3.1. Индексы Dow Jones.
26 мая 1898 года один из основателей американской Dow Jones Company и первый редактор Wall Street Journal Чарльз Доу (Charles H. Dow) придумал очередное новшество. Помимо введенного им ранее биржевого индекса - "железнодорожный средний" (Dow Jones Railroad Average) он предложил использовать еще один - "промышленный" (Dow Jones Industrial Average, DJIA).
Сегодня акции являются повседневным инвестиционным инструментом в руках даже самых консервативных инвесторов. Круг любителей биржевой игры расширился с горстки клановых групп с Уолл-Стрита до миллионов представителей среднего класса. А благодаря сетевым технологиям в "биржевую рулетку" вовлекается все большее число игроков. Свежая и достоверная информация о состоянии рынка стала доступной практически каждому. А как быстро оценить общее направление рынка? В первую очередь смотрят на биржевые индексы и их динамику.
Современный фондовый рынок с его бесчисленными индикаторами (Dow Jones Averages, Nasdaq, NYSE Index, S&P 500, Wilshire 5000, Nikkei, DAX...) и их разновидностями стал обыденностью. Но тогда, в конце XIX века, индекс Доу Джонса воспринимался как луч света в темном царстве. Сто с лишним лет назад даже прожженным дельцам с Уолл-Стрита было не под силу разобраться в ежедневной неразберихе курсов и определить тенденцию рынка - движется ли он вверх, вниз или просто топчется на месте.
С тех пор одним из самых популярных биржевых индикаторов в США остается "промышленный средний" (Dow Jones Industrial Average) из семейства индексов Dow Jones Averages (DJA). Акции хотя бы одной из тридцати его промышленных компаний, как правило, находятся в портфеле уважающего себя индивидуального или институционального инвестора. И неспроста - ведь все акции этой тридцатки составляют примерно пятую часть восьмитриллионной стоимости акций всех американских компаний и около четверти всех акций, котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Но вернемся в американское прошлое. Стремясь создать порядок из хаоса, 3 июля 1884 г. Чарльз Доу доложил общественности о первом из семейства своих рыночных индикаторов в журнале "Customer"s Afternoon Letter" - предшественнике "The Wall Street Journal". Поскольку группа составляющих индекс акций включала в себя девять железнодорожных и две промышленные компании, то первый индекс Доу был назван "железнодорожным" (Dow Jones Railroad Average).
Сначала индекс рассчитывался как среднее арифметическое всех входящих в него акций. Например, в тот далекий день он составил 69.93 пункта - результат деления совокупной стоимости всех акций (769.23) на число компаний (11). Аналогично определялся и "промышленный средний" (Dow Jones Industrial Average, DJIA), введенный весной 1896 г.
С тех пор эта школьная арифметика практически не изменилась. Но сама идея, что индекс можно использовать для различения долгосрочных трендов фондового рынка от краткосрочных флуктуаций, заслуживает уважения. "Для того, чтобы различить морской прилив и отлив, - говорил Доу, - можно втыкать палочки в песок на том месте, где кончает свой бег волна. Аналогично, по максимумам и минимумам индикаторов можно различать "межвежьи" и "бычьи" тенденции рынка".
Индекс Доу оказался простой и удобной точкой отсчета для сравнения отдельных акций с курсом рынка. У инвестора появилась возможность сопоставлять рынок с другими индикаторами состояния экономики. Появилась новая тема для разговора.
С 7 октября 1896 г. Wall Street Journal стал ежедневно публиковать значения промышленного индекса, содержащего в то время акции дюжины компаний, и практика нерегулярной биржевой статистики была успешно завершена. В 1916 г. DJIA дополнился акциями еще восьми компаний, а 12 лет спустя уже насчитывал 30 компаний, что мы и имеем сегодня. В том же 1928-м индекс стал рассчитываться с использованием специального множителя. Введение последнего должно было прекратить искажения, вызванные дроблением акций компаний или заменой одних акций на другие. Но по привычке этот индекс до сих пор называют "средним" (average).
Индикатор, состоящий из акций коммунальных компаний, Dow Jones Utility Average, был придуман в 1929 г. уже спустя более четверти века после смерти Чарльза Доу. Первоначально этот индекс включал акции 20 компаний, потом был урезан до 15, и до сих пор его больше не трогали. Поскольку "железнодорожный" индекс стал содержать акции авиакомпаний и автомобильных грузоперевозчиков, то в 1970 г. его было решено переименовать в "индекс транспортных компаний" (20 Transportations Average).
Итак, сейчас расклад таков: показатель 30 Industrials или DJIA считается самым важным, 20 Transportations и 15 Utilities - все вместе они составляют четвертый индекс под названием 65 Dow Jones Composite Average.
На протяжение более чем вековой истории состав Dow Jones Industrial Average значительно менялся - различные компании то попадали в него, то исчезали прочь. Только General Electric неизменно оставался на месте. В обновленный состав DJIA 1 ноября 1999 г. помимо Home Depot и SBC Communications вошли Intel и Microsoft, котирующиеся также и на рынке NASDAQ. В итоге сегодня мы имеем следующий список "тридцатки":
Alcoa, American Express, AT&T, Boeing, Caterpillar, Citigroup, Coca-Cola, DuPont, Eastman Kodak, Exxon Mobil, General Electric, General Motors, Home Depot, Honeywell International, Hewlett-Packard, IBM, Intel, International Paper, J.P. Morgan, Johnson & Johnson, McDonald's, Merck, Microsoft, Minnesota Mining & Manufacturing, Philip Morris, Procter & Gamble, SBC Communications, United Technologies, Wal-Mart Stores, Walt Disney.
Промышленный индекс (Industrial Average) - это усредненные цены вышеперечисленных акций. Но если какая-то из этих компаний объявляет дробление акций (stock split) или выплату дивидендов, то так называемый текущий делитель - current divisor - уменьшается.
С недавнего времени (1997 г.) на индекс Dow Jones появились фьючерсные контракты в Чикаго.
Часто DJIA подвергают критике за то, что дорогие акции (например, IBM) оказывают большее влияние на индекс, чем дешевые (например, USX). К тому же некоторые инвесторы предпочитают более широкий выбор акций, чем составленный из акций 30 или 65 компаний. Но им есть из чего выбирать - в биржевых индексах нет недостатка.
- Курсовая работа
- Содержание.
- II. Анализ развития фондового и финансового рынка России за 2009 год………………………..………………………………………………….18
- Введение.
- Фондовый рынок
- 1.1 Понятие фондового рынка, его назначение, структура.
- Начало формирования современного фондового рынка.
- 2. Ценные бумаги.
- 2.1. Понятие ценных бумаг.
- 2.2. Виды ценных бумаг
- 2.3. Доходность ценных бумаг
- 2.4. Анализ доходности ценных бумаг.
- 3.Биржевые индексы.
- 3.1. Индексы Dow Jones.
- 3.2. Индекс "Standard & Poor's" (s&p)
- 3.3. Nasdaq индексы.
- 3.4. Индекс Нью-Йоркской фондовой биржи (nyse Index)
- 3.5. Индексы Американской фондовой биржи (amex)
- II. Анализ развития финансового и фондового рынка России за 2009 год.
- Список использованной литературы.