logo search
Организационно-экономический анализ бизнеса

Управление выручкой, затратами и прибылью на предприятии

    1. Управление выручкой

Под выручкой предприятия понимается сумма денежных средств, полученные предприятием от реализации продуктов, работ, услуг, произведенных на предприятии. Аналитическая формула расчета выручки

- цена реализации i-го вида продукции, работ, услуг

- объем продаж i-го вида продукции, работ, услуг

- номенклатура производимой продукции, работ, услуг

В соответствии с приведенной формулой три фактора оказывают влияние на величину выручки предприятия – цена реализации, объем продаж и номенклатура производимой продукции.

Первые два фактора – цена и объем продаж – следует рассматривать одновременно, т.к. они взаимозависимы в соответствии с действием закона спроса. Взаимное влияние и управление этими факторами основано на определении эластичности спроса по каждому виду продукции, производимому на предприятии. В зависимости от силы влияния изменения цены товара на его спрос различают: 1) товары (продукцию) эластичного спроса. По такой продукции коэффициент эластичности больше 1. Коэффициент эластичности показывает на сколько процентов меняется спрос при изменении цены на 1%. По эластичной продукции (товару) для увеличения выручки следует уменьшать цену и наоборот для снижения выручки следует увеличивать цену (речь идет о выручке, не о прибыли). 2) продукция неэластичного спроса. По этой продукции коэффициент эластичности меньше 1. Для увеличения выручки нужно увеличивать цену, для снижения выручки цену нужно уменьшать.

Номенклатура – перечень товаров, работ, услуг, реализуемых на предприятии. Управление номенклатурой продукции зависит от условий, в которых функционирует предприятие. В случае максимальной загрузки производственных мощностей предприятия, отбор продукции в номенклатурный портфель осуществляется по показателю максимальной рентабельности продукции. При недогруженности производственных мощностей предприятия, критерием включения продукции в номенклатурный портфель является выполнение неравенства – цена единицы продукции должна покрывать только переменные затраты.

Включив данную продукцию в номенклатурный портфель и реализуя ее, предприятие получает 500 рублей выручки за каждую единицу продукции. Данной суммы абсолютно достаточно для возмещения переменных расходов, а значит покупки необходимого сырья, материалов, оплаты технологической энергии, выплаты заработной платы сдельщикам. Кроме того, от реализации каждой единицы продукции денежная сумма в 100 рублей будет использоваться для частичного погашения постоянных расходов, которые не уменьшаться при условии отказа от производства данной продукции. Таким образом, производство этой продукции не обеспечит предприятию получение прибыли, но оно позволит уменьшить убытки предприятия или повысить рентабельность производства другой продукции.

    1. Управление затратами

Управление затратами на предприятии осуществляется по следующим направлениям:

1) Анализ смет затрат на производство, динамический и структурный, анализ общей затратоемкости производства, анализ материалоемкости, трудоемкости, фондоемкости, энергоемкости, наукоемкости производства. Смета затрат на производство составляется по экономическим элементам затрат. К экономическим элементам затрат относятся материальные затраты, энергетические затраты, заработная плата всего персонала предприятия с начислениями (с ЕСН), амортизация основного капитала и прочие расходы (нормируемые и ненормируемые). Динамический анализ затрат по смете затрат на производство заключается в расчете абсолютных и относительных показателей изменения затрат предприятия за анализируемый период в целом, а также по отдельным идам затрат (материальные, энергетические, трудовые и т.д.). Анализ рассчитанных показателей позволит установить те виды затрат, по которым наблюдались опережающие темпы роста и принять соответствующие управленческие решения. Динамический анализ смет затрат на производство следует дополнять структурным анализом затрат и выявлением общего уровня затрат (затратоемкости производства). Под затратоемкостью производства понимается отношение сметы затрат на производство к выручке (т.е. фактически это доля затрат в рубле выручки). Анализ указанного показателя следует дополнить анализом уровня материалоемкости, энергоемкости, зарплатоемкости, капиталоемкости, производства. Материалоемкость – отношения материальных затрат к выручке. Динамический анализ рассчитанных показателей позволит выявить тенденцию их изменения и определить эффективность использования всех видов ресурсов на предприятии. Кроме того, структурный анализ затрат позволит также определить тип производства на предприятии с точки зрения преобладания используемых ресурсов в себестоимости производства.

2) Анализ отдельных смет расходов на предприятии – смета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования, смета цеховых накладных расходов, смета заводских накладных расходов, смета прочих производственных и непроизводственных расходов.

3) Анализ калькуляции себестоимости важнейших видов продукции – динамический (горизонтальный) и структурный (вертикальный). На основании динамического и структурного анализа калькуляции выявляются статьи затрат, по которым наблюдались наибольшие темпы их роста. Например, к таким затратам по результатам анализа отнесены материальные затраты. Для принятия управленческих решений и выявления причин роста материальных затрат, необходимо использовать система стандарт-кост расчета себестоимости, применение которой позволит выявить в какой мере рост материальных затрат связан с ростом цен на материалы и в какой мере с нормой расхода материалов.

4) Анализ структуры затрат на производство с точки зрения разделения затрат на переменные и условно-постоянные и расчета операционного рычага предприятия. Влияние разделения затрат на переменные и постоянные затраты на изменение финансового результата предприятия связано с разным влиянием этих затрат на формирование прибыли предприятия. При увеличении объемов производства, переменные затраты как правило растут в тех же объемах, в которых растут объемы производства. Постоянные затраты увеличиваются в меньшей пропорции или вообще не увеличиваются.

В этой связи переменные и постоянные затраты оказывают разное влияние на формирование прибыли предприятия и это разное влияние переменных и постоянных затрат носит название операционного рычага.

- выручка

- прибыль

Операционный рычаг показывает, на сколько процентов изменяется прибыль предприятия при изменении выручки на один процент.

.

Операционный рычаг всегда больше 1, и тем больше, чем больше постоянных расходов. Управление операционным рычагом - это управление структурой затрат предприятия, т.е. для увеличения операционного рычага необходимо увеличить постоянные расходы, для уменьшения – соответственно уменьшить постоянные расходы. Речь идет о том, что при сложившемся уровне затрат для увеличения дополнительной прибыли нужно увеличивать долю постоянных затрат и уменьшать долю переменных. Изменение структуры затрат основано на переходе затрат из переменных в постоянные и наоборот (например, транспортные расходы, зарплата повременщиков, бухгалтерские услуги, юридические услуги). С помощью операционного рычага предприятия осуществляется планирование прибыли предприятия и управление прибылью предприятия.

    1. Анализ и управление прибылью

Основным видом прибыли предприятия является прибыль от продаж или операционная прибыль предприятия:

- выручка

- затраты, связанные с производством

- объем продаж

- объем производства

- постоянные расходы (отличают от постоянных тем, что считаются за период времени)

В этой формуле скрыты пять факторов, непосредственно влияющих на операционную прибыль.

    1. Факторный анализ прибыли от продаж

Факторный анализ прибыли от продаж заключается в установлении силы влияния каждого фактора на величину прибыли от продаж продукции, работ, услуг.

К факторам, оказывающим влияние на величину прибыли от продаж относятся цена продукции, объем продаж продукции, номенклатура производимой продукции, переменные затраты на единицу продукции, постоянные затраты предприятия за анализируемый период.

Сущность факторного анализа заключается в следующем: например для определения влияния изменения цены на изменение прибыли предприятия рассчитывается величина прибыли предприятия в отчетном году при условии значения всех остальных факторов прибыли, соответствующих значениям базисного года и т.д. по каждому фактору.

По результатам факторного анализа обосновываются управленческие решения, направленные на оптимизацию и рост финансовых результатов деятельности предприятия.

Общая или балансовая прибыль предприятия - прибыль, которая включает общий финансовый результат деятельности предприятия с учетом других источников доходов и расходов предприятия кроме операционной (производственно-хозяйственной) деятельности. Такими источниками доходов и расходов могут быть полученные дивиденды и проценты на капитал предприятия, полученные арендные и лизинговые платежи, полученные и выплаченные штрафные санкции предприятия. Анализ этого вида прибыли проводится с целью выявления эффективности внереализационной деятельности предприятия и выявления доли внереализационной деятельности в формировании финансовых результатов.

Налогооблагаемая прибыль предприятия - это финансовый результат, рассчитанный для целей налогообложения прибыли в соответствии с требованиями 25 главы Налогового Кодекса и отражаемая в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Современное законодательство предоставляет предприятиям право выбора отдельных элементов учетной политики по учету доходов и расходов предприятия и формирования финансовых результатов, оптимизация которых для целей налогового учета на предприятии позволяет значительно снизить налоговую нагрузку предприятия. В этом состоит основная задача налогового планирования и налогового менеджмента на предприятии.

Чистая прибыль предприятия – это прибыль, которая остается в распоряжении предприятия как основной источник финансовых ресурсов предприятия. Она рассчитывается с учетом налога на прибыль (24% от налогооблагаемой базы по прибыли). Чистая прибыль используется для целей материального поощрения работников предприятия, для целей развития предприятия, выплаты дивидендов и развития, финансирование социальных мероприятий, благотворительная деятельность и т.д.

Кроме факторного анализа всех видов прибыли, при анализе финансовых результатов необходимо проводить также операционный и маржинальный анализ прибыли.

Операционный анализ прибыли заключается в анализе влияния структуры затрат на величину прибыли предприятия. Под операционным рычагом понимается показатель, характеризующий рост прибыли предприятия при росте выручки на 1%.

Маржинальный анализ прибыли заключается в анализе и управлении такими финансовыми показателями предприятия, как точка безубыточного производства, порог рентабельности предприятия, запас финансовой прочности предприятия.

- порог рентабельности

- доля переменных в цене продукции

Запас финансовой прочности – показывает какой разрыв между фактической выручкой и порогом рентабельности

- выручка фактическая

- порог рентабельности