logo search
otvety_na_gosy_2_razdel

9. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия.

Под дебиторской задолженностью понимается задолженность юридических и физических лиц определенных сумм денежных средств предприятию.

Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.

Дебиторская задолженность относится к оборотным активам компании вне зависимости от срока её погашения.

Наибольший объем текущей дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за товары, работы, услуги. На эту задолженность покупателей приходится около 80-90%. Эффективное управление текущей дебиторской задолженностью связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей за товары, работы и услуги.

Управление дебиторской задолженностью предполагает:

1) Организацию учета и анализ дебиторской задолженности за предыдущий и отчетный периоды.

2) Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности и планирование поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации; оценивается состав ДЗ, выбор типа кредитной политики.

3) Разработку системы контроля за состоянием дебиторской задолженности;

4) Разработку мероприятий, направленных на повышение эффективности управления дебиторской задолженностью.

Кредиторская задолженность — задолженность предприятия перед другими лицами, которую оно обязано погасить.

Кредиторская задолженность возникает в случае если дата поступления услуг (работ, товаров, материалов и т. д.) не совпадает с датой их фактической оплаты.

В бухгалтерском учёте принято выделять несколько видов кредиторской задолженности:

Наличие кредиторской задолженности не является благоприятным фактором для организации и существенно снижает показатели при оценке финансового состояния предприятия, платежеспособности и ликвидности.

Основной целью управления внутренней кредиторской задолженностью предприятия является обеспечение своевременного начисления и выплаты средств, входящих в ее состав.

Этапы управления кредиторской задолженностью предприятия:

1. Анализ внутренней кредиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основная цель – выявление потенциала формирования заемных финансовых средств предприятия за счет этого источника.

2. Определение состава внутренней кредиторской задолженности предприятия в предстоящем периоде.

3. Установление периодичности выплат по отдельным видам внутренней кредиторской задолженности.

4. Прогнозирование средней суммы начисляемых платежей по отдельным видам внутренней кредиторской задолженности.

В первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые.

Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть - анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений.

На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.