществляется ремесленная деятельность.

Плательщиками сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма признаются осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма:

физические лица без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, постоянно проживающие в сельской местности, малых городских поселениях и ведущие личное подсобное хозяйство;

крестьянские (фермерские) хозяйства.

К деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма относится не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств по:

предоставлению жилых комнат для размещения агроэкотуристов, причем число таких комнат не должно превышать пяти. При оказании услуг в сфере агроэкотуризма с использованием более пяти комнат эта деятельность признается предпринимательской, должна осуществляться с учетом требований законодательства и с уплатой налогов, сборов (пошлин) в порядке, установленном настоящим Кодексом;

обеспечению агроэкотуристов питанием (преимущественно с использованием продукции собственного производства);

организации познавательных, спортивных и культурно-развлекательных экскурсий и программ;

предоставлению иных услуг, связанных с приемом, размещением, транспортным и иным обслуживанием агроэкотуристов.

Плательщики в части доходов, полученных от осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, освобождаются от уплаты налогов, сборов (пошлин).

Ставка сбора (вне зависимости от количества осуществляемых видов деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма) устанавливается в размере одной базовой величины в календарный год, определяемой на момент его уплаты.

Налоговым периодом сбора признается календарный год.

Уплата сбора производится до начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Уплата сбора за каждый последующий календарный год производится не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года, в котором осуществляется деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

д

д