logo search
шпоры луковцева с 1-61

48. Управление инвестиционными ресурсами предприятия

Управление инвестиционными ресурсами представляет собой целенаправленные действия финансовой службы предприятия по разработке и реализации решений, связанных с их функционированием. В данном случае субъектом управления является финансовая служба, а объектом -инвестиционные ресурсы предприятия. Построение оптимальной системы управления инвестиционными ресурсами предприятия является одним из важнейших компонентов корпоративного управления в целом.

Сущность управления инвестиционными ресурсами предприятия определяет его функции, к которым относятся:

1) разработка стратегии формирования и использования  инвестиционных ресурсов предприятия. Реализация данной функции связана с формулированием целей и приоритетных задач функционирования  ресурсов, определением общей концепции действий менеджмента предприятия в данной сфере;

2) создание информационных систем управления инвестиционными ресурсами. В процессе реализации этой функции определяются объемы и содержание информационных потребностей управления, внутренние и внешние источники сбора данной информации;

3) разработка и внедрение адекватного инструментария анализа эффективности формирования и использования инвестиционных ресурсов. В рамках данной функции определяется система ключевых показателей эффективности (англ. KeyPerformanceIndicators, KPI),  отражающих стратегию управления инвестиционными ресурсами и сигнализирующих о состоянии объекта управления;

4) внедрение системы контроля реализации управленческих решений в области формирования и использования инвестиционных ресурсов.

Реализация этой функции связана с регулярным контролем фактических значений показателей анализом и выявлением причин отклонений фактических значений показателей от плановых, принятием на этой основе управленческих решений по минимизации отклонений, созданием центров ответственности.

Блок управления формированием ресурсов связан с принятием решений в области выбора источников финансирования инвестиционных ресурсов и их разнообразных параметров.

Основной финансовой характеристикой эффективности управления формированием инвестиционных ресурсов предприятия является средневзвешенная цена мобилизации средств из всех источников.

Блок управления использованием ресурсов связан с принятием решений в области функционирования инвестиционных ресурсов в рамках деятельности предприятия и отличается значительной отраслевой спецификой.

Основной финансовой характеристикой эффективности управления использованием инвестиционных ресурсов предприятия являются разнообразные показатели рентабельности их использования. Последние представляют собой соотношение различных измерителей дохода от использования инвестиционных ресурсов и стоимости последних. На особенности построения системы управления инвестиционными ресурсами в различных компаниях оказывают влияние многообразные факторы, которые можно разделить на внешние (экзогенные), то есть заданные, и внутренние (эндогенные), подвластные изменению со стороны компании. Совокупность внешних факторов можно разделить на природные,  финансово-экономические, правовые, производственно-технологические и социальные факторы.

К внутренним факторам относятся разнообразные операционные, финансовые, инвестиционные, юридические параметры деятельности предприятия, инвестиционные предпочтения собственников и менеджмента.

Инвестиционные ресурсы предприятия представляю собой основу его деятельности. Следовательно, цель управления инвестиционными ресурсами предприятия должна соответствовать общей цели его функционирования.

Подобный подход соответствует основной тенденции зарубежной Корпоративной практики последних двух десятилетий–слиянию общей корпоративной стратегии и финансов.

Одним из первых с критикой классического понимания цели деятельности фирмы как максимизации прибыли выступил американский ученый Саймон Г., в качестве альтернативы предложивший концепцию удовлетворенности агентов, за что позднее был удостоен Нобелевской премии. Согласно основополагающей концепции современного финансового менеджмента главной целью деятельности фирмы является повышение благосостояния ее собственников. Данный подход традиционно ассоциируется с англосаксонской корпоративной традицией, в то время как в Западной Европе принято оценивать деятельность компании с точки зрения всех заинтересованных групп (стейкхолдеров).