39. Условия и порядок перехода на усн. Плательщики усн. Объекты обложения.
Ставки.
Упрощенная система налогообложения - это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Законодатель, прежде всего, ставил перед собой задачу облегчить положение представителей малого бизнеса. Поэтому переход к данному налоговому режиму имеет целый ряд ограничений, утанавливаемых статьей 346.12 НК РФ.
Прежде всего, ограничения касаются получаемого налогоплательщиком дохода. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на эту систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей (указанная предельная величина доходов организации подлежит индексации на коэффициенты-дефляторы, ежегодно публикуемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации).
Согласно статье 248 главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» к доходам относятся выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 НК РФ), внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).
При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему не установлено. Таким образом, показатель выручки, полученной индивидуальным предпринимателем до момента перехода на упрощенную систему налогообложения, для перехода на нее не имеет значения.
Налогоплательщики единого налога, за исключением предпринимателей, применяющих данный специальный налоговый режим на основании патента, должны помнить, что доход налогоплательщика, применяющего упрощенку, не может превышать 20 млн. рублей в год (данная величина подлежит ежегодной индексации), потому, принимая решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, лучше заранее оценить доходы, которые будут получены в будущем.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
¨ организации, имеющие филиалы и (или) представительства (считаем необходимым подчеркнуть, что данное ограничение не относится к организациям, имеющим обособленные подразделения, которые не оформлены в учредительных документах как филиалы и представительства);
¨ банки;
¨ страховщики;
¨ негосударственные пенсионные фонды;
¨ инвестиционные фонды;
¨ профессиональные участники рынка ценных бумаг;
¨ ломбарды;
¨ организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
¨ организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
¨ частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
¨ организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
¨ организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;
¨ организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации;
¨ организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;
¨ организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.
¨ бюджетные учреждения;
¨ иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.
Итак, ознакомившись со всеми ограничениями, просчитав свой доход, а также налоговые платежи вы пришли к выводу, что вашей организации или вам как индивидуальному предпринимателю, пожалуй, стоит перейти на упрощенку.
Хочется предупредить вас об одном подводном камне, на который вы можете наткнуться. Помните, что, перейдя на упрощенную систему налогообложения, вы станете выпускать товары, оказывать услуги либо производить работы без налога на добавленную стоимость. Если потребителями ваших товаров, работ, услуг являются плательщики НДС, то они могут отказаться от вашей продукции «без НДС». Ведь им нечего будет поставить к вычету. Если же потребителями ваших товаров, работ, услуг являются физические лица или организации, сами не являющиеся плательщиками НДС, то проблем с данным вопросом не будет.
Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения и прекращения ее применения
Порядку перехода на упрощенку уделено внимание в статье 346.13 НК РФ. Согласно положениям этой статьи организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут хозяйственную деятельность, могут перейти на упрощенку только с 1 января, то есть с начала нового налогового периода.
Подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения МНС РФ предлагает на бланке заявления Формы № 26.2-1 «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения» (см. Приложение № 2), утвержденном приказом МНС России от 19.09.2002 г.№ ВГ-3-22/495 в редакции приказа ФНС РФ от 17.08.2005 N ММ-3-22/395@.
В течение месяца после подачи налогоплательщиком такого заявления в ИМНС органы налоговой службы должны вручить ему под подпись уведомление о том возможно или невозможно применение им данного налогового режима. Приказом МНС России от 19.09.2002 г.№ ВГ-3-22/495 разработаны специальные бланки этих уведомлений:
Форма № 26.2-2 «Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения» (см. Приложение № 3),
Форма № 26.2-3 «Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения» (см. Приложение № 4),
Перейдя на упрощенку, налогоплательщики должны помнить, что до окончания налогового периода они не вправе будут по собственному желанию перейти на общий режим налогообложения.
Если, отработав по упрощенной системе налогообложения целый налоговый период, вы решили вернуться к общему режиму налогообложения, то вам необходимо в срок до 15 января года, в котором вы предполагаете перейти на общий налоговый режим уведомить ИМНС по месту своей регистрации о своем решении. Это можно сделать, применив бланк уведомления Формы № 26.2-4 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения» (см. приложение № 5), утвержденный приказом МНС России от 19.09.2002 г.№ ВГ-3-22/495.
Однако есть обстоятельства, при которых налогоплательщик будет вынужден изменить налоговый режим в принудительном порядке. Законом предусмотрены условия, при которых это происходит.
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, обязан перейти на общий налоговый режим, если по итогам налогового (отчетного) периода доход его превысит 20 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, у налогоплательщика-организации превысит 100 млн. рублей.
Величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит ежегодной индексации.
При этом, налогоплательщик переходит на общий налоговый режим с начала того квартала, в котором был превышен один из вышеназванных параметров. Кроме того, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход, либо остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысили ограничения, указанные выше.
Сообщить о данном факте в ИМНС по месту регистрации налогоплательщик может на бланке уведомления Форма № 26.2-5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения» (см. приложение № 6), утвержденном приказом МНС России от 19.09.2002 г.№ ВГ-3-22/495.
Перейдя на общий налоговый режим, налогоплательщики исчисляют и уплачивают налоги в соответствии с общепринятой системой налогообложения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на общий режим налогообложения.
В соответствии со ст.346.14 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения признаются:
доходы;
доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налогоплательщики вправе самостоятельно выбрать объект налогообложения, за исключением налогоплательщиков, являющихся участниками договора простого товарищества или договора доверительного управления (в этом случае применяется объект налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов). Выбранный объект не может меняться в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения. Федеральным законом от 24.11.2008 года № 208 – ФЗ (распространяется на правоотношения с 01.01.2008 года) налогоплательщики вправе ежегодно изменять ранее выбранный объект налогообложения, уведомив об этом налоговый орган до 20 декабря текущего года.
Если выбранный вами объект налогообложения «Доходы» применяется ставка налога 6%, к объекту налогообложения « Доходы, уменьшенные на сумму расходов» применяется ставка 15%. С 1.01.2009г. законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категории налогоплательщиков.
- 1. Налоги: основные понятия и определения. История возникновения налогов.
- 2. Экономическая сущность ндс. Плательщики ндс. Объекты обложения.
- 3. Функции и принципы налогообложения.
- 4. Методика определения налоговой базы по ндс.
- 5. Элементы налога.
- 6. Порядок исчисления налоговой базы по ндс.
- 7. Налоговая система России и её структура.
- 8. Акцизы. Порядок исчисления акцизов.
- 9. Принципы налогообложения.
- 10. Методика начисления акцизов по адвалорным и специфическим ставкам.
- 11. Плательщики налога на прибыль. Ставки. Сроки отчётности и уплаты. Авансовые платежи по налогу на прибыль.
- 12. Принципы построения налоговой системы России.
- 13. Методика исчисления налогооблагаемой прибыли.
- 14. Система налогового законодательства России и налоговый кодекс рф.
- 15. Налоговые правонарушения и ответственность за налоговые правонарушения.
- Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- Элементы налогового правонарушения
- 3 Основания отнесения деяния к налоговому правонарушению:
- Налоговая санкция
- Обстоятельства, исключающие вину
- Обстоятельства, смягчающие ответственность
- Виды налоговых правонарушений
- Уголовная ответственность за совершение налогового правонарушения
- 16. Порядок исчисления налога на прибыль.
- 17. Права, обязанности и ответственность налоговых органов.
- Ответственность налоговых органов
- 18. Порядок определения доходов по налогу на прибыль.
- 19. Порядок определения расходов по налогу на прибыль.
- 20. Права и обязанности налогоплательщиков.
- 21. Виды налоговых проверок.
- 22. Налоговые вычеты по ндфл.
- 23. Принципы налогообложения по Смиту. Кривая Лаффера.
- Кривая Лаффера
- 24. Плательщики ндфл. Ставки. Сроки уплаты. Объекты обложения.
- 25. Методика исчисления налоговой базы по ндфл.
- 26. Экономическая сущность налогообложения. Субъекты и объекты налогообложения.
- 27. Понятие единых социальных платежей.
- 28. Краткая характеристика систем налогообложения малого бизнеса.
- Характеристика малого предпринимательства как субъекта налогообложения
- 29. Плательщики. Объект обложения есв. Сроки уплаты и формы отчётности по есв.
- Каков порядок начисления есв?
- 30. Порядок исчисления енвд.
- Как рассчитать единый налог на вмененный доход
- 31. Порядок исчисления налога на имущество предприятия.
- 32. Порядок определения налоговой базы по есв для отдельных категорий налогоплательщиков. Ставки есв.
- 33. Регистры налогового учёта по есв. Правила их ведения. Порядок исчисления есв.
- 34. Налог на имущество физических лиц.
- 35. Транспортный налог.
- 36. Льготы по есв. Ставки есв.
- 37. Расчёт суммы налога на имущество предприятия. Порядок уплаты. Льготы.
- 38. Специальные режимы. Краткая характеристика.
- 39. Условия и порядок перехода на усн. Плательщики усн. Объекты обложения.
- 40. Элементы налогообложения.
- 41. Налоги: основные понятия и определения. История возникновения налогов.
- 42. Сферы предпринимательства, деятельность которых попадает по енвд. Порядок определения енвд.
- Где действует «вмененка»
- Как соотносятся общие правила и местные особенности енвд
- Кто платит енвд
- Когда налогоплательщик перестает применять «вмененку»
- Какие налоги не нужно платить при «вмененке»
- Кассовая дисциплина и бухучет при енвд
- В какой инспекции плательщик енвд должен встать на учет
- Как рассчитать единый налог на вмененный доход
- Когда перечислять деньги в бюджет
- Как отчитываться по енвд
- Совмещение енвд и других систем налогообложения
- 43. Функции и принципы налогообложения.
- 44. Земельный налог. В России
- [Править] Объект налогообложения
- [Править] Налоговая база
- [Править] Налоговые ставки
- 45. Виды налоговых правонарушений. Меры ответственности.
- 46. Краткая характеристика региональных налогов.
- 47. Дайте краткую характеристику федеральным, региональным и местным налогам.
- 48. Сущность налогового механизма рф, понятие налоговой системы рф.
- 49. Порядок исчисления земельного налога.
- 50. Порядок исчисления налога на прибыль.