46. Основы организации финансового планирования
К одному из основных методов и этапов управления финансами относят процесс финансового планирования на уровне предпринимательских структур — в организациях (на предприятиях и в корпорациях).
Как и управление в целом, планирование в организациях (на предприятиях и в корпорациях) представляет собой деятельность, направленную на решение проблем и задач в будущем. Степень разработанности финансовых планов зависит от используемой исходной базы, методов и приемов, многовариантности получаемых результатов и т. п.
Финансовое планирование организаций (предприятий) - это целенаправленная деятельность в процессе организации и управления по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств, выражающаяся в движении выручки, главным образом прибыли, в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами, требованиями законодательства, целями развития организации (предприятия) и интересами предпринимателя (собственника).
В процессе финансового планирования оценивается состояние финансовых ресурсов, резервов и определяются потенциальные возможности организации (предприятия). Именно в процессе финансового планирования определяются все основные методы и формы воздействия финансового механизма в хозяйственной деятельности.
Основными объектами финансового планирования являются отношения по поводу:
• планирования формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств;
• планирования распределения централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств;
• планирования использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств;
• контроля за формированием, распределением и использованием денежных фондов и средств.
Основными принципами финансового планирования в организациях (на предприятиях) являются:
• принцип единства, который предполагает единство методологии разработки финансовых планов и расчетов финансовых показателей, целей и задач развития;
• принцип системности, который объединяет в себе сочетание и систему между: совокупностью подразделений; координации действий;
• принцип научности, состоящий в том, что в процессе финансового планирования необходимо сочетание действия экономических законов и влияния законодательных и нормативных документов на деятельность, обеспечение методологической базы расчетов;
• принцип участия, когда все участники процесса планирования взаимозависимы и ответственны за результаты;
• принцип непрерывности заключается в том, что планирование осуществляется в рамках единого производственного цикла; финансовые планы должны разрабатываться непрерывно и сменять один другого с учетом изменяющихся внутренних и внешних условий;
• принцип гибкости (маневренности) состоит в придании процессам планирования и финансовым планам возможности изменять направления использования ресурсов и резервов в связи с возникновением новых обстоятельств;
• принцип точности предполагает детализацию и конкретизацию целей, задач и показателей;
• принцип соответствия сроков расчетов, то есть учет времени поступления и использования денежных и других финансовых средств (соответствия сроков получения и использования денежных средств);
• принцип платежеспособности предусматривает, что планирование движения денежных средств должно обеспечивать поддержание платежеспособности организации (предприятия) в любое конкретное время, то есть обеспечение расчетов с бюджетом, фондами, кредиторами и т. п.;
• принцип самофинансирования предполагает необходимость преимущественного использования собственных финансовых ресурсов и средств по сравнению с заемными;
• принцип рентабельности заключается в необходимости выбора дешевых способов инвестирования, финансирования мероприятий и т. д.;
• принцип сбалансированности рисков предопределяет сочетание в финансовом планировании направленности развития и величины рисков;
• принцип единоначалия предполагает решающее слово предпринимателя (собственника) в вариантах решения конкретных задач с учетом его интересов;
• принцип коммерческой тайны заключается в том, что любая информация, связанная с разработкой финансовых планов и показателей, сами величины показателей представляют коммерческий интерес для других субъектов хозяйствования с целью изменения положения на рынке;
• принцип конъюнктуры рынка предусматривает необходимость учета возможности организации (предприятия) в обеспечении потребностей рынка.
К основным методам финансового планирования можно отнести:
• Балансовый метод. Сущность и содержание балансового метода в финансовом планировании состоит в том, что путем построения баланса достигается увязка имеющихся ресурсов и фактической потребности (источников формирования).
• Расчетно-аналитический метод. Содержание метода заключается в том, что прогнозирование плановых показателей на будущий период производится на основе анализа фактических данных предыдущего периода (периодов).
• Нормативный метод. Содержание нормативного метода заключается в использовании заранее разработанных и установленных норм и нормативов, например в потребности предприятия в отдельных видах ресурсов и источниках их образования. В системе финансового планирования используются различные государственные, муниципальные, региональные, отраслевые и внутренние нормы и нормативы. Такими нормативами являются: ставки налогов и сборов, банковского рефинансирования, тарифы отчислений в государственные бюджетные и внебюджетные фонды, амортизационных отчислений и прочие, включая и установленные в организации (предприятии). К нормам относятся: нормы обязательных резервов, минимальный размер оплаты труда, устойчивой дебиторской и кредиторской задолженности, запасов и затрат и прочие, в том числе установленные самой организацией (предприятием).
• Метод оптимизации плановых решений. Содержание метода сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов для избрания наиболее оптимальных. При этом в качестве ориентиров, например, могут применяться: минимум приведенных затрат; текущих затрат; вложений капитала при наибольшей эффективности его использования; времени оборачиваемости оборотного капитала или максимум приведенной прибыли; выручки (дохода, прибыли) на рубль вложенного капитала; доходности капитала; сохранности и увеличения финансовых ресурсов.
■ Экономико-математический метод. Содержание метода состоит в том, что он позволяет найти и обосновать количественное выражение взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Такая взаимосвязь исследуется на основе применения моделей экономико-математического анализа, которые представляют собой точное математическое описание деятельности с помощью математических символов и приемов (уравнений, графиков, неравенств и т. п.). Математические модели из общего числа факторов (количественные и иные показатели) отбирают существенные факторы и их взаимосвязи и зависимость с результирующим показателем на основе одно - или многофакторных математических программ.
• Сетевой метод. Этот метод также применяется в крупных организациях (предприятиях) и позволяет на основе сетевых графиков или моделей: описать организационную и технологическую последовательность выполнения операций и взаимосвязи между ними; акцентировать внимание на отдельных важных операциях; обеспечивать координацию операций; увязывать финансовые ресурсы и их источники и пр. Сетевой график представляет собой информационную модель, отражающую процесс выполнения комплекса операций, направленных на достижение цели или конкретных задач.
• Программно-целевой метод. Содержание этого метода включает в себя: формирование и оптимизацию программы; обоснование количества ресурсов; организацию управления и контроля. Этот метод является по своей сути комплексным управлением деятельностью организации (предприятия) по определенному направлению развития. Содержание его заключается в комплексном применении всех имеющихся методов управления и планирования.
Основными задачами финансового планирования организации (предприятия) являются:
• обеспечение производственного и социального развития организации (предприятия) за счет эффективного использования собственных финансовых ресурсов и резервов;
• увеличение или максимизация прибыли за счет роста объемов производства и оптимизации системы влияния государственного регулирования на деятельность организации (предприятия);
• обеспечение финансовой устойчивости деятельности, ликвидности и платежеспособности.
В соответствии с основными задачами финансового планирования разрабатываются и конкретные пути их решения:
• определяются стратегические цели развития организации (предприятия) в форме комплекса финансовых показателей: выручки (дохода), издержек (себестоимости), прибыли, инвестиций, денежных потоков и т. п.;
• устанавливаются стандарты по оформлению учетной и финансовой документации и отчетности;
• обосновываются пределы использования финансовых ресурсов и резервов и источники их формирования;
• разрабатываются мероприятия по оптимизации расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и другими организациями, кредиторами, дебиторами и т. д.
Основными объектами финансового планирования являются:
• затраты, расходы, издержки (себестоимость произведенной и реализованной продукции) и их формирование;
• выручка (доход), ее формирование и использование;
• прибыль, ее формирование и использование;
• фонды специального назначения и их использование, источники формирования;
• платежи в бюджет, государственные бюджетные и внебюджетные фонды;
• инвестиции и источники инвестирования;
• и другие.
- 31.Назначение федеральной налоговой службы в реализации налоговой политики
- 32.Организация государственного финансового контроля
- 33.Виды финансового контроля
- 35.Методы финансового планирования
- 38.Система государственного аудита(опыт зарубежных стран)
- 39.Управление государственными финансами в зарубежных странах(на примере одной из стран)
- 41. Финансовая политика коммерческих организаций: цель, задачи, субъект и объект.
- 42. Финансовая политика некоммерческих организаций: цель, задачи, субъект и объект.
- 43. Информационное обеспечение финансовой политики предприятия.
- 44. Финансовый механизм организации: сущность, структура
- 45. Финансовая тактика и стратегия организации
- 46. Основы организации финансового планирования
- 47. Назначение финансового планирования в организации
- 48. Управление инвестиционными ресурсами предприятия
- 49. Основные этапы разработки и реализации инвестиционной стратегии организации
- 50. Содержание и типы инвестиционной политики предприятия
- 51. Амортизация как источник расширенного воспроизводства
- 52. Методы амортизации внеоборотных активов предприятия
- 53. Амортизационная политика предприятия
- 54. Дивидендная политика и возможность её выбора
- 55. Типы дивидендной политики
- 56. Теоретические подходы формирования оптимальной дивидендной политики
- 57. Содержание и задачи эмиссионной политики предприятия
- 58. Особенности и организация эмиссии акций и облигаций
- 59. Значение ценовой политики предприятия
- 60. Стратегия и тактика ценовой политики