logo search
33988

2.1 Налог на добавленную стоимость.

Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые), подлежит возмещению. НДС занимает 2-е место среди источников формирования бюджета. НДС в настоящее время – основной и наиболее стабильный источник налоговых поступлений федерального бюджета.

НДС – косвенный налог на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

Показатель добавленной стоимости объективно характеризует результат собственной деятельности предприятия, результат труда, затраченного работниками данного предприятия. Этот показатель отличается от показателей валовой, товарной и реализованной продукции, которые отражают результаты труда, затраченного не только на данном предприятии, но и на предприятиях – поставщиках сырья, материалов, топлива и других используемых в процессе производства материальных ресурсов.

Ставки налога:

Существует три ставки налога: 0%, 10%, 18 %.

Ставка 0% применяется:

Нулевая ставка налога означает. что перечисленные товары (работы, услуги) освобождены от налога условно. Чтобы воспользоваться нулевой ставкой, нужно представить в налоговую инспекцию ряд документов.

По ставке 10% облагаются:

  1. продовольственные товары:

  1. товары для детей:

  1. продукция средств массовой информации и книжная продукция:

  1. лекарства, лекарственные средства, а также изделия медицинского назначения.

18% при реализации остальных товаров (работ, услуг).

Налоговая база – стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) с учетом акцизов и без включения в них НДС.

Кроме того в налоговую базу включаются:

Порядок исчисления налога

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет или возврату из него по итогам налогового периода (месяца или квартала), рассчитывается как сумма налога, начисленная к уплате в бюджет за минусом суммы налоговых вычетов.

Сумма налога, начисленная к уплате в бюджет, рассчитывается путем умножения налоговой базы на ставку налога.

Сумма налога рассчитывается по итогам налогового периода по всем налогооблагаемым операциям. Сложение полученных величин дает общую сумму НДС, начисленную за налоговый период.

Момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) определяется в зависимости от принятой на фирме учетной политики для целей налогообложения. Для определения даты реализации используются два метода: кассовый метод и метод начисления.

При методе начисления НДС начисляется после отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов.

При кассовом методе НДС начисляется после того, как покупатель оплатил товары, (работы, услуги).

Товар считается оплаченным в следующих случаях:

Вместо оплаты товара покупатель может выдать продавцу собственный вексель. В этом случае товар считается оплаченным, если покупатель оплатил вексель или продавец передал вексель третьему лицу.

Налоговые вычеты

Начисленная сумма НДС уменьшается на сумму налоговых вычетов. К вычету подлежат следующие суммы налога:

  1. Суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг). При этом должны быть одновременно выполнены следующие условия:

на приобретенные ценности (работы, услуги) есть счет-фактура, в котором указана сумма налога.

Если хотя бы одно из этих условий не выполнено, уплаченная сумма НДС вычету не подлежит.

2. суммы НДС, уплаченные фирмой на таможне при ввозе товаров на территорию России.

3. Суммы НДС, уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, если покупатель впоследствии возвратил товары или отказался от них. Вычет осуществляется не позднее одного года с момента возврата или отказа.

4. Суммы НДС, начисленные с ранее полученных авансов после того, как были реализованы товары (работы, услуги), под которые получен аванс, либо после того, как соответствующий договор был, расторгнут, а аванс возвращен покупателю.

5. суммы НДС, начисленные к уплате в бюджет при выполнении строительных работ для собственных нужд. Эти суммы подлежат вычету после того, как готовый объект строительства будет оприходован на баланс фирмы.

Суммы НДС, уплаченные в бюджет налоговыми агентами.

Есть три случая, когда сумма НДС не принимается к вычету, а увеличивает стоимость приобретаемого имущества или расходы покупателя.

  1. НДС нельзя принять к вычету. если товары (работы, услуги), основные средства и нематериальные активы использованы при производстве или реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС.

  2. НДС нельзя принять к вычету, если товары (работы, услуги) приобретены лицами, которые не являются налогоплательщиками или освобождены от уплаты налога.

  3. НДС нельзя принять к вычету, если имущество специально приобретено для осуществления операций, которые не признаются реализацией. Это, например, следующие операции:

НДС нельзя принимать к вычету, если товары (работы, услуги), основные средства и нематериальные активы использовались для производства и продажи товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет (возврату из бюджета)

Разницу между начисленной суммой налога и величиной налоговых вычетов нужно перечислить в бюджет.

Если по итогам месяца сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, начисленную к уплате в бюджет, отрицательная разница подлежит зачету или возврату налогоплательщику.

По Налоговому кодексу в течение трех месяцев, следующих за месяцем, в котором образовалась разница, налоговая инспекция имеет право самостоятельно засчитывать ее в счет уплаты налогоплательщиком НДС или других налогов, пеней и штрафов, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

По истечении трех месяцев сумма, которая не была зачтена, должна быть возвращена налогоплательщику по его заявлению.

Налоговая инспекция должна принять решение о возврате денег в течение двух недель после получения заявления и сразу передать это решение на исполнение в территориальное отделение федерального казначейства. На возврат денег, на счет налогоплательщика отделению дается две недели.

При нарушении налоговой инспекцией или федеральным казначейством отведенных им двухнедельных сроков на подлежащую возврату сумму начисляются проценты. размер процентов - 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка за каждый день просрочки.

Освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика:

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествовавших месяца сумма выручки от реализации не превысила в совокупности 1 млн. руб. (без НДС и налога с продаж) и в этот период ими не реализовывались подакцизные товары. Освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ. Право на освобождение используется путем направления в налоговый орган по месту своего учета уведомления. Налоговый период устанавливается как календарный месяц.

Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг).

Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается.

Применение налогов - один из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчётный доход и прибыль предприятия.

Налоги должны стать не только орудием сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны. Они должны способствовать структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию экономических интересов, укреплению на паритетных началах всех форм собственности.

Основную роль в российской системе фискальных платежей играют косвенные налоги, к которым относятся, в первую очередь, НДС, акцизы и таможенные пошлины, занимающие весомое место в доходах бюджета. Проектом федерального закона о бюджете на 2007г. запланированные доходы от НДС должны составить 138 млрд. рублей, тогда как акцизов – около 14 млрд. рублей, таможенных пошлин - 71 млрд. рублей.

Порядок и сроки уплаты налога

Налог нужно платить по итогам каждого налогового периода (месяца или квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

При ввозе товаров в Россию налог платится до принятия или одновременно с принятием грузовой таможенной декларации.

Сумма налога перечисляется на счет федерального казначейства, которое самостоятельно распределяет ее между бюджетами разных уровней в соответствии с нормативами, установленными законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Порядок и сроки представления отчетности

не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (месяцем или кварталом), все налогоплательщики должны представить в свою налоговую инспекцию декларацию по НДС. Форма декларации приведена в приказе МНС России от 26 декабря 2000г. № БГ-3-03/572.

Если у фирмы в течение налогового периода были операции, облагаемые НДС по ставке 0%, в налоговую инспекцию нужно подать отдельную декларацию. Ее форма также приведена в вышеназванном приказе.