12. Государственные внебюджетные фонды: источники доходов и основные направления расходов.
Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Имеют строгое целевое назначение, формируются для защиты соц-ых интересов отдельных групп населения и решения конкретных задач экономического характера. Управляются они автономно от бюджета, их средства являются гос или муниц собственностью. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет следующих источников: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций; средства бюджета(в виде субсидий и субвенций); прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; займы, полученные фондом у ЦБ РФ или у коммерческих банков.
Расходование средств фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
В зависимости от целевой направленности расходования средств фонды делятся: 1)фонды соц назначения. 2) экономические фонды – в РФ к ним относятся внебюдж фонды территориального (регионального) развития и ведомственные (отраслевые, межотраслевые) внебюд фонды.
Государственными внебюджетными фондами РФ являются:
Пенсионный фонд РФ (ПФР) ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием ПФ в России средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
-
учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
-
назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.
-
назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
-
персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования.
-
взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
-
выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
-
управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
-
реализация Программы государственного софинансирования пенсии.
До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога. С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранялся на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % направлялись в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы уплачиваются с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011г. совокуп объем страх взносов в небюдж фонды 30%, из них 22% в ПФ РФ. Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина — государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет).
Фонд социального страхования РФ (ФСС) С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 был образован внебюджетный ФСС РФ. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. ФСС РФ является одним из гос внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе РФ. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета РФ и утверждается в форме самостоятельного федерального закона. Задачи: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей и др. Средства фонда образуются за счет страх взносов (2,9%) работодателей, ИП, доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, добровольных взносов граждан и юр лиц, ассигнований из федер бюджета, недоимок, штрафов, санкций и др. (страх взносы на случай травматизма зависят от класса профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности страхователя, и колеблются в пределах от 0,2% до 8,5%)
Фонды обязательного медицинского страхования ОМС является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС (средства ОМС – один из источников финансирования мед учреждений). Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29.11. 2010 . Для реализации гос политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды ОМС (84). В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Средства ОМС формируются за счет: доходов от уплаты страх взносов на ОМС (в ФФОМС 3,1% в ТФОМС2,0%), недоимок по взносам, начисленных пеней и штрафов, средств федер бюджета, средств бюджетов субъектов, доходов от размещения врем свободных средств, др источников. Функции ФФОМС: разрабатывает и вносит предложения о размере взносов на ОМС, осущ выравнивание финанс условий деят-ти террит-ых фондов ОМС, выделяет средства в ТФОМС для осущ террит программ ОМС, ведет реестр страх орг-ий, медиц орг-ций, застрах лиц, контролир целевое исп –е этих средств, организ подготовку специалистов для ОМС, осущ сбор и анализ инфы о ОМС и предоставляет материалы в Правит-во РФ, учавств в разработке базовой программы ОМС и т.д. ТФОМС подотчетен исполнит органу субъекта и ФФОМС. Функции ТФОМС: учавст в разработке и реализации террит программ ОМС, аккумулирует средства ОМС и управляет ими, обеспечивает права граждан в сфере ОМС, контролирует страх орг-ции и мед орг-ции в части исполнения террит программ ОМС, ведет регион реестры мед орг-ций, страх орг-ций и застрах лиц, осущ подготовку кадров.
- 1. Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика их видов.
- 2. Банковская система, понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России.
- 3. Банкротство и финансовая реструктуризация. Антикризисное управление предприятием.
- 4. Бюджетирование и его роль в краткосрочном планировании, виды бюджетов.
- 5. Бюджетная классификация Российской Федерации.
- 6. Бюджетная система рф, ее структура и характеристика звеньев.
- 7. Бюджетный процесс в рф, характеристика его стадий.
- 8. Валютные ограничения и организация валютного контроля в рф.
- 9. Валютный курс: понятие, стоимостная основа, курсообразующие факторы, методы регулирования.
- 10. Взаимосвязь финансовой политики, планирования и роста фирмы.
- 11. Виды и формы страхования. Системы страхования.
- 12. Государственные внебюджетные фонды: источники доходов и основные направления расходов.
- 13. Государственныйи муниципальный кредит. Управление государственным и муниципальным долгом.
- 14.Государственный и муниципальный финансовый контроль.
- 15. Денежная система: понятие, элементы, типы. Денежная система рф.
- Денежно-кредитная политика: понятие, цели, методы. Особенности денежно-кредитной политики России.
- 17.Денежный оборот: понятие, отличие от платежного оборота, структура, основы организации в России.
- 19. Доходы федеральных, региональных и муниципальных бюджетов их характеристика.
- 21.Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляции издержек. Особенности инфляции в рф.
- 22. Коммерческие банки: сущность, функции и роль, классификация их типов.
- 24.Ликвидность коммерческого банка: понятие, показатели, методы управления.
- 25.Международные финансово-кредитные институты, характеристика их видов.
- 26. Методы оценки финансового состояния предприятия.
- Мировая валютная система: понятие, элементы, эволюция.
- 29. Необходимость, сущность и функции кредита его формы и виды.
- Особенности межбюджетных отношений в современной России.
- 31. Пассивные и активные операции центрального банка, характеристика их видов.
- 33.Платежный баланс рф: понятие, структура, методы регулирования.
- 34.Показатели денежного обращения: денежные агрегаты, скорость обращения денег, коэффициент монетизации экономики.
- 35.Показатели эффективности инвестиционного проекта.
- 36. Понятия «стоимость» и «структура» капитала предприятия. Влияние структуры капитала на стоимость фирмы.
- 41. Расходы федеральных, региональных и муниципальных бюджетов: их характеристика и классификация.
- 42. Риск и доходность портфеля ценных бумаг. Оптимальный портфель.
- 43. Рынок ссудного капитала: понятие, функции, структура.
- 44. Рынок ценных бумаг: сущность, структура. Виды ценных бумаг.
- 45. Сбалансированность бюджетов. Профицит бюджета и порядок его использования. Дефицит бюджета и источники его покрытия.
- 48. Сущность и роль финансового менеджмента на предприятии.
- 49. Специфические формы финансирования: лизинг, форфейтинг, факторинг.
- 50.Ссудный капитал и ссудный процент.
- 53.Сущность и механизм банковского мультипликатора.
- 54. Сущность и функции страхования, классификация его видов.
- 57. Управление денежными средствами и их эквивалентами.
- 59. Управление товарными запасами.
- 60. Федеральный бюджет Российской Федерации в текущем году и его характеристика.
- 63.Формы организации и функции центральных банков.
- 65. Цели и задачи финансовой политики государства. Современная финансовая политика в Российской Федерации.
- 66. Эволюция форм и видов денег(д.). Бумажные и кредитные деньги: сравнительная характеристика.
- 67. Экономическая сущность страхования, его необходимость и функции.
- 68. Экономическое содержание и значение налогов. Классификация налогов.