37. Прибыль предприятия, процесс ее формирования и распределения
Прибыль – это основная цель деятельности предпринимателя, коммерческой организации и вообще любого бизнеса. Она определяется как разница между выручкой предприятия
В практике работы предприятия рассчитываются следующие показатели, характеризующие объем полученной прибыли:
• валовая (балансовая) прибыль;
• прибыль, подлежащая налогообложению;
• чистая прибыль предприятия;
• чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (рис. 4.1).
Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли, полученной от реализации продукции (Ппр) и прочей реализации, полученных от внереализационных операций доходов, уменьшенных на расходы предприятия по этим операциям (Пвр), а также полученные предприятием средства целевого финансирования, благотворительная помощь и т.д.
Сумма прибыли предприятия, подлежащая налогообложению (налоговая база по налогу на прибыль) определяется в соответствии с гл. 25 НК РФ, а порядок ее формирования представлен в § 8.2.
Объем прибыли, полученной после уплаты налога на прибыль, называется чистой прибылью.
Из чистой прибыли предприятие производит выплаты по заемному капиталу (оплата кредитов), осуществляет платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Разница между чистой прибылью и указанными обязательными платежами представляет собой чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Сумму полученной чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, оно использует самостоятельно, направляя ее в создаваемые фонды (см. рис. 4.1). Распределение этой прибыли производится, как правило, на формирование фонда накопления, фонда потребления и резервного (страхового) фонда.
Фонд накопления, в который также включается и сумма амортизационных отчислений, в основном используется на техническое и социальное развитие предприятия. За счет средств этого фонда оно приобретает новые материальные активы, в том числе и создает новые основные фонды как производственного, так и непроизводственного назначения. Кроме того, средства фонда могут использоваться на проведение научно-исследовательских работ и на осуществление природоохранных мероприятий.
Фонд потребления используется на финансирование материального стимулирования работников предприятия и на социальные нужды. Так, в частности, из этого фонда могут оплачиваться: премии, не связанные с производственными показателями (за долголетний труд, в связи с юбилейными датами и т.д.); материальная помощь; санаторно-курортные путевки, медикаменты и лечение работников предприятий; дивиденды держателям акций предприятия.
Резервный фонд создается для покрытия непредвиденных расходов, вызванных стихийными действиями. Размеры этого фонда должны соответствовать учредительным документам.
- 6. Системы и методы финансового анализа
- 7. Системы и методы финансового планирования
- 10. Управление дебиторской задолженностью
- 11. Управление денежными активами
- 12. Политика управления внеоборотными активами
- 13. Управление обновлением внеоборотными активами
- 15. Стоимость капитала и принципы ее оценки
- 16. Финансовый леверидж
- 17. Оптимизация структуры капитала
- 18. Политика формирования собственных финансовых ресурсов
- 25. Управление привлечением товарного кредита
- 32. Общее понятие, сущность и базовые функции финансов
- 33. Процесс формирования и расходования финансовых ресурсов
- 34. Амортизационная политика предприятия
- 35. Система управления финансами предприятия любого размера
- 37. Прибыль предприятия, процесс ее формирования и распределения
- 38. Классификация финансовых рисков предприятия
- 39. Фин.Риск как объект управления
- 40. Методы оценки фин.Риска
- 42. Страховая франшиза